Без свидетелей, но с фото: как будут по-новому оформляться ДТП
Министерство внутренних дел ввело в действие свой приказ №318, согласно которому меняются правила оформления дорожно-транспортных происшествий. Кардинально документ ничего и не меняет, но им расширяются права как оформляющих инцидент полицейских, так и водителей, пешеходов, велосипедистов.
Редакция NEWSONE.ua решила выяснить у правозащитников и автоюристов насколько новые правила оформления ДТП полезные и нет ли в них каких-либо подводных камней, которых украинским водителя стоит опасаться и обращать на них внимание.
Новые правила оформления ДТП в Украине
Итак, водителям, велосипедистам, пешеходам нужно знать о следующих трех самых главных изменениях в процессе оформления ДТП (здесь учитываем то, что полицейские просто обязаны это знать, и объяснять им не нужно).
- оформляющий ДТП полицейский обязан предоставить его участникам возможность снять копию со схемы аварии. Да, раньше это тоже можно было делать, но полицейский мог отказать и направить участника ДТП в отделение полиции за этим документом. Теперь же сотрудник правоохранительных органов просто не имеет права отказать;
- отныне полицейские не обязаны фиксировать отказ участника инцидента подписывать протокол в присутствии двух свидетелей. Иными словами, если водитель пьян это фиксируется в присутствии свидетелей, однако при отказе того же водителя подписывать протокол эта процедура уже не нужна. Именно в этом случае существуют самые большие риски для участников дорожного движения и в чем они заключаются объясним дальше;
- последнее изменение касается сугубо работы самих полицейских – вводится строгий учет всех бланков и протоколов, которые оформляются. Теперь в течение трех дней после составления протокола (по пьянству за рулем - в течение суток) должны внести материалы по админделу в базу данных (было - 5 дней для всех) и в течение 10 дней направить их в суд (было - в течение месяца). Материалы по админнарушению будут храниться 3 года (вместо года), а вот фото- и видеоданные можно уничтожить уже через месяц (вместо 3 месяцев). По требованию водителя этот срок могут продлить.
Фото схемы на месте ДТП
Правозащитники сходятся во мнении, что внеся этот пункт в приказ, Министерство все же пошло на встречу водителям, так как они будут теперь более защищены.
Так, правозащитник Владимир Караваев подчеркнул, что изменение, которое принято, направлено на защиту водителя от фальсификации.
"Как у нас сейчас происходит оформление ДТП? Выезжает на место полиция и первым делом начинает составлять схему ДТП. После того, как все нарисовали, участники обязаны подписаться. Потом эти документы передаются следователю. И именно в таких ситуациях, потом в схему ДТП могут внестись какие-то изменения – кто-то что-то может дорисовать. Таким образом, виновник может стать пострадавшим, а пострадавший – виновником. Это фальсификация обстоятельств ДТП. Чтобы этого не происходило, нужно постараться на месте сделать копию первоначальной схемы. Изменение, которое принято, направлено на защиту водителя от фальсификации. Теперь не нужно спрашивать разрешения, а полицейский обязан предоставить возможность сделать фотокопию", - указал он.
В свою очередь адвокат Вадим Володарский считает, что этим нововведением МВД заставило "особо упертых полицейских быть посговорчивее".
"Как правило, ее и раньше схему можно было сфотографировать на месте, но специально для особо упертых полицейских это прописали в приказе, чтобы они предоставляли возможность сфотографировать. Это косметический ремонт, который вряд ли что-то изменит", - указал эксперт.
Автоюрист Богдан Глядик отметил, что это нововведение вообще никак не меняет ситуацию вокруг оформления ДТП.
"Это никак не меняет ситуацию, потому, что и так можно было сфотографировать схему на месте ДТП. Юридически нужно было ехать в полицию и писать заявление, но полицейские, обычно без проблем давали ее сфотографировать", - объяснил специалист.
Подписание протокола без свидетелей
А вот в этом случае юристы придерживаются мнения, что отсутствие необходимости присутствия двух свидетелей при отказе участника дорожного происшествия большой минус для самого водителя.
Так, Караваев указал, что фактически водитель не подписывает протокол, а пользуется свои законным правом указать там собственную точку зрения, что очень важно.
"Подписи сегодня ставятся в двух случаях. Один из них – когда свидетели фиксируют, что водитель отказался исполнить обязательство, возложенное на него законом, к примеру, освидетельствование проводят, когда водитель пьян. В данном случае свидетели фиксируют факт, что водитель отказался исполнить свою обязанность. Второй случай – когда водитель отказывается подписывать протокол. Вот только в этом случае не нужны показания свидетелей. Это не обязанность водителя, это его право. Здесь просто устранили формальность, так как если человек не хочет пользоваться своими правами, то свидетели не нужны.
Минус может быть только один – когда полицейский составил протокол, но физически не передал водителю, а потом говорит: "Мы давали, он отказался подписывать". Протокол дает возможность водителю вписать свою точку зрения на произошедшие события. Нужно не только подписывать, но и писать свое пояснение. Это ваша точка зрения на произошедшее. Суть не в подписи, а в том, что водитель там напишет. Поэтому могут быть случаи, когда полиция не будет давать протокол, чтобы водитель не написал чего лишнего", - рассказал эксперт.
В свою очередь Володарский обращает внимание на то, что вследствие упразднения этой нормы водителю становится намного сложнее потом доказать свою правоту.
"Опасность в том, что отменили необходимость присутствия двух свидетелей для оформления протокола по админарушение. Это касается не только ДТП. Инструкция распространяется на оформление всех нарушений. Свидетели нужны, чтобы обеспечить права человека, на которого составляют протокол. Теперь полицейскому ничего не мешает остановить водителя, посмотреть его документы, опустить, а после этого составить протокол, от подписания которого он отказался. Теперь это доверие к самому полицейскому. Здесь можно ожидать возникновения конфликтных ситуаций с вины обеих сторон. Для полицейских очень упростилась технология несправедливого обвинения в тех или иных нарушениях. Водителю теперь сложнее доказать свою правоту. Теперь обязательно нужно ездить видеорегистратором и фиксировать любое общение с полицейскими", - объяснил юрист.
Глядик подчеркнул, что полиция может начать пользоваться этой нормой и выполнять свои планы по протоколам, даже если человек не совершал того или иного правонарушения.
"Это большой минус. Это поле для злоупотребления со стороны патрульных полицейских. Водителю предлагают поставить подпись под документом о том, что ему объяснили права и что ему дали возможность написать какие-то дополнительные объяснения. В случае отказа водителя, то свидетели подтверждают это все своими подписями. Теперь без свидетелей полиция может сказать, что все сделала, а водитель – отказался, хотя на самом деле такого не было. Сейчас любой полицейский может составлять протоколы и таким образом выполнять свои планы", - считает он.
Читайте также - Дорога без смерти: как сократить количество ДТП на треть
Учет протоколов
Эта норма относится к работе полиции и в принципе никаким образом не касается участников дорожного движения.
"В МВД на этом давно акцентировали внимание. Они направлены на внутренний учет этой "кухни" – как быстро они должны занести в базу сообщение о правонарушении. Теперь все оперативно будет поступать в базу", - отметил Глядик.
"Сам протокол всегда был бланком строгой отчетности. Они все номерные. Возможно, это сделали для того, чтобы было меньше испорченных бланков", - подчеркнул Володарский.
Мария Бабич
Источник: newsone.ua
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.