"Налог на мозги": почему айтишников решили выделить в отдельную группу ФЛП и кому это выгодно

Размещено: 07.03.2019
"Налог на мозги": почему айтишников решили выделить в отдельную группу ФЛП и кому это выгодно Фото: StackSocial

В начале февраля Минсоцполитики предложило новый законопроект, который должен пресечь схему, позволяющую компаниям платить меньше налогов. Речь идет об оформлении украинцев на работу как ФЛП.

После того как среди населения поднялась волна возмущения, Петр Порошенко заявил, что вопрос по закону о ФЛП закрыт, и IT-отрасли ничего не грозит. По его словам, дополнительное налогообложение - это не решение, ведь мешает росту компаний, что идет вразрез с национальными интересами.

Но вот айтишников-фрилансеров вновь хотят загнать в гетто "официального трудоустройства". В Минсоцполитики обнародовали новый законопроект. Теперь специально для IT хотят создать дополнительную, пятую, группу единого налога.

Какие налоги хотят взыскать с IT-сектора, и действительно ли новый законопроект - это альтернатива другим способам борьбы с "тенью"?

Налоги для новой группы

IT-индустрия - самый перспективный сектор экономики. Он растет на 20% каждый год. В перспективе он может стать лидирующей экспортной отраслью уже в ближайшие 2-3 года. Благодаря IT в украинскую экономику только в 2017 году поступило 3,6 миллиарда долларов, и около 4,5 миллиарда - в 2018 году.

Основная причина, почему в стране с высоким уровнем коррупции и низким уровнем качества жизни так стремительно развивается IT-сфера - это упрощенная система налогообложения. Именно на таких условиях работают около 90% специалистов. ФЛП растут как на дрожжах: в сфере информационных технологий только за последние три года их количество возросло в полтора раза. Больше всего предпринимателей-айтишников - в Харьковской, Киевской и Львовской областях.

Для тех, кто предоставляет услуги в сфере IT, хотят создать новую группу ФЛП. Под критерии подходят украинцы, которые занимаются:

  • изданием компьютерных игр и другого программного обеспечения;
  • компьютерным программированием и консультированием по его вопросам;
  • обработкой данных и размещением информации на порталах.

В пятую группу могут включить тех, кто сам не использует труд других наемных лиц. Их доход также не должен превышать 7,5 миллиона гривен в год.

При этом айтишники смогут работать на месте, которое предоставит компания, смогут использовать ее оборудование. Этот критерий был прописан в предыдущем законопроекте Минсоцполитики. Если бы его приняли, то "работодателя" такого ФЛП должны были бы штрафовать.

Какое налогообложение предполагает пятая группа? Уже со следующего года единый социальный взнос, то есть отчисления в Пенсионный фонд, такие ФЛП будут оплачивать в двойном размере, а единый налог с дохода повысят с текущих 5 до 10%. В 2021 году он составит уже 6%, в 2022-м - 7%. И такое повышение будет длиться по проценту в год вплоть до 2025 года.

Если же доход ФЛП за год будет больше 7,5 миллиона гривен, придется заплатить 15% налога.

Авторы законопроекта считают, что он поможет защитить IT-предпринимателей. Тогда айтишники не будут опасаться визита налоговиков, работодателям не будут угрожать существенные штрафы. К слову, та же цель была и у прошлого законопроекта.

Также авторы убеждены, что такая форма налогообложения поможет наполнить госбюджет. В страну потечет валюта из-за рубежа, и ее часть в виде налогов будет оставаться в стране. Благодаря этому курс гривны станет стабильнее.

Аргументы "за": спокойная совесть и отсутствие принуждения

Некоторые экономисты затрудняются спрогнозировать влияние законопроекта на сектор. Говорят, тема слишком специфична. Но есть и те, кто твердо согласен с законопроектом. Они сходятся на том, что новый вариант стал компромиссным решением для бизнеса.  

Если сравнивать с общей системой налогообложения, то повышение налога до 10% выглядит понятным. Оно намного меньше, чем 22% ЕСВ (в случае официального трудоустройства). Также у программистов появится возможность работать вне штата. Разницу же в налогах могли бы покрыть заказчики. 

Новый законопроект никак не контролирует и не ограничивает третью группу ФЛП, к которой сейчас и принадлежат айтишники. Таким образом, перевод в пятую группу не будет насильным. В законопроекте не фигурируют инспекторы, проверки. Налоговая также не сможет давить на "работодателей", чтобы они переводили ФЛП в штат.  

Мотивацией сотрудников переходить в пятую группу может стать работа без страха, что уже завтра у министерства появится новая инициатива наказывать "тень". А увеличение отчислений существенно повлияет на дефицитный Пенсионный фонд на фоне "старения нации". Специалисты считают явным плюсом то, что у законопроекта прописан переходный период, и новшества не станут неожиданным "ударом поддых" бизнесу. 

 

Экс-президент компании, которая является одним из крупнейших операторов связи, Петр Чернышов считает, что эти нормы правильные. Он ранее предлагал ежегодно увеличивать налоги для ФЛП даже не на 1, а на 2%. Тогда, по его мнению, ФЛП "умерли бы сами". При этом он считает, что предпринимателей, которые не принадлежат к сфере IТ, можно не трогать. 

Кстати, он предполагает, что и без действий Минсоцполитики схемы с ФЛП прекратят действие. Например, когда компаниям нужно будет получить кредит от западных инвесторов  или банков, ведь они дают деньги только "компаниям с понятной структурой". Также крупному заказчику может не понравиться то, что заказ выполняют сотни людей, деятельность которых не контролируется, и тогда компаниям придется отказываться от ФЛП. 

Официальные работники, опрошенные NEWSONE, тоже не против нововведения. Возможно, потому что ощущают некую справедливость: в отличие от ФЛП они платят больше налогов. 

Аргументы "против": "утечка мозгов" и отмывание денег

Даже небольшое повышение налогов может привести к тому, что высококвалифицированные IТ-специалисты будут мигрировать в страны с более комфортными условиями труда, считают эксперты. Также многие не понимают, почему решили выделить именно айтишников, и называют происходящее лоббированием этого сектора. 

Речь о дискриминации по отраслевому признаку. Ведь юристам, маркетологам, аудиторам не предоставили возможности работать как ФЛП. Основания выделения этой категории не ясны. Такие причины, как высокая вероятность их миграции, - нелогичны, рассказал экономист Алексей Кущ NEWSONE. 

"У IT-бизнеса есть защитники в парламенте в отличие от других секторов. Это лоббирование вредит цельности общей системы, ведь нельзя создать на каждый бизнес новую группу ФЛП. Завтра еще кто-то потребует шестую группу, затем - седьмую, восьмую и так далее. Украине нужны общие и равные правила игры на рынке", - говорит он.  
"Есть два пути решения проблемы: интенсивный и экстенсивный. Пока мы идем по второму пути, увеличивая налоги. Из-за этого предприятия вынуждены уходить в тень, а правительство - вновь ужесточать налоги на "белые" предприятия. Первый же путь, путь системных реформ, поиска точек соприкосновения государства и бизнеса, привел бы к увеличению официального денежного оборота," - добавил эксперт. 

Кущ также считает, что установка лимита на уровне 7,5 миллиона гривен вместо 5 миллионов даст то, что под видом IT будут отмывать деньги.

О том, что нужно, наоборот, снижать налоговую нагрузку, говорят и иностранные партнеры Украины. Они не совсем одобряют введение дополнительной группы. Светлана Михайловская из ЕБА считает, что, сперва нужна качественная основа, на которую дальше можно нанизывать все составляющие. 

Бизнес также предлагал провести немного иное разграничение предпринимателей: не на IT и не IT, а на тех, кто работает на краткосрочных проектах, например, до года, и тех, кто выполняет задачи для одного заказчика более длительное время. 

А председатель Государственной регуляторной службы Украины Ксения Ляпина утверждает, что настоящая цель Минсоцполитики - нажиться на бизнесе. По ее словам, с ФЛП просто пытаются "вытрясти" деньги на выплату пенсий, а о заботе о самих работниках тут речи нет. Ведь в условиях дефицита рабочей силы в Украине рабочие и так могут обеспечить себе соблюдение трудовых прав, и во вмешательстве государства нет необходимости. Жалоб от ФЛП нет, ведь их никто не заставляет регистрироваться как предприниматели.  

В борьбе с тенизацией экономики было бы важно сначала изменить Кодекс законов о труде Украины, осовременить его. Обновленный текст уже находится в Верховной Раде и ожидает рассмотрения во втором чтении (законопроект №1658). Также можно было бы уменьшить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Нужны стабильные правила ведения бизнеса на последующие годы, ведь в Украине в Налоговый кодекс вносились изменения уже более 300 раз за последние несколько лет. 

Ждать ли внедрения европейской практики

Мало в каких странах такие лояльные условия для IT, как в Украине. Разве что в Румынии вообще нет подоходного налога для IT. В Индии же его нет в первые 3 года.  

В Польше программисты отдают государству 5% от дохода. В Беларуси компании платят 9% налога на доходы физлиц и не платят налог на прибыль. Низкие налоги также в Грузии и Болгарии, но среди наших программистов пока нет большого спроса на переезд в эти страны. В других странах налоги существенно выше, но там качество жизни лучше, а риски –-меньше. 

Паниковать IT-сектору пока не стоит. Законопроекту еще предстоит пройти оба чтения в Верховной Раде и избежать ветирования президентом. Нардепы же считают, что компромиссу вновь не бывать и законопроект не пройдет голосование в ВР. Они утверждают, что скоро нам стоит ждать еще один законопроект, который будет кардинально отличаться от предложенных ранее. Также депутаты могут просто не успеть проголосовать за новшества для айтишников, и тогда их очередь придет лишь после выборов президента. А второе чтение может состояться уже после выборов парламентских.  

Если законопроект не примут, это не значит, что с теневым трудоустройством не смогут бороться. У нас уже есть механизмы, чтобы переквалифицировать взаимоотношения с предпринимателями в трудовые. Налоговая уже сейчас часто доначисляет компаниям налог на доходы и военный сбор, если считает, что работодатель пытается уклониться от налогов. По сути, руководствуется она теми же критериями, которые были озвучены в предыдущем законопроекте. 


У законопроекта есть много плюсов: переход в новую группу без принуждения, относительно невысокое повышение налогов, наполнение Пенсионного фонда. Но есть и минусы: повышение налогообложения давит на карманы украинцев и ухудшает их мотивацию работать в нашей стране. Другие же категории бизнеса остаются ущемленными. В любом случае, учитывая огласку данной темы, вряд ли законопроект примут вопреки желанию населения. 

Анна Пешкова


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.