Купить слона. Как Зе собирается продавать банки, Укрпочту и Укрзализныцю

Размещено: 01.08.2019
Купить слона. Как Зе собирается продавать банки, Укрпочту и Укрзализныцю Иллюстрация. Фото: NEWSONE.ua

Недавно Зеленский сообщил о подготовке большой приватизации, которая должна произойти уже в этом году. А замруководителя Офиса президента Алексей Гончарук рассказал о том, что начать хотят с государственных банков, а также продать доли в Укрзализныце и Укрпочте. Для этого нужно показать инвесторам независимость Нацбанка и наладить работу судебной системы, говорит он. 

Продадут ли украинские крупнейшие компании, и что ждет их сотрудников после приватизации - в материале NEWSONE.ua. 

Продать государственные банки

Сейчас в Украине есть четыре госбанка: "Приват", "Ощад", "Укрэксимбанк" и "Укргазбанк". Из них лишь "Приват" получил реальные доходы - более 11,5 миллиарда гривен. Другие же получили 1 миллиард, то есть, в сущности, работают "в ноль", пока государство вливает в них ликвидность. 

Эксперты считают, что иностранные инвесторы, покупая украинские банки, повысят их надежность и прибыльностьНо важен период их продажи и цена: надо "отбить" хотя бы то, что государство в них вложило. Выгодная продажа - под большим вопросом. Скорее всего, инвестор не захочет покупать банк за большие деньги, тем более когда в стране идет война, а условия ведения бизнеса недостаточно прозрачны. 

За "Приват", например, покупателю нужно было бы отдать хотя бы 150 миллиардов гривен, хотя это "чемодан без ручки" - по нему существует уйма долговых обязательств перед народом. Понимая этот аспект, Гончарук не зря рассказал о планах привлечь в страну 10 первоклассных импортных банков. Почти никто другой из нерезидентов попросту не может купить такие дорогие активы.

Кстати, такие банки могут стать лакомым кусочком для наших бизнесменов, но закончиться все тогда может как с "Приватом". Велика вероятность, что банк, который выкупит кто-нибудь из олигархата, будет обанкрочен и затем национализирован, а его долгами займутся налогоплательщики.

Финансовый аналитик Алексей Кущ уже рассказывал NEWSONE.ua, что можно было бы сделать с гоcбанками, чтобы выгодно их продать. По его словам, "Укргазбанк" вполне реально приватизировать при улучшении рыночной конъектуры. Другие крупные банки можно продавать только акциями. "Приват" же разделить на три частиюридическую оболочкуту часть, что выдавала бы кредиты, и платежный сервис "Приват 24". Именно последний было бы легко продать. 

Для простых же вкладчиков банков ничего практически не изменится от их приватизации, за исключением того, что в частном учреждении гарантируют возврат вкладов до 200 тысяч гривен, а в государственном обязуются вернуть полную сумму. Получается, людям в целом выгоднеечтобы банк был государственным. 

И если с банками все более-менее понятно, то с "Укрпочтой" и "Укрзализныцей" сложнее.

Приватизировать "Укрпочту" 

"Укрпочта" вынуждена оказывать услуги дешевле, чем это экономически оправдано, и доставлять пенсии себе же в убыток. Для компании это минус 1 миллиард гривен ежегодно. 

Алексей Кущ предлагал объединить "Ощадбанк" и "Укрпочту" в единый украинский почтовый банк, добавить элементы страхования жизни и продать. Между "Укрпочтой" и "Ощадбанком" уже даже подписан меморандум о сотрудничестве. Почте передали часть функций по обслуживанию населения. 

По сути, к приватизации "Укрпочтымы уже приблизились, когда в 2017 году сделали ее публичным акционерным обществом, что позволило кому угодно покупать ее акции.  

А руководитель госпредприятия Игорь Смелянский заявлял, что крупные китайские компании готовы участвовать в приватизации, ведь им это интересно для транзита в Европу и Турцию. Он предлагал приватизировать четверть акций "Укрпочты", и продать долю ее недвижимости. Правда, через 3 года, а не в 2019 году. 

Почему речь идет только о частичной продаже? Полностью продавать "Укрпочту" нельзя, считают эксперты. 

"У нас достаточно конкурентный рынок почтовых услуг. "Укрпочта" на сегодняшний момент имеет официальную функцию доставки пенсий и периодики в дальние села. Все хорошо понимают, что инвестор хочет прийти на конкурентный рынок, и не хочет на социально значимый, но убыточный. Пенсионеры завязаны именно на "Укрпочту". Они явно не перестроятся, даже если вы поставите бесплатный вайфай: у них просто нет гаджета по определению. Кто будет заниматься этим? Китайцы? Это сложные вопросы", - говорит NEWSONE.ua экономист Олег Пендзин. 

Что будет дальше с "Укрпочтой", если 25% все-таки выкупят? Как говорил сам Смелянский, часть людей уволят, а зарплаты могут даже снизиться. Вряд ли собственник соблюдал бы все социальные обязательства перед трудовым коллективом. Кроме того, даже не четверть, а десятая доля акций дает возможность существенно влиять на работу компании. Государство потеряет после приватизации уменьшит свое влияние на важное для экономики предприятие. 

Можно для иллюстрации привести пример "Укртелекома", который был с "Укрпочтой" одним предприятием. Новый владелец не проводил его модернизацию, снизил зарплаты, и теперь "Укртелеком" подешевел. Его хотят вновь национализировать. Подобные случаи были и с такими предприятиями, как "Росава",  "Макеевский металлургический комбинат",  "Никопольский южно-трубный завод". Так что не факт, что инвестор - это всегда лучше. 

Избавиться от "Укрзализныци"

За 2018 год общий размер убытка железнодорожного оператора вырос в 6 раз и составил 501 миллион гривен. Это одна из самых коррумпированных отраслей, где систематически средства используют нецелевым образом. Чему удивляться, если коррупция у нас на уровне Ирана: мы получили 29 баллов из 100 от Transparency International в 2016 году. 

Как и в случае с "Укрпочтой", социальные функции, а именно дешевые пассажирские перевозки, идут в минус для предприятия. Усугубляет ситуацию с убыточностью "Укрзализныци" то, что тарифы на грузовые перевозки у нас в среднем 10 раз меньше, чем за рубежом. Товары делят на три класса и внеклассные грузы, из-за чего дорогим грузам в итоге пришлось уйти в автотранспорт. При том, что за границей такого деления нет.  

Государство дотирует некоторые финансовые группы при помощи низких тарифов на железной дороге. К примеру, дешевле всего перевозить уголь и железную руду. Более 70% всего угля добывает энергохолдинг ДТЭК Рината Ахметова, а треть руды -  его "Метинвест".

Из-за всего этого у предприятия не хватает денег, чтобы покрыть ремонт полотна, обновить вагоны, локомотивы. У многих из них износ - 90%. В итоге не удается обеспечивать запросы крупных экспортных предприятий.

Наша экономика ориентирована на экспорт, и нам очень важно, чтобы логистические системы работали как часики. С "пробками" и поломками не удастся эффективно работать, а уже сейчас составы могут днями стоять под солнцем. Поэтому в правительстве планировали, что грузовыми перевозками будут заниматься частные компании. 

"Это ключевой и самый интересный актив государства. Приватизация путем корпоратизации - это очень просто. Активы и грузовые перевозки попадут в частные руки, пассивы, "железки", социальная составляющая будет в государственных руках и будут банкротиться", - говорит NEWSONE политтехнолог Руслан Бортник.

В прошлом году статус "Укрзализныци" уже поменяли с публичного (как у "Укрпочты") на частное акционерное общество, хотя все акции и запрещено продавать. Но изменить это довольно просто. 

Финансовый аналитик Алексей Кущ подчеркивает, что приватизация будет стоить госбюджету дорого. Все самое ликвидное уйдет частным компаниям, возможность проводить модернизацию сократится еще больше. Государству придется содержать имущество, выплачивать соцобязательства перед работниками, а пассажирские перевозки будут убыточными. 

Экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава тоже подчеркивает, что государство должно будет субсидировать пассажирские и пригородные перевозки. Практика дотирования таких вот перевозок используется в Германии. Там из бюджета выделяют под это 12 миллиардов евро в год.  По его словам, в Европе практика приватизации железной дороги не используетсяВ Латинской же Америке произошла полная приватизация железных дорог, но в итоге транспортировка пассажиров оказалась под вопросом.

Ну купите слона 

Пока что приватизация этих двух предприятий не предусмотрена законом -  для нее должно быть решение Верховной Рады. Но у "Слуги народа" есть монобольшинство в парламенте.

Хотя такой интерес к теме у команды президента любопытен, ведь ее торпедирование может не совсем хорошо сказаться на рейтинге Зеленского и "Слуги народа" в целом. Работники госпредприятий против приватизации, так как раздутый штат придется сократить, а производительность труда - повысить. Кстати, справедливо ли перекладывать на голову инвестора увольнение людей и суды с профсоюзами - отдельный вопрос. 

В целом взгляды экспертов на продажу крупных государственных компаний расходятся. Некоторые считают, что это могло бы их спасти от коррупции, и что нужно уничтожить конкуренцию государства с частным сектором. А другие называют приватизацию злом и попыткой максимально избавится от госактивов в угоду западным партнерам. Они также приводят в пример 2014 год, когда мы тоже объявили план на массовую приватизацию, но прозрачных случаев так и не дождались.  

Но даже если мы выставим предприятия на продажу, не факт, что их приобретут. За первую половину этого года мы выполнили лишь 1,6% от годового плана по поступлениям от продажи украинских компаний. В итоге дефицит бюджета пришлось перекрывать из других источников. В прошлом же году было ненамного лучше: поступило 269 миллионов гривен при плане в 18,8 миллиардов. Инвестор не заинтересован в наших компаниях. 

Помимо обсуждаемых "Укрзализныци" и "Укрпочты", не так много предприятий, у которых были бы "лакомые кусочки". Из 1 300 объектов, которые можно было бы приватизировать, реальная серьезная ценность есть лишь у 100. Другие компании либо зависят от российских поставок сырья, либо связаны с коррупционными скандалами.

Поэтому приватизация будет не так скоро, считают эксперты. 

"Я не выделял бы фразы об "Укрзализныце" и "Укрпочте" из общего контекста. Речь шла в первую очередь о необходимости приватизации госбанков, которую можно было бы провести, когда окончательно нормализуем судебную систему, а на это нужно время. Потому что любой нормальный инвестор к нам прежде не зайдет. И мне кажется, это все было сигналом о том, чтобы зашли 10 крупнейших мировых банков", - говорит Олег Пендзин. 

Действительно, инвесторам нужна понятная стратегия и четкие правила на таможне. Поэтому и рано наследовать опыт других стран, к примеру, Китая. Там совершенно другая ситуация, другой менталитет и уровень коррупции. Провести все реформы, чтобы эффективно продать предприятия, в этом году Зеленскому практически нереально. 

Поэтому в первую очередь надо говорить не о приватизации, а о том, чтобы государство развивало предприятия. К примеру, если говорить о железной дороге, то она не должна быть просто донором социальных услуг. Нужно повысить стоимость грузовых перевозок и развивать транспортировку дорогих грузов. Что же касается пассажирского сообщения - внедрить дневное движение, увеличив скорость, чтобы составы использовали более эффективно. Изменить ценообразование, так как в него, например, заложен "фирменный" коэффициенткоторый неизвестно как просчитывается. Реформируй - не хочу. 


По сути, Украина застряла в шпагате между неэффективным и коррупционным государственным управлением компаниями и минусами от возможной приватизации. Идея команды Зеленского понятна, и она во многом может послужить во благо экономике страны, но вряд ли ее стоит внедрять уже в этом году. С приватизацией нужно быть очень осторожными и не принимать поспешных решений. Иначе отдадим компании за копейки, а покрывать социальные расходы будем из госбюджета. 

Анна Пешкова