Возвращение техосмотра: 9 фактов, которые нужно знать автомобилисту

Размещено: 04.10.2017
Возвращение техосмотра: 9 фактов, которые нужно знать автомобилисту

В министерстве инфраструктуры объявили о подготовке законопроекта, которым в Украину вернут технический осмотр автомобилей. На почве недостатка официальной информации уже начали расти слухи и откровенно фантастические истории.

  1. Почему о введении техосмотра заговорили именно сейчас?

Один из авторов законопроекта, старший научный сотрудник государственного предприятия "ГосавтотрансНИИпроект" Валентин Мержиевский объяснил, что изначально на рассмотрение парламента подавался законопроект №4683. Он как раз и предусматривал проведение пресловутого техосмотра – по-научному, проверки пригодности транспортных средств к эксплуатации. Он был разработан, в частности, и на основании Директивы 2014/45/ЕС. Основная же причина, почему вдруг решили вспомнить о техосмотре - заключение соглашения об Ассоциации Украина-ЕС. Мол, в договоре об ассоциации есть этот обязательный пункт. Однако документ был отклонен профильным комитетом Рады с рекомендацией разделить его на два отдельных законопроекта, что и было сделано.

"Есть два вектора проверки – проверка соответствия конструкции автомобиля, которая была ранее утверждена, и проверка его исправности и пригодности к эксплуатации. На данный момент в Украине действуют нормы обязательного технического контроля транспортных средств, но они не касаются авто, принадлежащих гражданам", - объяснил Валентин Мержиевский.

То есть, сам по себе техосмотр как понятие никуда не исчезал – он остался для предприятий, а не для рядовых автовладельцев.

  1. Кто будет осуществлять техосмотр?

Сразу оговоримся, что под техосмотром, о котором речь, мы понимаем на проверку пригодности авто к эксплуатации. Этой проверкой будут заниматься специально подготовленные эксперты. Претенденты в эксперты пройдут платное обучение в учебных центрах или будут изучать вопросы самостоятельно, а потом сдадут независимое тестирование. После успешной сдачи претендент получает номер, который должен быть отображен на его личной печати. Только эксперт с таким номером имеет право подписать Сертификат о пригодности автомобиля к эксплуатации.

Но еще интересный момент: у эксперта может быть штат помощников. Если в его деятельности (или в деятельности помощников) заметят нарушения, то эксперт будет оштрафован, а может и вовсе потерять право на проверку на 3-5 лет. По информации законодателей, чтобы техосмотр заработал в том виде, в котором он будет эффективен, в Украине нужно создать около 2 тысяч новых пунктов технического контроля и до десятка учебных центров.

Читайте также - Мининфраструктуры: Обязательный техосмотр авто в Украине введут поэтапно

  1. Как будет проходить проверка?

Будут проводиться инструментальная, органолептическая и визуальная проверки не только автомобилей и их прицепов, но и мотоциклов и тракторов, двигающихся со скоростью выше 40 км/ч. По ее итогам водитель получит Сертификат пригодности и наклейку на стекло, где будут указаны следующая дата прохождения проверки и уровень вредных выбросов по шкале Евро (Евро-4, Евро-5, Евро-6 и т.п.). Он будет внесен в соответствующий Реестр транспортных средств. Для новых легковых авто следующая проверка будет проводиться через четыре года после госрегистрации, а потом каждые два, а для коммерческих – ежегодно.

  1. Смогут ли пройти проверку старые машины?

По словам Валентина Мержиевского, техосмотр смогут пройти не только владельцы новеньких автомобилей, но и старых машин. Он объяснил свою позицию на примере автомобиля марки ВАЗ, так как подобных авто до сих пор много на украинских дорогах.

"Техосмотр смогут пройти и владельцы автомобилей ВАЗ, ЗАЗ. В данном случае будет проверяться соответствие автомобиля тем нормам, которые действовали на дату его первой регистрации. При этом если перевести машину в категорию исторической, и получить соответствующие номерные знаки, то Сертификат уже не нужен", - сказал он.

  1. Когда в Украине введут техосмотр?

На этот вопрос пока нет однозначного ответа. В данном случае чиновники ссылаются на Приложение XXXII к главе 7 "Транспорт" Соглашения об ассоциации. Здесь указаны сроки, согласно которым должна состояться имплементация Соглашения относительно введения техосмотра.

"Срок имплементации: в течение одного года для автотранспортных средств, используемых в международных грузовых перевозках; в течение трех лет для автотранспортных средств, используемых в международных пассажирских перевозках; в течение пяти лет - для всех автотранспортных средств", - сказано в документе. Однако точных дат в тексте нет.

Не больше ясности в этот вопрос внес и начальник Управления безопасности на транспорте и технического регулирования Мининфраструктуры Антон Щелкунов. Он уточнил, что на данный момент все сроки приблизительные, и их можно будет определять только после принятия самого закона.

В данном случае многие эксперты сходятся во мнении, что правительство не пойдет на скорое принятие этого закона, ведь он не популярен среди населения, а у нас скоро выборы.

Читайте также - Кабмин: обязательный техосмотр автомобиля должен быть зафиксирован на видео

  1. Будут ли останавливать для проверки?

Как это ни кажется странным сегодня, но да. В разработанном документе предусматривается проведение так называемой придорожной проверки.

"Согласно Директиве 2014/47/ЕС будет проводиться также придорожная проверка пригодности к эксплуатации коммерческих транспортных средств (грузовики, полуприцепы, автобусы), то есть, в частности, проверка того, как пункты технического контроля выполнили свою работу. Инспектор на дороге сможет остановить транспортное средство, как резидентов, так и нерезидентов. И если он выявит несоответствия, то такое транспортное средство будет отправлено на дополнительный технический контроль, а его предыдущие исполнители взяты на учет", - отметил Валентин Мержиевский. 

  1. Перестанут ли пускать в ЕС автомобили без техосмотра?

По словам заместителя главы Мининфраструктуры Юрия Лавренюка, на сегодняшний день Украина обязана вводить техосмотр. Менее чем через год страны ЕС выполнят указания относительно ужесточения требований к техническому контролю автомобилей и перед Украиной встанет вопрос ребром.

"ЕС выпустил 45-ую Директиву, которой обязал все страны-участницы ужесточить требования к техническому контролю автомобилей, то есть усилить его. Они сами себе поставили срок – май 2018 года. Нам Директива пришла в автоматическом режиме, так как мы подписали Соглашение об Ассоциации. Если мы сейчас не пойдем на такие же шаги, то в мае, когда все страны отрапортуют о выполнении взятых обязанностей, каждое государство отдельно может в автоматическом порядке применять санкции относительно въезда в Европу. Если мы сейчас, к примеру, ничего не будем делать, а в июне Венгрия объявит о запрете въезда на свою территорию без техосмотра, то перевозчики сами к нам придут и начнут спрашивать, что делать и где его пройти", - объяснил Лавренюк.  

Читайте также - "Укравтодор" хочет сузить дорожные полосы: как это отразится на безопасности движения

  1. Кто и как будет контролировать наличие техосмотра?

Контроль за наличием техосмотра у автомобиля, по задумке авторов законопроекта, будет вестись в автоматическом режиме.

"Наши работники вместе с МВД намерены ввести устройства для автоматического считывания техосмотра. Это не будут, как раньше, талоны, выписанные на колене. Это пока идеи, но планируем сделать голографическую наклейку на стекло, которую нельзя будет подделать. Она будет клеиться под стекло и в случае, когда ты захочешь ее снять, повредиться. То есть ее нельзя дважды цеплять. Наклейка должна быть на лобовом стекле, и в дальнейшем, может лет через 10, мы дойдем к тому, что техосмотр будет контролироваться автоматически", - сказал замминистра инфраструктуры Юрий Лавренюк.

Он объяснил, что на дорогах будут устанавливаться металлические рампы, на которых будут размещены специальные устройства для считывания информации о наличии ТО. Тот же "Укравтодор" уже получил распоряжение заложить на эти цели средства. Во время строительства новых дорог государственного и международного значения эти рампы будут заложены на стадии проектирования. В случае с дорогами местного и регионального значения, то за них будут отвечать облгосадминистрации в рамках проведения децентрализации.

"Будем устанавливать оборудование для фиксации нарушений – техосмотр, скорость, габаритно-весовые и другие. В идеале проверка будет осуществляться автоматически и полицейских на дорогах быть не должно. Даже если кто-то и будет стоять, то у него должно быть устройство для считывания информации", - добавил Лавренюк.

  1. Зачем и кому нужно устанавливать тахограф?

Тахограф – это прибор, который устанавливается в автомобили для контроля за скоростью, режимом труда, отдыхом водителей и членов экипажа.

Установка тахографов обязательна на тех автомобилях, которые осуществляют международные перевозки. Это требование ЕС.

По данным многочисленных исследований, такие приборы помогают снизить количество аварий. Кроме того, показатели тахографа являются юридическим документом, имеют силу в суде и являются основанием для наложения взысканий правоохранительными органами.

Мария Бабич


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.