Ямы на дорогах: как добиться компенсации за разбитое авто – пошаговая инструкция

Размещено: 06.02.2019
Ямы на дорогах: как добиться компенсации за разбитое авто – пошаговая инструкция Дорожные работы. Фото: Front News International

Погнутые диски, испорченные амортизаторы, покореженные бамперы, - это далеко не все проблемы, с которыми сталкиваются украинские водители. Этой зимой автомобилисты все чаще "калечат" свои автомобили на разбитых дорогах.

На трассе Киев-Одесса в серьезное ДТП попали сразу шесть автомобилей. После водители жаловались, что в тумане, откуда ни возьмись, “вынырнула” огромная яма. Один из автомобилей влетел в нее и затем врезался в отбойник. Некоторым водителям удалось удержать контроль над авто, но многие машины перевернулись. А в авто прибывшей на место полиции врезались грузовик с дровами и фура. К счастью, никто не погиб, но разбитые автомобили пришлось эвакуировать.

Такие ситуации не редкость, несмотря на то, что на ремонт дорог в 2018 году выделили 11 миллиардов гривен. В большинстве случаев украинцы не догадываются, что за повреждение авто из-за ям на дорогах можно взыскать компенсацию с дорожных служб. Но при этом стоит придерживаться нескольких правил. Каких именно - мы узнали у юристов.

Что делать, если ваше авто пострадало

Предположим, машина попала колесом в яму, и ее выбросило на обочину прямиком в отбойник. Это вина дорожных служб, которые обязаны следить за состоянием проезжей части и вовремя убирать ямы. А постановление Кабинета Министров предусматривает, что “Укравтодор” и коммунальные предприятия должны компенсировать убытки, которые могут возникнуть после использования дорог.

Прежде всего, нужно запомнить: пускай транспорт пострадал не от столкновения с другим авто, это все равно считается дорожно-транспортным происшествием. Поэтому действовать вы должны, как и в случае любой другой аварии: согласно требованиям пункта 2.10 Правил дорожного движения.

  1. Сразу же остановите движение. Если есть пострадавшие, окажите им первую медицинскую помощь, а затем вызовите “скорую".
  2. Включите "аварийку" и осмотрите машину. При наличии повреждений, установите знак аварийной остановки и вызовите полицию. Знак перемещать нельзя, как и другие предметы, имеющие отношение к ДТП.
  3. Соберите как можно больше доказательств о качестве дорожного покрытия и об условиях, при которых случилась авария. Лучше всего сделать фото и видео дефектного участка дороги и повреждений автомобиля. Очень хорошо, если в машине установлен видеорегистратор: запись будет надежным доказательством. Важна также общая картина места происшествия. Фото стоит делать с привязкой к ориентирам. Например, это может быть заправка, угол здания, остановка, опоры электропередач. Храните эти доказательства: они могут понадобиться в суде.
  4. Желательно найти свидетелей происшествия, записать их имена и координаты. В суде это лишним тоже не будет.
  5. Когда полиция приедет, правильно обрисуйте обстоятельства, при которых произошла данная ситуация. Очень важно обратить внимание правоохранителей на то, что ДТП случилось именно из-за ненадлежащего состояния проезжей части.
  6. Укажите на "выбоину" и настаивайте на составлении админпротокола. Это предусмотрено ч. 4 ст. 140 Кодекса Украины об административных правонарушениях. В графе "причина ДТП" должно быть указано "состояние дорожного покрытия".
  7. Проконтролируйте, чтобы в протоколе значилось: вы не могли избежать ДТП по объективным причинам. Например, рядом двигался попутный транспорт, или ям было много, и объехать их было невозможно. Вас будут тщательно расспрашивать, учитывали ли вы интенсивность движения, состояние своего автомобиля, погоду, видимость. Также вопросы могут возникнуть, если вы жалуетесь на яму, которая меньше 15 сантиметров в длину, 60 - в ширину и 5 - в глубину. Если в протоколе напишут, что вы превысили скорость или не соблюдали дистанцию, компенсации вам не видать.
  8. Если правоохранители вынесут постановление, что виновником ДТП является дорожная организация, то появляются большие шансы возместить убытки. Вам выдадут справку о повреждениях авто в ДТП. Но если фиксировать проблемы отказываются и пытаются списать вину на вас, сдаваться не стоит. Самостоятельно от руки внесите эту информацию к замечаниям к схеме и протоколу.
  9. Протокол о том, что вы якобы нарушили правила дорожного движения, что и привело к повреждениям авто, нужно будет обжаловать в суде. Тут вам и понадобятся собранные ранее фото и видео. Производство должны будут закрыть.
  10. Если же протокол составили верно, лучше всего настоять на вызове на место ответственных за содержание участка дороги. Они составят акт обследования этого участка, в котором опишут дефекты дороги и их размеры. Проследите, чтобы в схеме, которую составят дорожники, яма была указана с ориентирами, о которых мы говорили ранее. Важно, чтобы было указано расстояние до края дороги или разделительной полосы.
    Будет неплохо, если вы составите такую схему места аварии еще до приезда полиции, хоть это и не обязательно. Такой чуткий контроль не будет лишним, ведь есть вероятность, что вы уедете с места ДТП, а яму тем временем быстро залатают. Без схемы доказать ничего не получится
  11. Через десять дней после ДТП получите копию схемы происшествия.
  12. Если же дорожники на место не приехали, вооружитесь протоколом от полиции и направляйтесь к ответственным. Возможно, вам удастся договориться с ними. Но если нет, не бойтесь обращаться в суд.

Автоюрист Владимир Караваев в разговоре с NEWSONE советует пострадавшим обращаться к экспертам.

“Когда происходит ДТП, очень важна оценка, мог ли человек его избежать. Полицейский, в силу отсутствия необходимой подготовки, да и даже судья, не могут дать подобную оценку. Это может сделать только эксперт. Важно, чтобы на месте фиксировались все обстоятельства, потому что эксперт не может выехать на данный участок. Полицейский также не всегда может отразить все, что нужно. А экспертная оценка дает существенное продвижение дела”, - рассказал он.

Как выиграть суд

  1. В суде очень многое зависит от профессионализма юриста. Наймите подкованного специалиста, который будет представлять ваши интересы. Самостоятельно выиграть суд будет трудно.
  2. Подайте иск в районный суд по месту нахождения ответчика о возмещении ущерба. Платить за ремонт будет та сторона, на балансе которой находится данный участок дороги. Если проблема случилась в пределах населенного пункта, нужно подавать в суд на органы местного самоуправления, а если на дороге общего пользования, отвечать придется облавтодорам.
    В случае с описанной проблемой на Одесской трассе пострадавшие могут требовать компенсацию у Службы автомобильных дорог в Одесской области.
  3. Оцените расходы на ремонт автомобиля в СТО или у независимого оценщика. Эти расходы и должны будут вам возместить. Оценку можно произвести и до суда, но выгоднее - после подачи иска. Все потому, что расходы на экспертизу в рамках судебного производства могут возместить.
  4. В суде придется доказывать, что вы заслуживаете компенсацию в размере нанесенного автомобилю ущерба, поэтому очень важны собранные доказательства. Юристы рассказали NEWSONE, что, в вышеописанном случае коллективный иск вряд ли ускорит развитие ситуации. Предоставьте суду справку о полученных повреждениях автомобиля, копию схемы ДТП и протокол происшествия, фотографии и видео, заключение экспертов о сумме ущерба, счета с СТО, копии жалоб дорожникам.
  5. Наберитесь терпения, ведь судебный процесс может затянуться до нескольких лет. Дорожные службы часто затягивают суды, чтобы избежать ответственности.

Сколько можно отсудить и насколько это реально

В судебной практике были случаи положительных решений по этому вопросу. Доходило даже до полной компенсации стоимости транспортного средства. Ровно год назад Апелляционный суд Закарпатской области оставил в силе решение о взыскании за подобное повреждение автомобиля. Василию Танчинцу выплатили 11 341 гривну. На тяжбы ушел почти год. А еще несколько водителей ранее отсуживали у "Киеватодора" суммы от 27 до 37 тысяч гривен, но на это уходило еще больше времени.

Юрист Евгений Грушевец рассказал NEWSONE, что прочувствовал на себе подобную ситуацию.

“Год назад, 2 января 2018, я въехал в яму на центральной улице в Боярке и повредил два колеса. Я вызвал полицию, и она оказалась не на моей стороне. У меня забрали водительское удостоверение. С этим я не соглашался и подал жалобу в суд. Суд признал, что я невиновен, и что права у меня забрали незаконно. Полиция составила админпротокол на ответственного за тот участок дороги. Коммунальное предприятие суд привлек к ответственности за ненадлежащее выполнение. Но суд первой инстанции мне отказал в компенсации.

Я подал апелляцию на это решение, но пока компенсации еще не было. В целом есть практика удовлетворять такие иски. Если вы попали в беду, советую отстаивать правду”, - рассказывает он.

Адвокат Ольга Додух уже уточняла, что получить решение суда в таких делах часто недостаточно, и на практике даже после него компенсация ущерба не гарантируется. А ее коллеги настроены более позитивно. Они говорят, что чаще всего компенсации удается добиться, если автомобиль вообще не подлежит восстановлению. Если же просто пробито колесо, юристы не видят смысла в тяжбах. Ведь, если проиграть в суде, придется оплачивать судебные издержки, а это намного дороже простой замены колеса. Кроме того, велика вероятность, что водителя сделают виноватым.

NEWSONE поинтересовался у экспертов, смогут ли пострадавшие из-за инцидента на Одесской трассе получить компенсацию.

“Те, кто первые въехали в яму, скорее всего, получат компенсацию, ведь они не ожидали этого. А все остальные, скорее всего, небезопасно ехали: превышали скорость, не делали скидку на погодные условия. Так что будут проводить экспертизы. А поскольку открыто уголовное производство - и следственные эксперименты. Установят, как именно люди ехали, когда притормаживали. Все факты будут учитывать”, - высказал свое мнение Грушевец.
“В описанной ситуации для каждого из пострадавших все индивидуально. Кто-то мог увидеть толкучку, а кто-то действительно не мог избежать столкновения. Решение о лишении прав или о компенсации принимается в зависимости от конкретного случая”, - говорит Караваев.

Что с ремонтом дорог

В селе Прилукское асфальт клали на снег, а в селе Поромов сыпали непосредственно в болото. Нет, это не безалаберность дорожников, как может показаться на первый взгляд. Это испытания специальной новой смеси, которую добавляют в старый асфальт, срезанный с дороги.

Но не все используют инновационную смесь. Дорога "Малая Александровка - Чубинское" после зимнего ремонта всего за пару месяцев пошла выбоинами. На других отремонтированных дорогах асфальт местами выступает над землей, местами не полностью заполняет ямы.

Подобная ситуация сложилась несмотря на то, что каждому из областных бюджетов направили от 300 до 600 миллионов гривен на ремонт дорог. Осуществлять дорожные работы нужно до наступления холодов, но еще в конце сентября из этих денег использовали меньше половины. А до осени не успели даже решить, какие именно дороги будут ремонтировать.

Зато после того, как произошло ДТП на Одесской трассе, дыры залатали быстро. На участке выставили дополнительные наряды полиции, которые контролировали вождение украинцев и могли в случае чего оказать помощь. Произошедшее объяснили частыми перепадами температуры и отсутствием капитального ремонта с момента строительства. Теперь же анонсируют и масштабный ремонт дороги на трассе Киев-Одесса.

Андрей Новак рассказывал: в момент его назначения на должность руководителя "Укравтодора" 95% дорог находились в плохом состоянии. И уже сейчас якобы 67% украинцев ощущают позитивные изменения. С этой оценкой согласны далеко не все водители.


Отремонтированные дороги проверяют дважды в год. Следующая инспекция - в марте-апреле. Можно догадаться, что результаты будут не самые позитивные. Ну а пока жесткого контроля за осваиванием средств нет, украинцам приходится отвоевывать компенсацию за испорченные транспортные средства самостоятельно. Если вы пострадали от непрофессионализма дорожников, попробуйте добиться справедливости. Закон на вашей стороне.

Анна Пешкова


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.