Бич украинских дорог: почему даже невиновный водитель всегда платит за виновного пешехода
В это воскресенье на пешеходном переходе в Борисполе водитель рейсового автобуса сбил двух девочек, одна из которых погибла на месте происшествия. По сути, оба ребенка были нарушителями, ведь вылетели на переход на роликах, что значительно увеличило скорость их движения и уменьшило количество времени для водителя, чтобы среагировать на них. В то же время, сегодня ни в одном законе не прописано, что движение на роликах не запрещено, а передвигающиеся на них граждане вообще не являются участниками дорожного движения.
Практически каждый из нас хоть раз видел, как пешеходы-нарушители идут на красный свет или же перебегают восемь полос оживленной трассы, где водители, даже двигаясь с положенной скоростью в 50 км/ч, все равно не успевают среагировать. Таким образом человек, который не думает о своей жизни, наказывает еще кого-то другого. Тем не менее практически во всех случаях виновным в подобной ситуации становиться именно водитель. Ведь малейшее превышение скорости является тем основополагающим фактором, который позволяет судье вынести обвинительный приговор.
Редакция NEWSONE.ua решила разобраться, почему же в Украине настолько часто в ДТП с пешеходами наказывают именно водителей и как "научить" тех же пешеходов соблюдать правила дорожного движения, а не идти когда и где вздумается.
Как должны двигаться по дороге пешеходы?
В отличие от водителей пешеходы имеют не настолько много прав и обязательств, которые нужно выполнять. Поэтому-то их не так сложно запомнить, особенно если этому учат еще со школьной скамьи.
Итак, пешеходы имеют право двигаться по дороге согласно действующим ПДД, а также "на преимущество при переходе проезжей части по обозначенными нерегулируемым пешеходным переходам, а также регулируемым переходам при наличии на то соответствующего сигнала регулировщика или светофора".
Пешеходам категорически запрещается:
- выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения, внезапно выходить,
- выбегать на проезжую часть, в том числе на пешеходный переход, допускать самостоятельный, без присмотра взрослых, выход детей дошкольного возраста на проезжую часть,
- переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если имеется разделительная полоса или дорога имеет четыре и более полос для движения в обоих направлениях, а также в местах, где установлены ограждения,
- задерживаться и останавливаться на проезжей части, если это не связано с обеспечением безопасности дорожного движения,
- двигаться по автомагистрали или дороге для автомобилей, за исключением пешеходных дорожек, мест стоянки и отдыха.
Украинское законодательство предусматривает штраф в размере 51 гривны за "неповиновение пешеходов сигналам регулирования дорожного движения, переход ими проезжей части в неустановленных местах или непосредственно перед транспортными средствами, которые приближаются, невыполнение других правил дорожного движения".
Почему всегда "платит" водитель?
Все эксперты сошлись во мнении, что система штрафов за нарушение ПДД в Украине очень далека от идеала. Теоретически пешехода-нарушителя можно привлечь даже к уголовной ответственности, но таких случаев практически не было.
Правозащитник Владимир Караваев подчеркнул, что водитель просто не успевал среагировать на детей, которые выехали на роликах на пешеходный переход в Борисполе. Теоретически он прав, однако если будет доказано малейшее превышение скорости, его привлекут к ответственности.
"В этом случае будет доказана невиновность водителя, так как девочки выехали на пешеходный переход на роликах, и их скорость движения была намного выше обычного пешехода. То, что водитель не успел отреагировать, это вполне естественно. Однако законодательно этот вопрос никак не урегулирован. У нас только велосипедисты должны пересекать переход не на нем. Но помимо велосипедов у нас уже давно появились другие механические средства и люди начали на них перемещаться по проезжей части. У нас законодательно вообще не оговорено - это какой-то вид транспорта или же он приравнивается к велосипеду. Эти нюансы очень важный фактор для адвокатов. Судья точно во время заседания будет спрашивать водителя автобуса о скорости его движения, будет проводиться экспертиза. Если скорость была превышена, то тогда его признают виновным", - указал он.
Юрист уточнил, что в редких случаях, когда все же доказывается вина пешехода, который своими действиями спровоцировал ДТП, его как виновное лицо обязывают компенсировать убытки.
"У них нет 100%-ного преимущества на переходах. Да, в ПДД это прописано, но выходя на пешеходный переход, он обязан убедиться в отсутствии приближающихся ТС. У нас пешеходы эту норму не выполняют. У нас каким-то образом существует презумпция вины водителя, но это далеко не во всех случая так", - добавил эксперт.
Адвокат Вадим Володарский считает, что водителя в ДТП с пешеходом практически всегда можно сделать виновным.
Говоря о сбитых автобусом девочках в Борисполе, он обратил внимание на тот факт, что люди на роликах вообще не являются участникам дорожного движения, так как это нигде не прописано.
"В данном случае должна наступить и ответственность родителей за злостное невыполнение родительских обязанностей, за то, что дети вообще оказались в подобной ситуации. Но у нас всегда делают виновным водителя", - указал юрист.
Володарский отметил, что нужно рассматривать и моральную составляющую в контексте обвинения водителя в ДТП с пешеходом.
"У нас каждого, кто имеет автомобиль, рассматривают практически как врага общества. Это рудименты "совка". Считается, что честно на авто заработать нельзя", - подчеркнул он.
По его словам, бывают случаи, когда дело закрывается из-за отсутствия состава преступления, могут пешехода привлечь к административной ответственности. Однако в Украине водитель не может получить возмещение убытков от пешехода.
"У нас невиновный водитель возмещает убытки виновному пешеходу. Если не перестать постоянно делать виновными водителей, то нам никак не удастся решить вопрос аварийности на дорогах", - добавил эксперт.
Юрист Эдуард Багиров отметил, что любой водитель, который видит нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов, имеет право вызвать к месту инцидента полицию. Правоохранители обязаны отреагировать на вызов, но они могут "приехать через три минуты или же через час, и здесь возникает вопрос, есть ли время у самого водителя ждать".
"Когда повышают сумму штрафа для водителей это правильно. Но в то же самое время это же нужно сделать и для пешеходов, к примеру, пусть платят 1 500 гривен", - подчеркнул эксперт.
Автоюрист Богдан Глядик обратил внимание на тот факт, что в ПДД существует норма, которая обязывает водителя в зависимости от обстановки на дороге выбирать правильный скоростной режим. То есть если водитель ехал со скоростью 50 км/ч и сбил человека, еще не значит, что он не виновен и придерживался всех правил.
"В результате совершения ДТП пешеход несет еще и гражданскую ответственность. Пешехода также можно привлекать к уголовной ответственности, так как он также является участникам дорожного движения и нарушил ПДД. Но такое бывает очень редко", - указал он.
По его словам, в Украине существует очень неправильный подход к безопасности дорожного движения. В полиции говорят всегда об экономической целесообразности оформления административного постановления на пешехода. Фактически они говорят об экономической выгоде оформления протокола, а не безопасности на дороге - трата времени на составление протокола будет намного выше, чем та 51 гривна, которую уплатит нарушитель.
"Но здесь должна приниматься во внимание не экономическая целесообразность, а человеческая жизнь", - добавил правозащитник.
Читайте также - Смертельное ДТП с детьми в Борисполе: в полиции назвали причину наезда автобуса
Какова позиция полиции?
В полиции, как патрульной, так и Национальной, вопрос ответственности водителей и пешеходов в рамках ДТП, а тем более систему штрафов, практически не комментируют.
"Каждый участник дорожного движения должен нести свою ответственность. Водитель должен понимать, что транспортное средство это элемент повышенной опасности, и должны учитывать всю дорожную ситуацию. Когда проводятся досудебные расследования, на все эти факты обращается внимание", - отметил спикер Национальной полиции Киевской области Николай Жукович.
"Если гражданин переходит дорогу не по пешеходному переходу патрульная полиция в любом случае реагирует. Но если у него нет при себе никаких документов, чтобы установить его личность и привлечь к ответственности, нужно доставить в ближайшее управление полиции. В Украине по вине детей-пешеходов в прошлом году было совершено 181 ДТП", - указала спикер патрульной полиции Украины Яна Кутовая.
При этом советник министра внутренних дел Иван Варченко вновь же обратил внимание на тот факт, что пешеходы также привлекаются к уголовной ответственности и могут даже попасть за решетку.
"В ситуации с ДТП, где есть погибшие, открывается дело по статье 286 УК Украины. Если подобные действия спровоцировали гибель людей, то предусматривается наказание в виде лишения свободы. В таком деле могут быть и другие участники, чьи действия привели к этому преступлению. В рамках расследования уже определяется степень вины каждого из участников. Если пешеход стал причиной ДТП из-за нарушения им ПДД, его также могут привлечь к уголовной ответственности, его даже могут посадить за решетку. Он становится полноценным участником уголовного дела", - объяснил он.
Мария Бабич
Источник: newsone.ua
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.