Прямой эфир

Меня ограбили на вокзале или в поезде: куда обращаться, и кто должен искать преступников

  • Telegram
Размещено: 20.02.2019
Полиция на ж/д вокзале. Фото: unian.net

В начале 2019 года заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк выступил с громким заявлением, которое сразу же получило множество одобрительных отзывов, – принято твердое решение избавить центральный железнодорожный вокзал Киева от преступников и бездомных.

Что же предложил Лавренюк? В связи с тем, что пара полицейских, которые заступают на дежурство на ж/д вокзал не справляются с ужасающим уровнем преступности, решено организовать Сервисную службу Нацполиции. В рамках проекта на вокзале должны были установить около сотни камер, а на дежурство заступали бы 50 бойцов спецподразделения ТОР (или "тортиков", как их называют сами полицейские) и сотрудники патрульной полиции.

Согласитесь, такая идея не может не понравиться украинцам, а особенно тем, кто часто путешествует. Однако есть одно "но". В Украине уже существовала Транспортная милиция, которая и занималась охраной вокзалов, сопровождала поезда, расследовала преступления и прочее. Но при проведении реформы полиции, ее просто упразднили.

Редакция NEWSONE.ua разбиралась, почему 3,5 года назад расформировали транспортников, а сейчас создают новый отдел, точнее сервисную службу, но фактически с теми же функциями.

Транспортная милиция - кто они?

Сразу нужно прояснить, что Транспортная милиция это не выпрыгивающие из кустов ГАИшники (в случае с поездом такая схема не пройдет).

Как уже говорилось выше, сотрудники Транспортной милиции отвечали за всю железную дорогу Украины, а именно:

  • безопасность ж/д вокзалов;
  • занимались расследованиями преступлений, совершенных на этой территории;
  • сопровождали поезда;
  • охраняли территории, прилегающие и принадлежащие ж/д вокзалам и тд.

Иными словами, все что касалось железной дороги - автоматически относилось к зоне ответственности Транспортной милиции. Соответственно, сотрудники других подразделений и райотделов не занимались преступлениями, совершенными на вокзалах.

[see_also]

“Метка” на лобовом стекле и новые правила контроля: что нужно знать водителям об изменении правил техосмотра

[/see_also]

Но, 2 сентября в 2015 году, парламент 278 голосами поддержал закон "О Национальной полиции". Так был запущен процесс реформирования правоохранительной системы Украины.

Под чутким руководством Хатии Деканоидзе и Эки Згуладзе в Украине помпезно запустили Патрульную полицию. Но вместе с этим начали ликвидировать и целые подразделения, посчитав их ненужными.

Одним из таких как раз и оказалась Транспортная милиция. Но так ли это? Транспортники и правда оказались не нужны? В МВД тогда даже подготовили специальное сравнение - какой эффект будет иметь ликвидация Транспортной. Но для общественности документ так и остался недоступен.

Тем не менее, мы и так можем увидеть, что без правоохранителей, которые непосредственно отвечают за порядок на железной дороге приходится туго. Может в первые годы, когда еще действовала эйфория от реформы, это и не так то и видно было, но сейчас все проблемы вылезли наружу.

Какие проблемы есть сейчас?

Давайте рассмотрим их на примере Центрального ж/д вокзала в Киеве.

Начнем с простого - каждый, кто хоть раз был на вокзале - видел там попрошаек, бомжей и ромов. Раньше на дежурство заступал целый наряд милиционеров-транспортников, которые и справлялись с этим контингентом. Это же относится к разного рода ворам и карманникам.

Идем дальше по преступлениям. Когда любой состав отправлялся в рейс, его опять-так сопровождали милиционеры. Они находились непосредственно в вагоне и контролировали порядок, оперативно реагировали на происшествия, в случае совершения преступления - принимали заявления (там же в вагоне), а уже дальше уже велось расследование.

Сейчас же, как нам рассказали действующие сотрудники Нацполиции, заявление в вагоне никто не принимает. Вы должны доехать до ближайшей станции, написать его, а дальше ждать, когда следователи за него возьмутся и раскроют (возможно).

Для лучшего понимания ситуации, приведем реальный пример. Мы нашли пассажира, которого обокрали в поезде, а преступников ищут до сих пор. Юрий Т. путешествовал поездом из Одессы в Киев, по дороге у него украли кошелек и телефон.

"Я спросил у проводника, как быть. Тот отослал меня к полицейским на ж/д вокзале, которые в свою очередь, направили меня в районный отдел полиции. Я живу на Троещине. Обратился в Днепровское отделение, там – приняли заявление и сказали ждать. Как я потом выяснил, документ перенаправили в Соломенский район, где именно и находится ж/д вокзал. Но там пока подвижек нет", - рассказал он.

Почему в Днепровском райотделе не взялись за расследование, а направили заявление в Соломенский район? Здесь нужно вспомнить о подследственности и разделении территории. Каждый райотдел отвечает и расследует только те преступления, которые совершены на его территории. В случае с Юрием правоохранители перенаправляли заявление друг другу и искали тех, кто несет ответственность за территорию, где была совершена кража. Но только представьте сколько есть районов на пути из Одессы в Киев.  А если пассажир еще и не знает, где именно у него украли вещи? Вот его заявление и путешествует из одного райотдела в другой.

В Нацполиции Киева нас заверили в том, что территория вокзала относится к подследственности Соломенского отдела полиции, поэтому они всеми этими делами и занимаются.

А перейдем к тому, что же на вокзале происходит сейчас.

[see_also]

Скорая без врачей: на какие вызовы не приедут медики и как будет работать неотложка 

[/see_also]

Что делает Сервисная служба Нацполиции?

Чтобы понять, как же будет работать Сервисная служба полиции мы направили запросы в "Укрзализныцю", Национальную полицию, Патрульную полицию (даже два) и Минифраструктуры. Честно и открыто не побоялись нам ответить только в "Укрзализныце", от всех остальных уже более месяца мы ждем официальные ответы.

Итак, работать служба на вокзале начала 20 января, то есть она обслуживает его уже месяц. Главной причиной ее создания стала необходимость "активизации работы по недопущению проявлений хулиганства, краж и проведению комплексных мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений и случаев нарушений общественного порядка на вокзале и в поездах".

Кроме этого в "Укрзализныце" отметили, что "в последнее время на станции Киев-Пассажирский участились случаи перепродажи проездных документов, обмен валют посторонними лицами, попрошайничество, несанкционированная торговля".

Также многие чиновники неоднократно обращали внимание, что на вокзале с наступлением холодов увеличилось количество бездомных, на которых активно жалуются пассажиры.

В связи с этим на Сервисную службу возложили следующие задачи:

  • обеспечение общественной безопасности и порядка;
  • охрану прав и свобод человека, а также интересов общества и государства;
  • противодействия преступности;
  • прием заявлений о совершении преступлений;
  • предоставление в пределах, определенных законом, услуг по помощи лицам, которые из личных, экономических, социальных причин или вследствие чрезвычайных ситуаций нуждаются в такой помощи.

Для комфортной работы подразделения было выделено и соответствующе оборудовано помещение в 28 м2. Наблюдать же за ж/д вокзалом будут с помощью 20 камер, которые имеют функцию распознавания лиц в местах особо большого скопления людей. Деньги на них взяли из бюджета Нацполиции. Это, конечно, хорошо, но помните, что Лавренюк изначально обещал установить 100 камер. Надеемся, что 20 - это только начало.

"Относительно необходимости создания дополнительных подразделений в Патрульной полиции, в том числе и по охране вокзалов, информируем, что основным заданием ДПП является постоянное обеспечение безопасности граждан, защита их прав, свобод", - указали нам в Патрульной полиции.

Стоит отметить, что в "Укрзализныце" честно признались, что проблемы после ликвидации Транспортной полиции возникли, и решать их нужно немедленно.

"Так как в 2015 году произошла ликвидация Транспортной милиции, которая непосредственно отвечала за правопорядок на вокзале и в поездах, функционирование дежурной части, находившейся на территории вокзала, было прекращено. В результате чего, произошло снижение оперативности реагирования полиции на случаи правонарушений на территории вокзала или в поездах. Большинство пассажиров и граждан, при возникновении ситуации, требующей вмешательства сотрудников полиции, не знают места расположения ближайшего отдела полиции, куда можно обратиться за помощью", - ответили нам в пресс-службе.

[see_also]

Ямы на дорогах: как добиться компенсации за разбитое авто – пошаговая инструкция

[/see_also]

Что происходит на ж/д вокзале сейчас?

Часто государственные структуры не дают прямого ответа на вопрос, а стараются все сильнее завуалировать. Чтобы понять, как на самом деле обстоит обстановка, мы поговорили с одним из полицейских, который работает на вокзале.

Он рассказал нам, что на дежурство сейчас заступают сотрудники полиции и Национальной гвардии. Они патрулируют территорию в группах по трое - один патрульный и два нацгвардейца. А где же ТОР спросите вы, ведь в самом начале речи о Нацгвардии не шло. Как оказалось "тортики" поработали на вокзале пару дней и отказались выполнять эти функции, их то и заменили нацгвардейцами.

Отдельно хочется отметить, что все-таки правоохранители заступают на дежурство в яркой и довольно новой форме, их далеко видно и таким образом упрощается их поиск.

Идем дальше. Во время запуска все громко кричали о бомжах, попрошайках и бездомных, которых нужно убрать с вокзала.

"А что они нарушили? Какую статью? За что их задерживать и куда помещать?", - задает встречный вопрос полицейский.

По его словам, большинство бездомных - люди из Луганской и Донецкой областей, у которых просто некуда идти, а на мороз выгонять их жалко. Поэтому и приходится уживаться.

Он подтвердил, что с приемом заявлений и расследованием преступлений тоже не все так гладко, как кажется на первый взгляд.

"Приведу простой пример. Далеко ходить не нужно. Посмотрите на городскую электричку. Она проходит по всем районам Киева. Допустим, пассажир садится на "Выдубичах" и едет на ж/д вокзал. Приезжает сюда и выясняет, что у него украли телефон. Приходит к нам, мы принимаем заявление. В ходе беседы выясняется, что телефон то у него украли не на вокзале, а в вагоне, когда именно - он не знает. Вот здесь и начинается самое интересное - все районы между собой начинают выяснять, где же именно, на чьей территории, совершено преступление, чья это зона ответственности и кто должен расследовать. Заявление перебрасывается между райотделами, а человек все ждет, когда найдут его телефон", - объяснил полицейский.

Помимо прочего, он рассказал, что начальник киевской полиции Андрей Крищенко решил заняться проблемой ж/д вокзала. После длительного обсуждения он пришел к выводу, что на базе ж/д вокзала нужно создать пилотный проект, который станет основой для формирования Транспортной (уже) полиции. Но на это нужны деньги. С просьбой о финансовой поддержке он пошел к высшему руководству, однако ему заявили, что сейчас год двойных выборов, денег нет и транспортников пока возвращать никто не будет.

"У меня такой информации нет. О запуске какого-либо пилотного проекта я не знаю", - заявила нам спикер киевской полиции Оксана Блищик.

Многие жалуются на то, что происходит на вокзалах - попрошаек, бомжей, карманников. Часто люди даже не знают к кому обратиться, кто помог бы решить их проблему или найти украденные вещи. Транспортная милиция справлялась с ситуацией и поддерживала порядок на вокзалах, сейчас же ситуация другая - до конца непонятно кто несет ответственность за расследование преступлений.

Если вы стали жертвой воров на вокзале или в поезде, ваши вещи так и не найдены, а следователи вас все "кормят завтраками" поделитесь с нами Вашей историей и, возможно, вы станете героем нашего следующего материала.

Мария Бабич

Источник: newsone.ua

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.