Затраты в 37 раз больше прибыли: почему украинские фильмы не окупаются и как завлечь зрителя в зал

Скриншот: "Поводырь"

В этом году нас почти каждый месяц нас радовали новыми украинскими фильмами. Отечественные ленты побеждают на кинофестивалях, на их создание выделяют серьезные суммы из государственной казны. В Министерстве культуры скандируют бум украинского кино и зарождение отечественного проката. Но цифры не врут - народ обходит вниманием наши ленты. Большинство фильмов не “отбивают” даже десятой части своих вложений, а есть и те, которые в прокате собирают не миллионы, а тысячи гривен.

Почему бюджеты производства в разы превышают кинопрокатные сборы, и что делать, чтобы исправить эту ситуацию - в материале NEWSONE.

Сколько собирают украинские фильмы 

Три фильма частично украинского производства в прошлом году выдвинули на "Оскар" от нашей страны, Литвы и Словакии. В этом году фильм "Донбасс" получил награду за лучшую режиссерскую работу, а восторженные критики назвали его "криком сердца".

По словам главы Госкино Филиппа Ильенко, “бум” украинского кино происходит из-за увеличения финансирования со стороны государства, и отказа от российского контента. Также важную роль здесь играет то, что продюсеры стали лучше рекламировать фильмы. После Евромайдана и оккупации Россией украинских территорий, и зритель, и кинотеатры стали обращать все больше внимания на украинский продукт.

Но одних только похвал кинокритиков и побед на кинофестивалях недостаточно. Украинским фильмам далеко до окупаемости.

Фильм “Бобот” собрал в прокате в 7 раз меньше денег, чем на него выделили из бюджета. “Брама” - в 8 раз меньше, “Позывной Бандерас” - в 10, “Донбасс” - в 11. Совсем печальную тенденцию показали “Благородные бродяги” - они собрали в 21 раз меньше выделенных средств от той суммы, на которую производство поддержало государство. Тайный дневник Симона Петлюры” собрал в 23 раза меньше, “Герой моего времени” - в 33 раза, “Когда падают деревья” - в 37.

“Похищенная принцесса” полностью покрыла госпомощь. Продюсеры мультфильма говорят, что все дело в успешной рекламной кампании картины. Но в “ноль” по общему бюджету она так и не вышла. Прокат мультфильма в мире еще длится, и деньги планируют отбить полностью. В Украине и за рубежом картину уже посмотрели 800 тысяч зрителей.

Из картин этого года только “Безумная свадьба” покрыла расходы бюджета. Собрать удалось в 4 раза больше, чем потратить.

Сколько тратят на производство 

Финансирование отечественного кино за последние годы увеличилось примерно в шесть раз. В 2011 году на него выделили 95 миллионов гривен. Министр культуры Евгений Нищук рассказывал, что в 2014 году, когда он только пришел на свою должность, бюджет ведомства составлял только 25 миллионов. Этого было достаточно для сьемки лишь нескольких картин.

Государство серьезно взялось за финансирование украинского продукта. К 2017 году сумма выросла до полумиллиарда. В этом году на кино пошел уже миллиард, а в следующем - еще больше. Минкульту на патриотические фильмы выделят 700 миллионов гривен, а Госкино - еще 508 миллионов.

Достаточное финансирование дало свои плоды. По данным Украинской киноассоциации, в этом году на экраны вышло с полсотни украинских фильмов, и все они частично профинансированы государством. В то время как 5 лет назад при поддержке государства выпустили только 13 картин, а семь лет назад вышел лишь один фильм. Сейчас активно снимают новые картины, в которых играют уже не только украинские, но и голливудские и европейские актеры.

В следующем году хотят привлечь иностранных режиссеров. Должны заработать нормы Закона о государственной поддержке кинематографии в Украине. Там прописано, что иностранные производители смогут вернуть до 17% расходов на кино, снятое в Украине. Еще 10% вернут иностранным актерам и авторам, если они оплатят здесь налоги. Это называется “cash rebates".

Предложение достаточно заманчивое, так что можно ожидать рост кинопроизводства. Но будет ли украинский зритель покупать билеты на эти фильмы, или станет и дальше игнорировать отечественный продукт?

[see_also]

Родителям в помощь: ТОП-10 беспроигрышных подарков детям на Новый год

[/see_also]

Украинской аудитории недостаточно 

Кассовые украинские фильмы приводят в кинотеатр до полумиллиона зрителей. Это достаточно плохие показатели. Они свидетельствует о том, что украинец не жалует отечественное кино. Тут может быть замешан экономический фактор, ведь посещение кинозала - достаточно дорогое удовольствие. Все чаще люди просто качают фильмы из сети вместо того, чтобы тратить деньги на билеты. Но если причина лежит в отсутствии интереса к украинскому кино в целом, ситуация представляется намного более плачевной.

"Может ли украинский фильм окупиться на собственном рынке? Нет, - говорит Ильенко. - Наш рынок недостаточно большой, а производство кино - дорогая затея”. 

По словам главы Госкино, хорошо наши фильмы раньше окупались в России. Конечно, если соответствовали идеологии. Сейчас приходится искать новые рынки.

Если фильм показывают только на одном рынке, большие кассы ему не суждены. К примеру, американские фильмы тоже практически никогда не окупаются за счет граждан США. Сборы гарантирует то, что эти картины транслируют во всем мире. Украина же пока не может производить настолько дорогое кино и продавать его большинству стран. Поэтому мы так широко используем поддержку кино из госбюджета. Это распространенная в мире практика.

“Фильмы, снятые по госзаказу, почти никогда не отбивают деньги. Такие потери из казны оправдывают формированием украинской культуры, но это сомнительно. Если на кино сходит несколько десятков тысяч человек, разве это будет серьезное влияние на многомиллионное население Украины? Сериалы имеют и то большее влияние, чем любой прокатный фильм”, - считает украинский режиссер Иван Букреев. 

Эксперты в один голос твердят о необходимости производства украинских сериалов. Если больше финансировать именно их, украинское кино может стать более прибыльным.

Конкуренция и отсутствие рекламы

В кинотеатрах обычно параллельно показывают примерно 5-6 картин. За внимание зрителя идет борьба. Не только иностранные фильмы часто вытесняют украинские, но и фильмы отечественного производства становятся друг для друга конкурентами.

Зритель еще не видел прошлую украинскую картину, а уже выходит новая. Внимание украинца, настроенного на просмотр “нашего” продукта, рассеяно. Поэтому фильмы надо правильно распределять во времени.

Еще одна проблема - популяризация лент. Пускай финансирование и увеличили, на рекламу пускают лишь 200-250 тысяч гривен. Этого хватит, чтобы месяц рекламировать фильм только на двух телеканалах. Эксперты считают, что на рекламу должна идти треть бюджета на фильм.

Из-за нехватки финансирования на рекламу приходится не ограничиваться деньгами государства и искать спонсоров, а также вкладывать личные средства. Ленты приходится рекламировать в соцсетях, как, например, это было с фильмом "Позывной Бандерас". Ситуацию также спасает привлечение популярных актеров. Из последних фильмов для примера такой рекламы можно привести "Бешеную свадьбу".

[see_also]

Фишки, пейджеры и малиновые пиджаки: 10 культовых вещей из 90-х, о которых мы успели забыть

[/see_also]

Кинотеатры закрываются 

Еще одна проблема отсутствия внушительных кассовых сборов - то, что в Украине не финансируются и не развиваются кинотеатры. Всего, по данным Госкино, в нашей стране сейчас работает 177 залов. Это 512 экранов. На Западе же количество экранов измеряется тысячами.

В Украине действует закон о поддержке кинематографии, согласно которому государство должно помогать кинозалам. Но де-факто этого не происходит. Кинотеатры не получают льгот, более того - они закрываются.

Так, в столице 1 октября прекратили работу "Кинопанорама" на улице Шота Руставели и "Украина" на Архитектора Городецкого. И если первый кинотеатр долгие годы пустовал, а фильмы часто крутили в убыток, то закрытием “Украины” были удивлены многие.

Оба здания важны для украинской культуры. В "Украине", например, в 1965 году на премьере фильма "Тени забытых предков" Чорновил, Стус и Дзюба заявили об арестах украинской интеллигенции. Кинотеатр фигурирует в нашумевшем фильме "Стус", который должен выйти в прокат в следующем году.

Оба кинотеатра были приватизированы, и в договорах о приватизации владельцев не обязали сохранить эти объекты культурного наследия. Затем залы попросту стали невыгодны своим владельцам. Хороший доход они приносят только как часть торгово-развлекательных комплексов. За счет одних билетов кинотеатры не выживают.

В последние года закрылось еще много других залов: “Кинотеатр имени Довженка”, "Нивки", "Аврора”. Вместо "Мира" теперь ночной клуб "Saxon", а "Орбита" превратилась в "Roshen".

У всех свои интересы 

Анна Чмиль, бывшая глава Госкино, считает, что для финансирования самое важное - кто именно оценивает кино. По ее словам, состав экспертов, которые выбирают фильмы для финансирования, под вопросом. Как и то, достаточные ли у них знания о потребностях граждан.

“Принцип, по которому государство финансирует кино, до конца не ясен. По каким критериям они отбирают фильмы и решают, что будет интересно на фестивалях?”, - соглашается режиссер Корней Грицюк. 

По словам министра культуры, комиссия из 13 экспертов профессиональная. В ней числятся специалисты киноиндустрии, такие как Вячеслав Криштофович, Олег Бийма, Роман Балаян и другие выдающиеся люди. Но некоторыми членами жюри стали и представители компаний, которые принимали участие в конкурсном отборе. Получается, конфликт интересов имеет место быть.

Одна из украинских компаний три года назад подписала договор с Госкино. Но производством в итоге занимался субподрядчик, продюсером которой был тот же человек, что и глава этой компании. Это простой пример того, как на выделенных Госкино деньгах могут наживаться.

Обычно конкурсы происходят в два этапа. Сперва эксперты полтора месяца оценивают работы и отбирают лучших конкурсантов, а на второй этап отбора может прийти любой желающий. Все транслируют онлайн. Режиссеры считают, что упрощение этой процедуры могло бы лучше стимулировать их коллег снимать картины. Ведь сейчас отметают много идей от тех, у кого не хватает опыта и финансов. Талантливые молодые кинематографисты не должны бросать дело своей жизни из-за его неприбыльности.

Народ хочет позитива, а Минкульт - патриотизма 

В соцсетях зрители жалуются на слишком большое количество патриотического кино. Люди отмечают, что хотели бы посмотреть что-то нейтральное или позитивное. Им хочется убежать от темы войны, которая достаточно широко освещается в СМИ.

Но в Минкульте, похоже, проблемы не видят. Летом на сайте ведомства появилась информация о конкурсе кинопроектов патриотической направленности с общим фондом в 2,4 миллиарда гривен.

Глава Госкино утверждает, что фильмы нельзя делить на патриотические и непатриотические. По его словам, весь украинских продукт относится к этому термину, ведь в нем показывают реалии жизни украинцев, их менталитет.

Режиссеры же считают, что у Госкино искаженный взгляд на ситуацию.

“У нас акцент преимущественно на патриотическое кино. Я не считаю, что сюжет фильма должен быть целиком пропагандистским. Например, в Румынии режиссеры снимают картины, в которых изображают ситуацию в стране не всегда позитивно. И что, это непатриотическое кино?”, - считает Корней Грицюк. 

Украинское кино длительный период переживало стагнацию, и теперь оно возрождается. Появилось много новых талантливых режиссеров и сценаристов. Но государству нужно тщательнее контролировать, как осваивается финансирование и на какие тематики оно идет. Важно также восстанавливать украинские кинотеатры. Может быть, если подходы к проблеме изменятся, фильмы "Довбуш" от Олеся Санина, "Захар Беркут" Ахтема Сеитаблаева и другие картины, которые появятся на украинских экранах в следующем году, будут более кассовыми.

Анна Пешкова

COPYRIGHT © - NEWSONE.UA, 2010-2019.
При использовании материалов сайта, программ или прямых эфиров обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка на newsone.ua в первом абзаце новости.