Слушать
Слушать

Конфисковать или подождать: будет ли быстрая победа в войне с "евробляхами"?

14.11.2017

59 тыс. автомобилей с литовскими номерами сейчас находятся на территории. Украины. 70% из них - с временной регистрацией. Такие цифры приводят литовские СМИ со ссылкой на литовскую таможню. Возможно, что они еще недолго будут колесить по Украине.

С чего все началось

8 ноября Государственная фискальная служба сообщила, что вместе с литовскими таможенниками начала совместное расследование относительно ввоза в Украину автомобилей с литовской регистрацией.

По состоянию на начало октября, налоговики насчитали 236,6 тыс. автомобилей на "евробляхах", которые находятся в стране незаконно. Это значит, что иномарки из другой страны прибыли в Украину в режиме "транзита" или "временного ввоза", но все законные сроки их пребывания исчерпаны.

Чаще всего авто на еврономерах перегоняют из Польши, Литвы, Германии, Чехии и Болгарии. В начале октября ГФС зафиксировала 54,7 тыс. авто из Литвы, и с этим показателем она находится на втором месте в топ-5 стран-ЕС, откуда ввозят иномарки на "бляхах". Прошло немногим больше месяца, и литовцы насчитали таких уже 59 тыс.

Вместе с количеством автомобилей растет и заинтересованность в поиске. Литовские власти не прочь разобраться с фирмами, которые фиктивно принимают на работу украинцев и те получают право ездить на "евробляхах". Как говорят эксперты, схема тянет на несколько уголовных статей. В Украине тоже хотят добраться до реальных, а не фиктивных владельцев авто на еврономерах. Интерес вполне понятен. Легальный ввоз - рост налоговых поступлений. А речь идет о немалых деньгах. 56,3 тыс. импортных автомобилей с пробегом, которые ввезли в Украину с начала года, обеспечили 4,3 млрд грн налоговых поступлений. Это в три раза больше, чем чистая прибыль украинских банков за тот же период.

Что будет с автомобилями?

Пока что литовская таможня и ГФС Украины не давали публичный отчет о результатах расследования. Когда же расследование презентовали, чиновники деликатно не упомянули о последствиях для литовских фирм и украинских граждан, которые ввязались в схему с "евробляхами".

Директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко на своей страничке в Facebook описывает довольно суровый сценарий изъятия автомобиля.

После того как литовская страховка и техосмотр просрочены, включается таймер, и через полгода авто снимают с учета. С этого момента транспортное средство перестает быть "автомобилем на еврономерах". Оно становится авто без регистрации. Литовская таможня может обменяться с украинскими налоговиками всеми данными о таких автомобилях. Затем информацию получит полиция, а вместе с ней и право отправлять авто на "бляхах" на штафплощадки. Забрать оттуда машину может только владелец - то есть литовская компания. Если не забирает, то он становится бесхозным.

Однако правозащитник Владимир Караваев считает, что так быстро и категорично решить вопрос не получится, потому что для конфискации авто с иностранными номерами нужно соответствующее международное соглашение.

"Кроме того, важен ответ на вопрос: а соответствует ли такое соглашение нормам международного права? Не все так просто, - говорит Караваев. - Все должно происходить с учетом норм международного права. Ни Литва, ни Украина их нарушать не могут. В том, что их не нарушит Литва, я не сомневаюсь. Если она не пойдет на нарушения, то и наши без Литвы, при всем своем желании, ничего сделать не смогут".

Литва и Украина еще не поставили точку в расследовании, так что сейчас ждать быстрых и решительных действий со стороны украинских полицейских нет смысла. Ведь конфисковать автомобиль, это значит, что нужно отправить его в Литву, а для этого нужны основания.

"Пару лет назад всплывала история. В Литве начали меняться собственники юрлиц (в том числе тех, которые фиктивно оформляли украинцев своими сотрудниками и разрешали вывозить автомобили, - ред.), и некоторые стали заниматься "рэкетирством", - рассказывает Владимир Карваев. - Они требовали от людей, которые уже рассчитались за автомобили (на еврономерах, - ред.), заплатить еще раз. Суммы называли небольшие - от 500 до 1 тыс. евро. Если отказаться, то владелец юрлица может официально обратиться в полицию в связи с незаконным завладением транспортным средством, и оно будет объявлено в розыск. Вот в этом случае уже выдерживаются все нормы, и тогда уже наша полиция может его конфисковать и ставить на штафплощадку".

Интересно, что пока нет никакой информации о совместном расследовании ГФС и польских таможенников. Хотя количество временно ввезенных автомобилей из Польши в два раза больше, чем из Литвы - 118 тыс. против 54,7 тыс.

"Могу предположить, что в Польше могут более жестко, чем в Литве, относиться к нормам международного права, - говорит Караваев. - Хотя я уверен, что и Литва подойдет к вопросу очень осторожно. Это вопрос ее репутации. Но если бы намерения были серьезными, как минимум прозвучало бы, что соглашение есть или оно готовится. Поскольку я даже намека на такое соглашение не слышал, у меня возникает подозрение, что его и быть не может, а если его и составят, то оно может противоречить нормам международного права".

Анна Гончаренко

Подписывайся на NewsONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.
Loading...