Слушать
Слушать

"Первый раз - в первый класс" или, Как помочь ребенку адаптироваться к школе

29.08.2017

Как не сделать поступление вашего ребенка в школу историей, полной слез и тревоги? Что нужно знать ребенку, чтобы успешно адаптироваться в школьной среде? Какие факторы могут навредить ребенку и вызвать тревожные расстройства?

"Я хожу в школу, чтобы играть"

Одним из условий успешной адаптации ребенка является сформированная мотивация. Что это такое? Это понимание: куда я иду, зачем я иду, что я там получу и что мне для этого нужно делать.

Как правило, большинство будущих первоклассников на вопрос: "а ты хочешь в школу ?" - ответят "да, конечно!" А вот следующий вопрос: "а зачем?" - поставит половину из них в тупик. В этот момент начнется хаотичный поиск заготовленного в голове ответа. И он, как правило, убегает, если это не внутренний порыв к учебе.

На проверку готовности к школе в детском саду я часто использовала ряд картинки с историями, в которых ребенку нужно было определить - кто из детей "правильно" мыслит. Дети на картинках "рассказывают", что хотят в школу потому что:
- так сказала мама (папа)
- там можно будет учиться
- там можно будет играть с другими
- там можно стать взрослым
- там можно получить профессию
- там тебе буду ставить оценки, а значит, ценить.

Все истории достаточно провокативны, однако здоровой мотивацией, которая поможет адаптации, является только одна - стремление учиться.

Если ребенок выбирает игру - это означает, что при поступлении в школу его постигнет разочарование: почему нужно сидеть, почему нужно слушать, выполнять задания, а играть когда? И, конечно же, таких деток учителя часто называют гиперактивными - поскольку ребенок просто отсиживает урок и ждет "законного" времени игры.
Мотивации а-ля "стать взрослым, получить профессию" - являются ложными, потому что дети все равно до подросткового возраста остаются в статусе "ребенок", и профессию в школе на данный момент невозможно получить, соответственно в результате - чувство обмана и разочарование.

Как помочь?

Если вы действительно хотите помочь своему ребенку, проиграйте с ним историю от имени какого-то персонажа, который идет в школу, попутно спрашивая совета для продолжения истории у ребенка.

Можно использовать образы животных, на них срабатывает меньше психологических защит и ребенок чувствует себя в безопасности при участии в истории. Попросите помощи в придумывании истории и придумайте главному герою имя, смежное с именем ребенком, но не одинаковое ( Саша - Паша, Макс- Вакс, Лена - Ена и т.д.). Не бойтесь, если имя будет звучать странно, чем необычнее получится, тем лучше.

Ребенок обычно вовлекается в историю и может от имени персонажа сказать: "там страшно", или "он не хочет" или "там все хорошо и много книг", и т.д.

В конце истории вашего первоклассника можно спросить: а ты как думаешь? Что тебя в школе ждет?
Важно задавать ребенку вопросы, на которые нельзя ответить "да" или "нет".
Например: "а что там? а как ты думаешь? если бы… " Это поможет вам выяснить, что еще осталось не проясненным и что может волновать будущего школьника.

Правильные вопросы

Когда вы спрашиваете: "ну что, ты готов?" - ребенок ответит чаще всего "да". Конец истории. Когда вы спрашиваете: "как ты думаешь, что будет в первый день? Что бы ты хотел делать в первый день?"- это совершенно другая история.

Даже самые умные и подготовленные дети в период первых занятий могут чрезмерно истощаться и быть раздражительными.

Если вы хотите помочь ребенку пройти первые недели успешно, проигрывайте с ним стратегии. Обязательно не в прямой форме, а рамках игры. Чем веселее и абсурднее игра - тем больше расслабления и доверия у ребенка.

Например: "давай поиграем в игру: я покажу тебе жестами, как прошел мой день - а ты отгадаешь, и наоборот". Включайтесь в игру  как живой человек: "я тоже бываю расстроенный(ая), я тоже устаю, сегодня, может быть, не очень хороший день, но это не значит, что завтра будет такой же".

Школьник-первоклассник - это состояние, когда ты одной ногой в доме, а второй на улице. И непонятно, чего больше хочется: носиться по улице или дома картошку есть, и чтобы никто не видел. Ваша задача не переставлять насильно "ногу" и говорить - "иди туда", а предлагать варианты выбора с понимаем того, что результат выбора не за вами.

В какой-то момент ваш ребенок научится балансировать и научится регуляции : сейчас бегаю как конь по полю, а сейчас дома пазл складываю. Разрываться не обязательно, и новые обстоятельства - это всего лишь шаг вперед, шаг свободный и безопасный.

Психолог Ольга Голубицкая

Подписывайся на NewsONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.
Loading...