Дыра в 90 млрд и повышение минималки на 400 грн: что украинцам ждать от бюджета-2019

Размещено: 18.10.2018
Дыра в 90 млрд и повышение минималки на 400 грн: что украинцам ждать от бюджета-2019 Фото: allnews.com.ua

Министерство финансов зарегистрировало в парламенте проект бюджета на 2019 год еще в сентябре, но Рада проголосовала за него в первом чтении только на сегодняшнем заседании. Премьер Владимир Гройсман окрестил его "Бюджетом розбудови країни". А некоторые эксперты уже успели выступить с критикой, что этот документ писался под диктовку и в угоду МВФ, притом еще и без существующих цен на газ.

NEWSONE.ua разбирался, по каким показателям и цифрам Украина будет жить в 2019 году, какие основные риски этого документа и удовлетворил ли он требования МВФ.

Основные показатели

Для общего понимая сложившейся картины, начнем с заложенных правительством в бюджете цифр.

Итак, доходы бюджета должны составить 1008,4 миллиарда гривен, расходы - 1094,4 миллиарда гривен, а дефицит заложен на уровне почти 90 миллиардов гривен.

В следующем году планируется рост ВВП на уровне 3% при инфляции в 7,4%. Что же касается обязательств государства по кредитам, то эта цифра достигла 1,3 триллиона гривен. Гройсман заявлял, что планирует в следующем году уменьшить сумму долга по отношению к ВВП, поэтому следует помнить, что 2019-ый будет одним из самых сложных годов по долговой нагрузке и выплате кредитов.

Правительство намерено продолжить повышение минимальных зарплат и прожиточного уровня. Так, с 1 января 2019-го минималка должна подняться до цифры в 4 173 гривны. Прожиточный минимум с 1 января повысят до 1 853 гривен, с 1 июля - до 1 936 гривен, с 1 января - до 2 027 гривен.

Увеличение финансирования предусмотрено по большинству основных сфер. К примеру, больше денег выделят на образование (242,1 млрд грн), здравоохранение (92,3 млрд грн), ремонт дорог (56 млрд грн), социальные расходы (301,8 млрд грн).

Как правительство распределило расходы?

Ведомство  
Генпрокуратура 7,2 млрд
МВД 82,3 млрд
Минэнергетики 3,7 млрд
Минэкономразвития 8,6 млрд
МИД 4,4 млрд
МинВТО 0,2 млрд
Минкульт 6,8 млрд
Минобороны 101,4 млрд
Минобразования 110,6 млрд
Минздрав 95,8 млрд
Министерство экологии 8,3 млрд
Минсоцполитики 179,6 млрд
Минрегион 16,7 млрд
МинАПК 14,6 млрд
Мининфраструктуры 3,3 млрд
Укравтодор 48,1 млрд
Министерство молодежи и спорта 3,1 млрд
Минфин 310 млрд
Минюст 13,8 млрд
Мининформполитики 0,5 млрд
НАБУ 0,9 млрд
СБУ 9,4 млрд
НАН Украины 4,6 млрд
Национальная академия медицинских наук 2,7 млрд
Национальная академия аграрных наук 1,3 млрд
Служба внешней разведки 2 млрд
Итого 1 094,4 млрд

Как бюджет наполнять будут?

Доходы  
Налог на прибыль предприятий 92,6 млрд
Рента 48,6 млрд
Акциз с произведенных в Украине подакцизных товаров 89,4 млрд 
Акцизный налог с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров 44,3 млрд 
НДС с произведенных в Украине товаров (работ, услуг) с учетом бюджетного возмещения 94,6 млрд 
НДС по импорту 339,4 млрд 
Ввозная пошлина 30,5 млрд
Вывозная пошлина 0,8 млрд
Деньги от НБУ 45,6 млрд
Доля чистой прибыли и дивиденды госпредприятий 44,5 млрд
Всего 1 008,4 млрд

Читайте также - ДВОЙНАЯ ПЕНСИЯ: КАК ЭТО РАБОТАЕТ В МИРЕ И ЧТО ГОТОВЯТ УКРАИНЦАМ НАРДЕПЫ В 2019 ГОДУ

"Жизнь в долг"

В разговоре с NEWSONE.ua экономист Алексей Кущ объяснил, что в нынешней ситуации наибольший риск существует, когда годовой бюджет по статье "расходы" попытаются освоить в ближайшие полгода.

"Рассмотрим те параметры, которые закладываются, на примере субсидий. У нас планируется повышение цен на газ примерно на 25%. В то же время затраты на субсидии планируют даже немного уменьшить. Получается, что коммуналка значительно вырастет, а сумма денег - уменьшится. Цифра в 50% домохозяйств, которые не могут сами оплачивать услуги, вырастет как минимум до 66%. Таким образом, денег, которые закладываются в бюджете, на субсидии не хватит. В данном случае предусмотренные деньги могут израсходовать уже зимой. Дальше правительству придется искать пути как-то сокращать расходы или объявить о том, что казна пуста и субсидий не будет", - объяснил он.

При этом может сложиться и такая ситуация, когда в период с января по март нынешнее правительство попытается "запихнуть" весь годовой бюджет и по доходам. То есть будут израсходованы все предусмотренные средств, а также из экономики могут "выкачать" максимальные суммы для пополнения статьи "доходы".

"Годовой бюджет, который могла бы позволить себе наша экономика, будет исчерпан на протяжении первых шести месяцев. Начиная со второго полугодия, мы будем жить не по тем средствам, которые может позволить себе экономика", - указал Кущ.

По мнению эксперта бюджет-2017 был более или менее реалистичным. Тогда украинцы начали жить в долг с октября-ноября за счет доходов будущих периодов. В 2018 году этот период наступил в сентябре. В следующем году страна может начать жить за счет будущих ресурсов уже с апреля-июня.

"В Украине государство собирает с экономики намного больше денег, чем она может дать. Но при этом нет эффективных институтов для инвестирования и расходования этих средств. У общества нет эффективных механизмов контроля за государством. Это происходит в форме каких-то журналистских расследований, но нет связи между фактом злоупотребления и наказания за это", - подчеркнул эксперт.  

Со своей стороны, экономический эксперт Александр Савченко уверен, что бюджет-2019 копия нынешнего. Он также согласен, что поднятие цен на газ является существенным риском его невыполнения. Так, если стоимость повысят, то бюджет придется пересчитывать, увеличивать дотации, возрастут расходы.

Читайте также - БЕНЗИНОВЫЙ БУНТ: ПОЧЕМУ В УКРАИНЕ РЕЗКО ПОДСКОЧИЛИ ЦЕНЫ НА ТОПЛИВО И КОГДА ЖДАТЬ СНИЖЕНИЯ

Все на выборы

Решающим фактором в формировании и реализации бюджета-2019 являются двойные выборы, которые ждут Украину в следующем году.

В данном случае избирательный год несет большие риски, так как из-за неопределенной ситуации может наблюдаться дестабилизация курса, что приведет к дополнительной эмиссии, а значит и инфляции.

Кроме этого стоит помнить, что каждый депутат постарается выжать для себя максимум из бюджета, для того чтобы профинансировать собственный избирательный округ.

Никто не застрахован и от того, что определенные политические группы в парламенте не начнут раскачивать ситуацию, и будут использовать принятие бюджета в своих политических целях.

"У правительства есть задача - создать максимально позитивный фон по бюджету до марта-апреля 2019-го, а дальше пусть другие разбираются", - считает Кущ.

Довольно недовольный МВФ

Ни для кого не секрет, что МВФ старается полностью контролировать процесс написания, а затем и принятия бюджета, так как это является одним из основных требований выделения следующего транша. Однако мы не увидели никаких заявлений по этому поводу, когда в сентябре миссия покинула Украину.

"МВФ ожидает реалистичного бюджета, поэтому и не дал денег. В Фонде пока недовольны, так как не прописано увеличение цен на газ. Там ждут, когда же примут бюджет, а тогда и будет приниматься решение по траншу", - сказал NEWSONE.ua Савченко.

Со своей же стороны, Кущ объяснил, что Украине сейчас нужно завести экономические двигатели и формировать свои расходы и доходы исходя из стратегии восстановления экономики. МВФ же хочет законсервировать наше состояние. Любое динамичное развитие несет в себе угрозу нестабильности. В Фонде очень боятся, чтобы Украина перешла в период бурного роста, который может сопровождаться бурным падением. МВФ не верит в перспективу нашей экономики.

"Его задача - заставить государство максимально сокращать социальные статьи. И если бы была воля МВФ, то правительству пришлось бы вообще отказаться от системы субсидий", - считает он.

По его словам, МВФ это циничный и вообще лишенный сантиментов финансовый орган, который считает, что если экономика не может обеспечить необходимого промышленного и социального развития, то активная часть населения должна выехать, а оставшиеся должны жить по средствам экономики без лишних кредитов.

В Фонде уверены, что Украина очень медленно движется в процессе деиндустриализации и десоциализации своей экономики. То есть намного быстрее отказываться от индустриальной составляющей и снять социальный настрой государства.

"В целом в МВФ будут довольны, но хотели бы видеть еще большее сокращение социальных статей", - добавил он.

Как уже говорилось выше, Рада приняла предложенный правительством проект бюджета на 2019 год. Однако это еще только первое чтение. Нужно теперь дождаться, какие изменения и правки будут внесены до второго чтения, и ждать очередного повторения "бюджета под елочку", так как в условиях избирательного года все захотят урвать себе кусок.

Мария Бабич


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.