Дорога без смерти: как сократить количество ДТП на треть

Размещено: 27.04.2018
Дорога без смерти: как сократить количество ДТП на треть autocentre.ua

За три года смертность на дорогах планируют снизить на 30%, и для этого Кабмин будет заниматься просветительской деятельностью и обустраивать инфраструктуру. Такие планы правительство утвердило в Госпрограмме повышения безопасности дорожного движения до 2020 г.  Для того, чтобы подготовить документ потребовалось девять месяцев - поручение написать ее в июле 2017 года дал премьер-министр Владимир Гройсман.

Newsone.ua изучил, как Кабмин будет снижать смертность в ДТП, вспомнил, что уже сделали и собираются сделать для безопасности на дорогах правительство и парламент.

Планы Кабмина

По данным министра инфраструктуры Владимира Омеляна, ежедневно в ДТП гибнут 11 человек. Статистика смертности на дорогах вдвое выше чем в ЕС. Но есть еще и данные о травмированных в авариях, и их с каждым годом становится все больше

Пострадавшие и погибшие в ДТП в 2014-2017 гг.

  Получили травмы в ДТП Погибли в ДТП
2014 г. 32 352 4 464
2015 г. 31 600 4 003
2016 г. 33 613 3 410
2017 г. 34 677 3 432

 Данные Нацполиции

Кабмин утвердил планы о том как к 2020 г. снизить смертность на дорогах на 30%:

- Оборудовать инфраструктуру безопасности. Для этого в ыделят  1,16 млрд грн на 500 кольцевых развязок, 930 млн на 500 островков безопасности, 1,16 млрд грн на 6 432 безопасных пешеходных переходов (с шумовой разметкой, островками безопасности), 150 млн на 1,5 тыс. пешеходных переходов со световыми панелями, 435 млн на 258 км барьерных ограждений и 60 млн грн на 15 тыс. новых (светоотражающих) дорожных знаков. Также собираются ликвидировать 109 мест с высокой аварийностью.

- Заняться просвещением. На 46 кампаний по безопасности движения направят 291 млн грн. Акцент делают на социальную рекламу.

- Контролировать безопасность. На это направят 1,32 млрд грн. Речь идет о давней теме - видеофиксации (камеры на дорогах государственного значения) и спецоборудовании для полицейских.

- Предоставлять неотложную помощь. 1,835 млрд грн разделят с Минздравом и потратят их на кареты скорой помощи и другой транспорт для доставки пострадавших в ДТП.

"Речь идет о средствах из дорожного фонда и из них 5% выделяется на мероприятия по безопасности дорожного движения, - говорит правозащитник Владимир Караваев. - Кстати, хочу сказать, что на постсоветском пространстве такого фонда еще ни у кого нет. Так что Украина в этом вопросе очень продвинулась и это дает новые возможности. Над программой потрудились добросовестно. Нужно пропагандировать использование ремней безопасности, нужны пропагандистские ролики - у государства на это никогда не было средств. К условным недостаткам можно отнести то, что когда начали расписывать программу, столкнулись с тем, что на законодательном уровне не определено, что относится к мероприятиям по обеспечению безопасности. Возникает вопрос: будет ли снижение смертности в ДТП на 30% к 2020 году? Сразу скажу, что будет, потому что в программе есть несколько пунктов, которые приведут к этому. Один из них - запуск автоматической фиксации. Опыт других стран показывает, что только это дает снижение аварийности на треть. Там предусмотрены и другие нововведения, которые будут этому способствовать. В программе речь идет, в том числе, и о сумме на закупку устройств, которые будут устанавливаться на патрульных автомобилях и смогут даже в движении фиксировать нарушения. Это плюс к автофиксации". 

 

Госпрограмма получилась лаконичной, но это не все инструменты борьбы за безопасность дорожного движения, к которым прибегает власть.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОРОЖНЫЙ ФОНД: ЗАЧЕМ ОН НУЖЕН И КАК БУДЕТ СПАСАТЬ УКРАИНСКИЕ ДОРОГИ?

Что сделали

Ограничили скорость. Кабмин своим решение с 1 января 2018 г. ограничил скорость в населенных пунктах с 60 км/ч до 50 км/ч.

Приняли законодательство о видеофиксации. Законодательную базу согласовали еще в 2015 году, но денег нужно много - эксперты говорят, что камера с полным "фаршем" стоит около 20 тыс. долл., а установить их нужно не только на главных трассах, но и в городах, на дорогах местного значения.

Согласовали новые правила парковки. В марте президент подписал закон об ужесточении правил. В нем есть и пункт о фото- и видеофиксации нарушений правил и запустить механизм собираются с осени 2018 г.

Сформировали государственный дорожный фонд. Эта строка в госбюджете появилась с 1 января 2018 г. В этом году в дорожный фонд пойдет 50% поступлений от акциза с изготовленного в Украине топлива и транспортных средств, акциза с импортных топлива и транспортных средств, ввозной пошлины на нефтепродукты, транспортные средства и шины к ним. В 2019 году в дорожный фонд пойдут уже 75% этих сборов. А все 100% дорожный фонд получит в 2020 году. Деньги из фонда идут как на строительство и реконструкцию дорог, так и на безопасность дорожного движения. Владимир Омелян говорил, что в 2018 год дорожный фонд получит 47 млрд грн финансирования. Часть из них уйдет на новую госпрограмму безопасности дорожного движения.

Изменили порядок выдачи прав. С этого года водительские удостоверения тем, кто получает их впервые, выдают на два года. Если в течение двух лет водитель-новичок нарушал ППД и был пойман полицией не более трех раз, ему меняют временные права на постоянное удостоверение (сроком на 30 лет). Если нарушений будет больше трех, временные права изымают и водителю придется пересдавать экзамен и заново проходить медосмотр.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ОПЛАТИТЕ ЗА ПРОЕЗД: КАКИМИ БУДУТ КОНЦЕССИОННЫЕ ДОРОГИ В УКРАИНЕ

Что нужно сделать

Увеличить ответственность. Пересмотреть штрафы с прошлого года призывает МВД - поскольку речь идет о законодательных изменениях (нужно внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс), сделать это должны нардепы. Но законопроект лежит в Раде и руки до него еще не дошли. В МВД предлагают в шесть раз повысить штраф за превышение скорости (с 510 грн до 3,4 тыс. грн), в 20 раз - за вождение без прав (с 510 грн до 10,2 тыс. грн). Также предлагают ужесточить уголовную ответственность за ДТП, которое совершил пьяный водитель и в котором пострадали и погибли люди.

Вернуть обязательный техосмотр. Когда и в каком формате, до конца не ясно. Известно, что обязательный  ТО - европейский норматив, и Украина должна его придерживаться в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС. Но процедуру еще не утвердили, есть только предварительные наметки: ТО должен вернуться в 2019 г., проводить его предлагают на сертифицированных СТО, новые автомобили на 4-5 лет предлагают освободить от техосмотра.

Ремонтировать дороги. На "сладкое" остается самая большая проблема безопасности дорожного движения - украинские дороги. С одной стороны, хорошая дорога - повод разогнать автомобиль и повысить риски при ДТП. С другой стороны, 80% безопасности зависит от качества дороги, а с этим беда. В марте Кабмин утвердил госпрограмму развития автодорог на 2018-2022 гг. и через четыре года 6,7 тыс. км обещают привести в порядок. Но речь идет о дорогах государственного значения, общая длина которых составляет 46,9 тыс. км. Но есть еще 123 тыс. км дорог местного значения, и какие из них нуждаются в ремонте в первую очередь - предстоит решать местным органам власти.

По словам глава "Укравтодора" Славомира Новака, в этом году местным властям на сети выделяют 11 млрд грн. Хотя для Украины это огромные деньги, состояние дорожной сети настолько плачевное, что и их будет мало - изношенность дорожной сети составляет 90%.

В соответствии с отчетом "Укравтодора", в прошлом году средняя стоимость работ по строительству и ремонту дорог в 2017 г. составила 53,2 млн грн, капитальный ремонт стоил 21,7 млн грн, а текущий ремонт - 8,5 млн грн. То есть в 2018 г. за 11 млрд грн можно будет провести реконструкцию 206 км, капитальный ремонт 506 км или текущий ремонт 1,3 тыс. км дорог местного значения.

Анна Гончаренко