Прямой эфир

Интернет под колпаком: как спецслужбы собираются следить за украинцами через провайдеров

Размещено: 29.10.2020
Прослушка через провайдеров. Фото: rbc.ua

Уже скоро силовики могут получить упрощенный доступ к конфиденциальной информации украинцев. В целом ряде законопроектов, которые нынче находятся на рассмотрении комитетов ВРУ, предлагается дополнить законодательство новым требованием к интернет-провайдерам. За перепиской и звонками граждан могут следить при помощи специально установленных технических средств для "снятия информации".

Эксперты убеждены, что это может привести к тоталитарному сценарию развития государства, ведь "услуги" по незаконному сбору информации перейдут на новый уровень. Кроме того, возможны финансовые последствия и для самих провайдеров: монополизация рынка, рост абонентской платы.

Как и для чего собираются следить за личной жизнью украинцев, - в нашем материале.

"Слушать" без суда и следствия

Написанный 16 лет назад Закон "О телекоммуникациях" изначально содержал в себе норму, согласно которой операторы за собственные средства обязаны установить на своих телеком-сетях "технические средства, необходимые для осуществления уполномоченными органами оперативно-розыскных мероприятий". Это касалось только "телефонистов", наличие у которых инфраструктуры для прослушки разговоров стало одним из условий получения лицензии.

Независимо от того "вооружены" правоохранители соответствующим разрешением суда или нет, в рамках открытого уголовного производства можно получить доступ к "телефонным секретам" любого гражданина. Провайдеры же в свою очередь обязаны предоставить информацию о своем клиенте и данные его активности в интернете (время и длительность сеансов, IP-адреса, посещаемые сайты, объем информации и другие характеристики).

Помимо этого в особых случаях оперативники имеют право применять негласные следственные действия: например, тайно установить дома прослушку, вскрывать корреспонденцию, следить за содержанием переписки в интернете. Однако все эти возможности позволяют вести сбор информации, нацеленный только на конкретных фигурантов уголовного дела. 

Перейти на качественно новый уровень борьбы с преступностью обещают нардепы, инициирующие ряд законодательных изменений. В частности - в рамках законопроекта №4004 "...по повышению эффективности борьбы с киберпреступностью и использованию электронных доказательств"  и № 3196 "О Службе безопасности Украины".

"В данном случае, когда Служба безопасности хочет устанавливать на провайдерских узлах свои "черные коробочки" (за счет провайдера же), то речь идет о массовой, неконтролируемой прослушке. Уже десять лет наши "правопохоронные" органы с завистью смотрят на Россию, где уже стоит СОРМ (Система оперативно-розыскных мероприятий). До недавнего времени их попытки удавалось отбивать. Последний яркий законопроект на эту тему -  №6688, которым предполагалось узаконить решение СНБО и таким образом законодательно закрепить цензуру и прослушку", - заявляет один из лидеров сообщества "Украинский киберальянс" Андрей Баранович, более известный в сети под псевдонимом Шон Таунсенд.  

Предложенная законодателями модель мониторинга трафика больше всего напоминает ее российский аналог - СОРМ (Систему технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий). Прежде всего потому, что в таком варианте статьи ЗУ "О телекоммуникациях" не прописано, что предоставлять доступ к своей "черной коробочке" провайдер обязан только по решению суда, поэтому правоохранители могут запрашивать такую информацию напрямую на собственное усмотрение.

Пока же в законодательстве давно существует другая лазейка: проведение негласных следственных действий разрешается до постановления судьи, если дело касается тяжкого или особо тяжкого преступления. А поскольку инициировать досудебное расследование не предоставляет труда, до этапа вручения подозрения можно проводить "проверку" мнимых террористов и изменников родины.

За чей счет "праздник"

Специальные технические средства, которыми хотят "вооружить" всех провайдеров, предназначены для мониторинга трафика с возможностью фильтрации потока данных по отдельным маркерам: например, подозрительным сайтам и контактам. "Угроза" может прийти оттуда, откуда ее не ждали, поэтому контролируют все интернет-соединения, в сумме представляющие увесистый массив метаданных. Из этого массива программные алгоритмы затем выделяют самое важное и расшифровывают.

Устанавливать специальное техническое оборудование провайдеры должны за собственный счет. А в законопроекте реформы СБУ вводится примечание, что такая спецтехника должна производиться исключительно отечественными компаниями. Стоит отметить, что вопрос ее закупки при этом никак не раскрывается, а соответствующих мощностей для отечественного производства в стране нет (хотя в случае четких перспектив они обещают появится). 

Стоимость такого оборудования начинается от 50 тыс. долл. для "маленького" провайдера, а для "крупного"  счет идет на миллионы. По подсчетам специалистов, чтобы "покрыть" всю страну системой мониторинга, понадобится где-то 1,5 млрд долларов.

Впрочем, в конечном итоге закупка и установка такого оборудования все равно ляжет на плечи граждан: в случае финансирования из госбюджета - в виде налогов, из кармана провайдера - в виде возросшей абонплаты за услуги. 

По словам экспертов, такое требование создает дополнительное финансовое давление на субъектов хозяйствования и является неконституционным.

"Естественно, и блокировки, и "жучки" в Интернете, - удовольствие недешевое, и небольшим провайдерам просто не по карману. А значит, им придется подключаться только к тем, более крупным провайдерам, которые могут позволить себе подобное "железо", что приведет к переделу рынка телекоммуникаций, его монополизации, оттоку инвестиций из отрасли, и, конечно, коррупции и торговле данными граждан", - прогнозирует Баранович.

Борьба с коррупцией или новая коррупция?

Как заявляют депутаты, новая редакция статьи закона позволит усилить борьбу с киберпреступностью, выявляя ее на ранней стадии и действуя превентивно, а также "масштабировать" контрразведку. Однако эксперты не слишком верят в эффективность таких мер.

"В данном случае, на мой взгляд, цель не оправдывает средства. Слишком дорогое решение для узких задач. Если кого и поможет ловить такая система мониторинга, так только мелких мошенников, поскольку любой более-менее знающий человек, а тем более - профессиональный хакер, сможет ее обойти и не станет заходить в интернет со своего IP-адреса. В то же время такое оборудование позволяет следить за большим количеством политических оппонентов, находить связи в кругу их знакомых. У спецслужб нет такого понятия как "злоупотребление": если бы была возможность, они бы мониторили содержимое желудка и цвет нижнего белья. Такая работа - знать все обо всех", - считает эксперт в сфере информационной безопасности Дмитрий Петращук.

Прерогатива на проведение прослушки может превратиться в эксклюзивную услугу для коррумпированных силовиков. В прошлом году в пресс-центре СБУ сообщали о поимке своих коллег, которые за два месяца прослушки "брали" по 9 тыс. долларов. Достаточно придумать надуманный повод для возбуждения уголовного дела - и можно идти за соответствующим разрешением в суд.

Так, по оценке международных наблюдателей, в Украине выдается как минимум в 4 раза больше судебных разрешений на прослушку, чем в странах Европы и США: около 20 тыс. ежегодно. Однако в целом масштабы такого "бизнеса" оценить сложно, поскольку "учет обращений о предоставлении разрешения на снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей в Главном управлении СБУ не ведется".

Кроме того, сам экземпляр судебного разрешения на прослушку ни операторам, ни провайдерам не предоставляется. Это один из факторов, который мог бы позволить представителям спецслужб "грамотно" превышать свои полномочия.

Впрочем, перспективы воплощения в реальность новых требований к провайдерам - довольно туманны. С такой инициативой депутаты упорно выступают с 2004 года, но никаких результатов это не принесло. Исключение - так называемые драконовские законы Януковича, принятые в Раде 16 января 2014-го и отмененные чуть более недели спустя, знаменуя бегство "легитимного президента". В них, среди прочего, хотели обязать провайдеров помимо установки оплачивать закупку специального оборудования для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Так что еще есть шанс, что масштабная прослушка внедрена не будет.

Ксения Цивирко

Источник: newsone.ua

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.

Загрузка...