Скорая без врачей: на какие вызовы не приедут медики и как будет работать неотложка
В 2019 году начался запуск пилотного проекта экстренной медицины в столице, в Винницкой, Донецкой, Одесской, Полтавской, Тернопольской областях. Налогоплательщики “скинулись” на реформу почти в миллиард гривен.
Теперь, если у вас поднялась температура, “скорая” к вам не приедет. В каких случаях можно вызывать скорую, и довольны ли медики экстренной помощи реформой - рассказывает NEWSONE.
Звонок диспетчеру
Бытует мнение, что “скорую” ждать бесполезно - врачи вовремя никогда не приезжают. В Минздраве с этим не согласны. Там промониторили, успевают ли кареты на вызовы граждан. Оказалось, что сама дорога до больного занимает в среднем 8 минут, еще 17 минут медики проводят с пациентами, и 10 минут - это дорога в больницу.
В принципе, установленной норме это соответствует. В Минздраве рассказывают, что карета экстренной медицинской помощи должна быть на месте в течение 10 минут, а в населенных пунктах – в течение 20. Обычно, если случай не экстренный, например, немного повысились температура или давление, скорая может приехать через час, ведь ее вполне может заменить семейный врач.
Но проблема в том, что сейчас нужно долго ожидать обработки вызова. Иногда сам звонок занимает до 10 минут, что сильно затягивает время.
Набираете 103, и на другом конце провода с вами общаются всего минуту. Именно так Минздрав видит новую работу диспетчеров. В каретах наконец установят GPS-трекеры, и движение “скорой” можно будет отследить. Диспетчеры будут отправлять вызовы на ближайшие бригады, благодаря чему не придется ждать час А если доступной машины не будет, вызовут ту, что находится в соседнем районе.
Сами диспетчерские службы модернизируют по всей Украине. По номеру на "103" наконец смогут консультировать.Уже создают целый национальный колл-центр – бесплатную горячую линия, куда украинцы смогут звонить за советом врача. Диспетчеров также будут переобучать.
Дозвониться новым диспетчерам уже можно в Житомирской, Кировоградской, Луганской, Ровенской, Хмельницкой, Черкасской и Черновицкой областях. В других обещают внедрить изменения позже.
Парамедики и фельдшеры
Сейчас, если вам не посчастливилось попасть в карету скорой, вас встретит медсестра и либо врач, либо фельдшер. Все зависит от бригады, но чаще всего попадается именно второй вариант.
В 2019 году в рамках медицинской реформы врачей скорой помощи заменят на так называемых парамедиков, которые умеют оказывать только первичную неотложную помощь, и будут прибывать лишь к пострадавшим, которые находятся на грани жизни и смерти. Парамедики могут перевезти больного к врачам. Также их возможности ограничены наложением бандажа, остановкой кровотечения и помощью при ожогах.
Таким образом, парамедик – медработник, который представляет расширенную догоспитальную медпомощь. А врач неотложных состояний – медик, который оказывает полный спектр помощи пациенту в больнице. Но требования к парамедику будут выше, чем к фельдшеру.
Больного в карете “скорой” будут встречать два парамедика. А вместо водителя будет экстренный медицинский техник, то есть человек, который тоже что-то смыслит в медицине и сможет внести свою лепту, в случае чего. Таким образом, водители машин экстренной помощи пройдут специальный курс обучения.
Кстати, в Минздраве планируют, что необходимую медицинскую сертификацию получают еще и спасатели, полицейские, водители, машинисты, проводники и кондукторы общественного транспорта, воспитатели, учителя и преподаватели. Даже специально создадут реестр людей, которые имеют такую сертификацию. Их будут регулярно обучать. Сертификат на предоставление первой помощи сможет получить и каждый желающий.
А что же с врачами? В МОЗ отметили, что на период реформы экстренной медицинской помощи врачи продолжат работать в бригадах. Так что пока врачебные бригады останутся: они будут выезжать на вызовы, которые требуют непосредственного вмешательства. Но к концу реформы врачей хотят перевести из скорой в больницы, где их не хватает.
[see_also]
Диагностика онлайн и рецепты в электронном виде: как в Украине заработает телемедицина
[/see_also]
Неотложка и скорая
В Минздраве оценили работу медиков “скорой”, которые оказывают людям помощь на месте. Чаще всего вызовы касались обмороков, сердечно-сосудистых и легочных проблем, а также травм. Каждый второй вызов - это перевозка в больницу, четверть - помощь на месте. Независимые наблюдатели низко оценили качество помощи бригад. Например, указали на назначение неэффективных препаратов.
Представители ведомства с этим не согласились. Там уверяют, что специалисты используют международные протоколы оказания экстренной медицинской помощи. И все же систему их помощи решили изменить.
В 2019 году, согласно медреформе, скорую помощь разделят на экстренную и неотложную. В неотложке будет реанимационное оборудование и там помогут человеку, жизни которого ничего не угрожает.
По сути, все эти изменения означают переход на "англо-американскую " систему скорой помощи. Первые парамедики появились в США в парашютно-десантной армии. Также в Штатах человеку нужно добраться до больницы самостоятельно. Правда, существенное различие в том, что там почти у всех есть автомобили, чего не скажешь об Украине. В Европе же есть скорые, но они также просто перевозят пациента в больницу.
Недавно в СМИ активно распространяли информацию о том, что скорую и неотложку нужно вызывать по разным номерам. Мол, неотложка приедет только по номеру 112. На самом же деле в некоторых регионах действительно есть отдельные номера, по которым можно вызвать медиков, или воспользоваться переадресацией вызова по номеру 103. Но это, чаще всего, местные номера, а не 112. Так что данная информация - фейк, номер един для всех вызовов.
В каком случае можно вызвать скорую
Украинцев призвали вызывать “скорую” только в экстренных случаях. По данным Минздрава, ¾ вызовов не требуют срочного вмешательства, и помощь не получают те, кто действительно в ней нуждается. Также в ведомстве настояли, чтобы украинцы правильно описывали свои симптомы, иначе лечение будет неправильным.
Какие же причины достаточно веские для вызова врача?
Условия вызова скорой прописаны в постановлении Кабмина №1119. В них значится, что высокая температура, пневмония и давление - не показатель для “скорой”. Особого внимания заслуживают те, ситуации, когда человек может стать инвалидом. Например, произошло ДТП, или же инфаркт, инсульт, боли в грудной клетке, нарушение речи. То есть профильные случаи, когда человек на грани жизни и смерти. Если у человека внезапное расстройство дыхания, потеря сознания, то нужно вызвать скорую помощь по номеру 103.
Врачи подчеркивают, что высокая температура не приводит к летальным исходам, так что достаточно просто обратиться к семейному доктору. Если бы так делали все, количество вызовов резко снизилось бы, уверяют они. А если температура сопровождается высыпаниями, об этом можно рассказать диспетчеру, и он объяснит, как ее сбивать. Также вас могут переключить на консультацию с педиатром.
[see_also]
В преддверии весны: какие болезни атакуют украинцев и как их предотвратить еще зимой
[/see_also]
Как изменения оценивают медики
Существуют стандарты, по которым на 10 тысяч человек должна работать одна бригада скорой помощи. Но людей не хватает. В Винницкой области, например, нужно 160 бригад, а работают только 116.
Медиков экстренной помощи легко понять. Их должности не пользуются спросом, ведь те, у кого достаточно стажа, зарабатывают до 10 тысяч гривен, а средняя зарплата колеблется от 3 до 5.
В Минздраве обещали, что под реформу закупят новые кареты скорой, медики пройдут переквалификацию и им поднимут зарплаты, но пока что этих изменений не произошло.
Старший доктор центра экстренной медицинской помощи Наталья Стахова поделилась с NEWSONE своими впечатлениями от реформы.
“Среди этих пяти пилотных областей по диспетчерам есть те области, где уже есть уже давно объединённая оперативно-диспетчерская служба. А то, что предлагали люди, которые каждый день спасают жизни, в Минздраве не услышали. Те наблюдатели, о которых вы говорили, это эксперты, которых высылали на каждый центр экстренной медицинской помощи, чтобы они поездили с бригадами. Кто они? И художники, и айтишники, самые разные люди без медобразования.
Они сделали свои выводы, и теперь у нас внедряют парамедиков вместо того, чтобы предоставить финансирование, новые машины, кадры. Переквалификация фельдшера в парамедика оказалась важнее, а финансирование скинули на все регионы, хотя мы просили, чтобы это была отдельная статья. Из этих денег теперь закупают технику для больниц, а на форму нашим работникам и оборудование не хватает. Да, реформа на самом деле внедряется, только почему-то происходит отток кадров. Может потому, что нас не слышат?”
Врачи возмущаются, что вместо них на "скорые" планируют посадить фельдшеров. А члены бригад считают появление парамедиков не просто переименованием должности, а понижением квалификации. Недовольные медики в ноябре даже митинговали против медицинской реформы.
“Мы недовольны оплатой труда. Много кто подрабатывает. То, что скорую помощь хотят сделать парамедицинской - это руйнация медицины, которая заканчивается ускорением смертности населения”, - рассказывали на митинге.
Игорь Шмат, фельдшер иваньковской подстанции экстренной медицинской помощи, рассказал “Радару”, что не верит в прогресс в реформе.
“Люди и так жалуются на помощь, мы приезжаем, они говорят: пока вас вызовешь, можно и умереть. Все и-за диспетчерской службы. А парамедики - это не предоставить помощь, а просто осмотреть и доставить человека в больницу. Этих больниц, где смогут быстро ставить диагнозы, не хватает".
“Что ждет в реанимации? Реаниматологи увольняются, медсестер давно не хватает, им по 50 лет. Мы можем хоть завтра ввести парамедиков, но где взять больницы, у которых будет необходимый приемный покой и нужное количество всех специалистов. Кто сможет в круглосуточном режиме работать?”, - комментировал ситуацию для СМИ заместитель главы совета киевского городского профсоюза работников охраны здоровья Сергей Кубанский.
Еще с октября раздали планшеты, которые исполняют роль гсм-трекера и следят за бригадой, но это нововведение они не оценивают ни позитивно, ни негативно. По их мнению, деньги было бы важнее пустить на новые “скорые” и помещения, которые находятся в аварийном состоянии.
Руководитель одного из центров экстренной медицинской помощи анонимно рассказал NEWSONE, что большая проблема в скорости работы бригад - это состояние дорог. Сообщение между селами не позволяет быстро приезжать на вызовы. По его словам, дороги потихоньку улучшаются благодаря децентрализации. А вот новое оборудование для диспетчерских служб, по его словам, ничего не дало.
"Конечно, подобные оборудованные центры должны быть не в 5 областях, а в каждой. Но еще важнее - чтобы деньги вложили в сами машины и подняли людям зарплаты”, - рассказал он.
В Минздраве успокаивают, что обновление службы экстренной медицины проведут не сразу, а в течение пяти лет. Но это слабое утешение. Изменения нужны сейчас, и для того, чтобы они были эффективны, нужно выслушать фельдшеров и врачей. А также спросить у людей: хотят ли они, чтобы “скорая” была доступна лишь тогда, когда можно попрощаться с жизнью?
Анна Пешкова
Источник: newsone.ua
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.