Миссия без кредита: чем обернется для Украины отсутствие денег от МВФ

Размещено: 17.05.2018
Миссия без кредита: чем обернется для Украины отсутствие денег от МВФ politeka.net

В Украину прибыла вторая в этом году техническая миссия Международного валютного фонда. В феврале представители МВФ работали в стране по просьбе украинской стороны и обсуждали с нашими властями выполнение обязательств, ход реформ. В мае команда технической миссии будет встречаться с представителями органов власти и рынка управления активами.

В отличие от оценочной миссии техническая не подразумевает, что последует решение о выдаче очередного транша. Но напрячься стоит - кредитная программа не выполняется, деньги Украина не получает, свои обязательства не выполняет, а валюта во второй половине года будет очень нужна для погашения внешних долгов. Без нее для Украины дело пахнет дефолтом в 2019-2020 гг. То есть риски есть уже в год президентских и парламентских выборов - зачем это политикам? Но и  кредиторам наш дефолт тоже ни к чему - если государство объявляет, что не в состоянии рассчитываться с долгами, гасить свои обязательства перед Фондом мы тоже не будем.

Кредитная программа зажата еще и в политические тиски - все обязательства, на которых сейчас более всего настаивает МВФ, зависли на уровне принятия решений парламентом и правительством. На слуху два обязательных пункта: ВР должна разобраться с антикоррупционным судом, а Кабмин - с ценой на газ для населения. В этих двух вопросах зарубежные доноры проявили свою настойчивость - Украина предлагает варианты, но все они идут вразрез с четкими установками кредиторов: антикоррупционный суд должны формировать при непосредственном участии международного общественного совета экспертов, а тарифы на газ необходимо пересматривать по импортному паритету. Все комбинации, которые на данный момент предложила украинская сторона, в МВФ отмели.

Антикоррупционный суд. Последние схемы от политиков, которые те предложили МВФ, касались возможности Высшей квалификационной комиссии судей Украины преодолеть право вето общественного совета международных экспертов на кандидатуру того или иного судьи антикоррупционного суда.

Газ. Тарифы - второй по значимости вопрос, после антикоррупционного суда. В прошлом году Кабмин своим постановлением обязался пересматривать расценки, но свое же решение сначала проигнорировал, а потом отсрочил. Последний вариант пересмотра цен от "Нафтогаза": повышение на 58%-65%, в зависимости от объемов потребления газа. Если потребитель вписывается в норму 3,3-5,4 куба в месяц на человека, цена не меняется, если потребляет больше, она увеличивается с июня до 10,99 тыс. грн за куб, а с октября до 11,47 тыс. грн за куб. МВФ такая формула не подошла.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СПОР МВФ И УКРАИНЫ: ПРИДЕТСЯ МИРИТЬСЯ ИЛИ ПОРА РАСХОДИТЬСЯ

О действующей программе

Действующую в данный момент расширенную программу финансовой помощи МВФ и Украина согласовали в марте 2015 года. Срок ее действия - до марта 2019 года на общую сумму 17 млрд долл. На данный момент Украина получила 8,7 млрд долл.: в марте 2015 года - 5 млрд долл., в августе 2015 года - 1,7 млрд долл., в сентябре 2016 года - 1 млрд долл., в апреле 2017 года - 1 млрд долл.


"После принятия расширенной программы с 12,5 до 17,5 млрд, МВФ выдвинул, а Украина подписала и обязалась выполнить 11 маяков-реформ. Это было весной 2017 года. Из них Украина выполнила половину одного - половинчатую пенсионную реформу, - говорит глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. - Несмотря на это, МВФ, не только как финансовый, но и как политический институт, понимая, что Украину нужно поддерживать, сократил условия до четырех: антикоррупционный суд, приватизация, запуск рынка земли и реформа системы госуправления, которая сводится к реформе избирательного законодательства".


Но где же в этом списке газ и повышение тарифов? Эксперт объясняет, что вопрос повышения политически надуман - МВФ нужны рыночные отношения и рыночная цена, которую Украина с монопольным рынком не может обеспечить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: БЕДНЫЕ ИЛИ ПРИБЕДНЯЕМСЯ: СКОЛЬКО В УКРАИНЕ НЕОБЕСПЕЧЕННЫХ ЛЮДЕЙ

О новой программе

Министр финансов Александр Данилюк давал разные прогнозы об объемах и сроках получения транша. В начале 2018 года рассчитывал на два транша, первый из которых - уже в мае. Май подходит к концу, и один из последних прогнозов министра - июнь этого года. Но перед получением в стране еще должна поработать оценочная миссия, сделать выводы и согласовать их, так что и этот срок кажется нереальным.

Также глава Минфина заговорил о новой кредитной программе, но уже после окончания действующей. Данилюк уточнил, что новую уже пора структурировать, а тут как раз подоспели рекомендации от постоянного представителя МВФ в Украине Йоста Люнгмана. Он напомнил о внедрении и работе над восемью реформами: реструктуризация НБУ, чистка финансового сектора, система управления госфинансами и налогами, пенсионная реформа, реформа энергетического сектора, приватизация, борьба с коррупцией, рынок земли. То есть к следующей программе ничего нового Украина не изобретет - вопросы плюс-минус те же и они все далеки от разрешения.

"Главный вопрос - создание антикоррупционного суда. В этом очень показателен опыт Румынии: там создание таких органов закончилось посадкой десятков чиновников, министров, судей и т.д. Наша элита это знает, половина парламента не готова сесть за решетку и поэтому вопрос антикоррупционного суда для них важнее вопроса получения или неполучения транша, - говорит экс-министр экономики Виктор Суслов. - До конца программы остается меньше года, Украина вступила в период избирательной кампании, а все кампании связаны с популистской политикой. Если сейчас что-то и стоит на кону, то это один транш МВФ - 1 млрд долл. или несколько больше, который радикально ничего не решит. Я допускаю, что в этот период наше руководство готово к тому, что транша не будет". 

 

Андрей Новак говорит, что сейчас шанс на получение зависит уже не столько от очередности действий, а от того, сделает ли украинская власть хоть один из четырех обозначенных Фондом шагов. Однако она оказалась в политических тисках: приватизация, антикоррупционный суд, избирательное законодательство и рынок земли в канун выборов ей невыгодны.

"На тему избирательного законодательства есть только анонс спикера ВР, что в октябре будут рассматривать кодекс во втором чтении, - говорит эксперт. - Перед властью дилемма: что выполнить? Антикоррупционный суд и избирательное законодательство - удары по самим себе, провести прозрачную приватизацию - это значит не получить то, что хотят, и рынок земли нельзя запустить, потому что на выборах будет провал".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: О ЧЕМ МОЛЧИТ ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА: ПЯТЬ ПРЕГРАД НА ПУТИ К НАКОПИТЕЛЬНОЙ ПЕНСИИ

Справимся или нет?

Почему кредит МВФ важен, NewsOne уже писал: в 2018-2020 гг. мы должны выплатить 25 млрд долл. по внешним долгам - это гарантированный государством долг и обязательства госкомпаний. Гасить нужно в валюте, а для этого необходимо обеспечить ее поступление. Но прямые иностранные инвестиции потребности не покрывают, поступления от экспорта тоже - мы продаем меньше, чем покупаем, так что нужно размораживать кредитование, иначе придется запускать руки в резервы. Откроет ли это Украину под дефолт, и в какие сроки?

Виктор Суслов считает, что Украина еще может пройти этот год и продержаться на остатках валютных резервов в следующем году, но в течение нескольких ближайших лет дефолт - реальная перспектива, и причина его уже не столько в срыве программы кредитования:

"Известно, что в конце 2019 года у нас заканчиваются договора с "Газпромом" на покупку и транзит газа. ЕС вместе с "Газпромом" надеется завершить строительство "Северного потока-2", который полностью должен компенсировать ГТС. У нас часто забывают, что на 50% - это проект ЕС, его строят крупнейшие голландские, немецкие, французские компании. То же касается и "Турецкого потока". Для Украины с 2020 года это будет означать потерю от 2 до 3 млрд долл. платы за транзит в год. Эти потери превышают транши и это прямые потери, а не кредиты. Ведь мы не должны рассматривать кредит МВФ как финансирование - их нужно вернуть, а доходы от транзита играют намного более важную роль, поскольку их можно вкладывать в развитие. Это, с моей точки зрения, тот фактор, который с 2020 года резко повышает риск дефолта. Этот вопрос можно было бы уладить - еще есть время. Но тогда Украина должна вступать в переговоры с Россией, идти на взаимные уступки, составлять большой пакет договоренностей. Но украинская дипломатия еще не поднялась до уровня понимания необходимости таких переговоров".

Андрей Новак считает, что сроки дефолта значительно ближе - максимум в 2019 году:

"Если помножить сумму в 25 млрд долл. на курс, заложенный в бюджетной резолюции, а это далеко за 30 грн, становится ясно, что силами только госбюджета этот долг будет невозможно обслужить. Или нужно перестать платить пенсии. Резервы есть (18 млрд долл., - ред.), но их, во-первых, не хватает, во-вторых, их нельзя свести к нулю. Иначе курс будет не 30 грн за долл., а три раза по 30 грн. Поэтому нам очень нужны валютные вливания".

 

Анна Гончаренко