Проступок, но не преступление: как изменят Уголовный кодекс и накажут пьяных водителей

Размещено: 08.06.2018
Проступок, но не преступление: как изменят Уголовный кодекс и накажут пьяных водителей Фото: autonews.ua

7 июня парламент принял в первом чтении изменения в Уголовный кодекс. Они изменят понятие "преступление" на "уголовное правонарушение". Также будет иной классификация правонарушений. Сейчас есть четыре вида преступлений - небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие. Вместо этого предлагаюn оставить два вида уголовных правонарушений - преступления (нетяжкие, тяжкие и особо тяжкие) и уголовные проступки.

Что такое уголовные проступки?

Фактически, это правонарушения, которые пока что называются преступлениями небольшой тяжести. Уголовные проступки - это нарушения, максимальное наказание за которые - штраф до 3 тыс. необлагаемых минимумов доходов (51 тыс. грн).

Сейчас есть 200 видов нетяжких преступлений. После того как классификацию изменят, 126 из них уйдут в категорию проступков, а остальные, по которым предусмотрено лишение свободы. - в категорию преступлений. Что важно:

  • за подготовку к проступку не предусмотрена уголовная ответственность;
  • после того как нарушитель, который совершил проступок, выполнил решение суда и отбыл наказание - уплатил штраф, судимость гасится.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: БИЧ УКРАИНСКИХ ДОРОГ: ПОЧЕМУ ДАЖЕ НЕВИНОВНЫЙ ВОДИТЕЛЬ ВСЕГДА ПЛАТИТ ЗА ВИНОВНОГО ПЕШЕХОДА

Зачем это нужно?

Понятие "проступок" есть в уголовном праве множества стран, в том числе Турции, Швейцарии, Германии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Италии, Австрии. Из бывших союзных республик его нет в Молдове и Азербайджане. Готовятся его ввести не только Украина, но также Армения и Россия.

После того как перетрясут классификацию преступлений, по проступкам будут проводить дознание - то есть на расследование будет отводиться всего месяц со дня вручения подозрения. Заниматься дознанием смогут уполномоченные полицейские, госисполнители, сотрудники СБУ, силовики ГФС, сотрудники Государственного бюро расследований, детективы НАБУ. Это должно снизить нынешнюю высокую нагрузку на следователей, и они смогут направить основные силы на расследование тяжких и особо тяжких преступлений. Сейчас, по подсчетам замглавы столичной полиции Вадима Трояна, на одного следователя приходится по 300 дел. В общем количестве преступлений 25% - тяжкие и особо тяжкие.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДОРОГА БЕЗ СМЕРТИ: КАК СОКРАТИТЬ КОЛИЧЕСТВО ДТП НА ТРЕТЬ

Будет ли ужесточение наказаний?

Да, авторы законопроекта предлагаюТ сделать более суровыми наказания за многие преступления, или уголовные правонарушения, как их будут называть. Например:

  • умышленное нанесение тяжких телесных повреждений (ст. 124 УК), нанесение повреждений средней тяжести и тяжких по неосторожности (ст. 128), незаконный аборт (ст. 134) - добавят возможность лишения свободы до 2 лет (сейчас есть только ограничение свободы до 2 лет);
  • ненадлежащее выполнение обязанностей медиками (ст. 137) - штраф вырастет со 100-300 необлагаемых минимумов до 1-4 тыс. необлагаемых минимумов (17-68 тыс. грн), разглашение врачебной тайны (ст. 145) - штраф вырастет до 1-4 тыс. необлагаемых минимумов, тогда как сейчас - до 50 минимумов (850 грн);
  • нарушение равноправия в зависимости от расы, национальности и других признаков (ст.161) - к штрафу и ограничению свободы предлагают добавить возможность лишения свободы на срок до 3 лет.

Также увеличиваются штрафы и/или добавляется возможность лишения свободы в статьях о нарушении тайны опекунства, избирательных правах, процедуре трансплантации, безопасности производства; ужесточается ответственность за хулиганство, кражу, грабеж, мошенничество, растрату, по некоторым финансовым, экологическим статьям и прочим.


Есть много предложений повысить штрафы по статьям, которые попадают в категорию уголовных проступков. Но даже после увеличения, в основном они не выпадают из этой классификации. Однако есть исключения. Например, предлагают новшества в ст. 286 - нарушение ПДД или эксплуатации авто, если из-за этого кто-то получил повреждения средней тяжести. Сейчас это штраф от 200 до 500 необлагаемых минимумов (от 3,4 тыс. до 8,5 тыс. грн), а будет от 3 до 5 тыс. минимумов (от 51 тыс. до 85 тыс. грн), то есть уже не уголовный проступок, а преступление.


О чем еще предстоит поспорить, так это о появлении в Уголовном кодексе новой статьи 286-1 о вождении в состоянии опьянения. Сейчас это административка (ст. 130 Кодекса об административных правонарушениях), а будет уголовка. Однако это нарушение, учитывая размер штрафа, попадает в категорию уголовных проступков, так что судимость можно будет погасить после его уплаты.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОРОЖНЫЙ ФОНД: ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН И КАК БУДЕТ СПАСАТЬ УКРАИНСКИЕ ДОРОГИ?

Как будут наказывать пьяных водителей?

За вождение в пьяном виде предлагают штрафовать на 1-2 тыс. необлагаемых минимумов (17-34 тыс. грн) с лишением прав на срок до трех лет. За повторное нарушение - штраф до 3 тыс. минимумов (51 тыс. грн) и лишение прав на срок от 2 до 3 лет.

Сейчас штраф - 600 минимумов (10,2 тыс. грн) и лишение прав на год. Повторное нарушение за год - 1,2 тыс. минимумов (20,4 тыс. грн) с изъятием авто.

"Во времена горбачевской антиалкогольной кампании управление ТС в состоянии опьянения повторно за год стало тогда уголовно наказуемым, - объясняет адвокат Вадим Володарский. - Однако от этой практики быстро отказались, закон изменили. Суды оказались перегружены такими делами, которые нужно было рассматривать по всей уголовно-процессуальной процедуре... И органы следствия тоже (это не то, что протокол составить на месте и "забыть", как по "админке")..."

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ОПЛАТИТЕ ЗА ПРОЕЗД: КАКИМИ БУДУТ КОНЦЕССИОННЫЕ ДОРОГИ В УКРАИНЕ

Также Вадим Володарский обратил внимание, что административным правонарушением оставят отказ водителя от медицинского освидетельствования - это нарушение остается в статье 130 Кодекса об административных правонарушениях.

"Если "пьянка" переходит в "уголовный" разряд, то отказ давать доказательства против себя уже в уголовном производстве (хоть и про уголовный проступок) - еще сомнительнее с конституционно-правовой точки зрения, чем это есть сейчас, - считает адвокат. - Думаю, что вопрос (если эти нормы будут приняты и начнут работать) довольно быстро дойдет-таки до Конституционного суда… Очень важно, как будет проводиться медосвидетельствование на состояние опьянения. Ибо есть основания полагать, что "продувка на месте" требованиям УПК (Уголовного процессуального кодекса, - ред.) соответствовать не будет. То есть каждое подозрение на "пьянку" - поездка к наркологу? Для водителей это будет плохая новость. Механизм для шантажа водителей в руках полиции будет в этом случае еще более мощным. Но тут важно, какова будет подзаконная нормативка по этому вопросу. А вот учитывая качество работы патрульных, есть основания думать, что многие дела в судах будут "рассыпаться", а то и до суда и не доходить... По ним ведь нужно будет дознание проводить, перед тем как в суд направить. Это проектом тоже предусмотрено. И в случае непризнания своей вины подозреваемым - это почти полноценное следствие. С возможностью назначения экспертизы при несогласии с результатами медосвидетельствования (хотя по вождению в состоянии опьянения не совсем понятно, как и по каким материалам она будет проводиться, как и какие образцы будут отбираться и т.п.) Кстати, различных процедур в зависимости от вида предполагаемого опьянения, - алкогольного или наркотического, - не предусматривается.

В общем, как всегда, под прикрытием полезных, в принципе, изменений в уголовное право и процесс в целом, - в отношении водителей хотят "закрутить гайки". Ну а нам, адвокатам, придется разрабатывать новые методы защиты по таким делам... Потому что случаи, когда привлекать к ответственности пытаются невиновных, вряд ли прекратятся". 

 

Анна Гончаренко