"Метка" на лобовом стекле и новые правила контроля: что нужно знать водителям об изменении правил техосмотра

Размещено: 15.02.2019
"Метка" на лобовом стекле и новые правила контроля: что нужно знать водителям об изменении правил техосмотра Техосмотр. Фото: Vym Canarias

Не редкость, когда на украинских дорогах у автомобиля прямо во время движения отваливается колесо, или же он просто глохнет. Техосмотр спасает от таких ситуаций, бережет нервы и водителей, и МВД. В наше стране ситуацию с ТО никак не могут привести единому знаменателю: то техосмотр хотят полностью отменить из-за высокого риска коррупции, то хотят сделать его обязательным для всех.

Сейчас в МВД и в Главном сервисном центре приготовили изменения, которые должны будут мотивировать граждан не поделывать протоколы СТО. Все изменится уже с 1 мая.

NEWSONE рассказывает, что ждет водителей, помогут ли новшества действительно исправить ситуацию на дорогах, и снизится ли уровень коррупции при прохождении ТО.

В чем суть новых правил

После прохождения техосмотра бланк теперь будут выдавать с самоклейной RFID-меткой радиочастотной идентификации. Ее нужно будет наклеить в правом верхнем углу лобового стекла, с внутренней стороны.

Метка - это что-то вроде штрих-кода, но информацию на нее помещают с помощью радиоволн. Это достаточно удобно, ведь в ней даже есть встроенная батарейка, и модуль можно дополнить термометром, гигрометром, и даже GPS-чипом.

Этот модуль будет способен передавать данные о транспортном средстве в контролирующие органы. С помощью специального считывателя полицейские смогут получить информацию о том, когда машина в последний раз проходила осмотр.

Останавливать машину не придется - считывание будет дистанционным, так что у контроллеров будет меньше “головной боли”. Правда, когда конкретно можно будет считывать данные на расстоянии, пока неизвестно.

Для фотофиксации техосмотра также установят новые правила. Сейчас на фотографиях должна быть дата, марка авто, ВИН-код и место, где он расположен, как и место прохождения всего техосмотра. Протокол отдают владельцу машины, а оригинал и данные с фотографиями хранятся в Сервисном Центре МВД три года.

С фотофиксацией уже сейчас есть некоторые проблемы: она не спасает от мошенничества, ведь аферисты могут имитировать процедуру на камеру.

По новым правилам фото должно быть сбоку и спереди. Должен прилагаться снимок проверки включенных фар ближнего света (и "противотуманок", если они есть). Также машину будут снимать на стенде диагностики тормозных усилий, где видно включенные стоп-сигналы и госномер машины.

Тех, кто "отматывает” пробег, “подловят”: показатели одометра сфотографируют. Специально создадут электронную базу данных, в которую будет попадать информация о пробеге. Если в базу внесут пробег, который будет меньше предыдущего, установленного на техосмотре или в сервисном центре, то водитель обязан будет исправить эту информацию.

Владельцам транспорта, для которого техосмотр раньше не был нужен, не придется в обязательном порядке его осматривать. Изменения затронут только коммерческий транспорт. То есть:

  • Спецтранспорт, который перевозит небезопасные грузы;
  • Двухлетние авто с грузоподъёмностью до 3,5 тонн, которые предназначены для заработка.

Таких машин в нашей стране насчитывается примерно 320 тысяч.

До мая можно не беспокоиться о нововведениях, даже если вам уже выдали новый протокол. Документ старого образца будет активен до момента, когда закончится срок его действия. Это означает, что некоторые время будет действовать переходный период.

Липовый техосмотр

По сути, нововведения гарантируют, что протокол настоящий: радиометку подделать намного сложнее, чем просто бумагу А4. Это очень актуально, учитывая, что в Украине обязательный техосмотр часто проводят нелегально.

Например, недавно в кустах заброшенного автотранспортного предприятия в Винницкой области нашли "левый" пункт транспортного контроля. Еще один - на заброшенной территории одного из немировских приемных пунктов металлолома. Конечно, никаких разрешений, договоров, достаточного оборудования у таких центров нет, не говоря уже об официально оформленных работниках.

Вот, по какой схеме работают дельцы. В каждом районе области есть представитель, который регистрирует человека на определенный день. Затем приезжает передвижное “СТО”. Транспорт фотографируют на поддельном стенде проверки тормозной системы. Это просто муляж. Затем выдают документ, напечатанные на копии действующих центров ТО, или же отправляют их по почте. Стоит эта услуга несколько тысяч гривен - зависит от “дельцов”.


“Вновь выявлен "летучий голландец", бороздящий просторами Украины в целях "решения проблемных вопросов" и зарабатывания "трудового рубля"...Естественно, ни о какой безопасности движения речь не идет, поскольку на такие пункты едет, в основном, металлом. Наличка проходит мимо глаз фискальных органов. Сотрудники мнимого пункта ОТК не трудоустроены, не имеют никакого образования и минимальных технических знаний. Как итог, потери на дорогах, потери в бюджете и полное отсутствие конкурентной способности бизнеса”, - пишет в своей соцсети Владимир Черкас, глава правления "Комитета безопасности движения".

Почему сложилась подобная ситуация? Черкас винит чиновников и украинцев, которые хотят сэкономить.

"Всему виной - "палки в колеса", которые ставят чиновники добросовестным предпринимателям, оттягивая их аккредитацию, давая возможность входа на рынок "черных" центров ОТК. Также в подобные "центры ОТК" обращаются автовладельцы с целью скрыть реальное техническое состояние своего транспорта”, - говорит Черкас.

“Метки” должны обнаружить тех, кто купил техосмотр. Но Юрий Папировый, эксперт Общественного комитета транспортной безопасности указал NEWSONE на то, что проблему коррупции нововведения не решают.

“Это только факт прохождения, но не качество его. Просто кто-то заработает”, - говорит он.

С ним согласен и Станислав Гвоздиков, руководитель Комитета цифровой инфраструктуры и связи Экспертного совета при Мининфраструктуры Украины.

“Современные подходы к повышению безопасности на дорогах только ликвидируют их последствия, а не исправляют причины. И, традиционно базируются на "субъективных" решениях. С коррупцией при техосмотре необходимо бороться, привлекая к ответственности сотрудников аккредитованных СТО за фальсификацию документов о техосмотре", - говорит эксперт.

Он также считает, что нужен некий информационно-аналитический центр и закупка оборудования, которое собирает и актуализирует базу данных.

Успеют ли до мая и какие будут последствия

Мнения экспертов о новшествах разделились. Часть отреагировала позитивно, и согласна, что ситуацию в Украине удастся приблизить к европейским нормам. Но некоторые указали на недостатки.

Создание реестра по ТО - это еще один шаг по переводу украинской документации в онлайн. Но успеют ли до мая создать нужный реестр? Автолюбители считают, что необходима такая единая база, как CARFAX в Америке, и указывают, что даже в России уже есть нечто похожее

И другой вопрос, который волнует водителей. Когда сотрудники полиции получат технические приспособления, чтобы считывать всю информацию? Если вспомнить ситуацию с фото и видеофискацией нарушений на радары TruCam, то возникают вопросы. Ведь де-юре фотофиксация началась на определенных участках еще 8 октября, а на сегодня у полиции наберется только с полсотни радаров. До конца 2019 года собираются установить достаточное количество, но выйдет ли - неизвестно.

“Не успеют, тем более, надо изготовить соответствующие бланки и поставить систему. А сегодня организовался коллапс с работой станций техосмотра: из 420, которые раньше работали, аттестацию прошли только около 30. К тому же, нормально не работает и видеофиксация прохождения осмотров”, - говорит Папировый.

Генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко в комментарии для NEWSONE нововведения оценил более позитивно.

“Никто не собирается успевать до мая, так как старые бланки протоколов, которые были получены ранее, являются действительными до момента истечения их годности. Вот вы купили бланки, и что, старые теперь в мусорку выбрасывают? Даже если не будет вовремя закуплено оборудование, его закупят потом. Это позитив, европейская практика. Во всем мире, в Германии, например, такую наклейку вешают на номерные знаки. Это удобно и водителю, которому сейчас приходится таскать с собой страховой полис, и протокол техсостояния. Протокол можно подделать: сейчас вам могут и документ с печатью президента изготовить. А метка... В нашей стране возможна подделка чего угодно, но стоимость этой подделки будет в 5 раз дороже, чем прохождения техосмотра”, - убежден он.

 

Станислав Гвоздиков поделился с NEWSONE мнением, что со “сматыванием” пробега и другими проблемными вопросами “метки” не помогут.

“Я считаю, что в краткосрочной перспективе использование RFID-метки, к сожалению, не повысят безопасность на дорогах. Поскольку: это прогрессивное нововведение не уменьшит коррупции при проведении техосмотра, не повлияет на качество проведения техосмотра коммерческого автотранспорта, не пресечет "сматывание пробега", - рассказывает он.

Он также добавил, что из-за длительности процедур публичных закупок до мая система не заработает в автоматическом режиме. Но эксперт убежден и в том, что у нововведения есть плюсы.

"Сама по себе RFID-метка уже значительно усложнит фальсификацию документов, обеспечит контроль за своевременным прохождением ТО и обнаружение транспортных средств, которые не растаможены, арестованы или находятся в розыске”, - добавил эксперт.

Подорожает ли ТО?

Пока соответствующего заявления не было, но эксперты убеждены, что все будет зависеть от технической реализации новых требований. Они сходятся на том, что расходы по реализации новых инициатив не следует перекладывать на автомобилистов - для этого есть госбюджет.

Предлагаемые метки стоят дороже, чем другие методы идентификации. Поэтому в Украине, для продуктов, например, чаще всего используют штрих-коды, иногда QR-коды. В принципе, все зависит от самой метки: некоторые мы используем для проездных, и их стоимость не высока. Но в масштабах перевода на новую систему всех водителей, сумма будет исчисляться миллионами гривен.

Карман водителя вряд ли пострадает серьезней, чем обычно, еще и потому, что о новых штрафах в нормах речи не идет. По сути, если по метке считают, что ТО не пройдено, то человек получит наказание за выпуск на линию автомобиля, который не отвечает стандартам технической эксплуатации. Сейчас это административная ответственность (статья 128 Кодекса Украины) - 680 гривен штрафа. Если в течение года вы “попадете в лужу” второй раз, то штраф уже будет в 850 гривен. Правительство также рассматривало и вариант уголовной ответственности.

Некоторые водители, с которыми пообщался NEWSONE, считают, что “сматывать” пробег теперь не получится, но другие же указывают на неточность в законодательстве. Мол, закон же предлагает только фиксировать данные техосмотра, например, километраж, а не запрещает его сматывание. Так что все честно и никакого обхода.

Учитывая все это, пока неизвестно, достаточной ли будет мотивация украинцев проходить техосмотр.

Когда техосмотр станет обязательным

Введение меток и новых правил сьемки непосредственно связано с планами правительства вернуть обязательный техосмотр для всех автомобилей. Причины: движение в ЕС и плачевная ситуация с ДТП на наших дорогах. В Европе авто проверяют через четыре года после первого использования, а затем - каждые два года. Вот и у нас проверки хотят устраивать чаще.

Проверять на дорогах будут примерно 5% коммерческого транспорта. Владельцу выдадут свидетельство, где и будет прописано состояние авто. Техосмотр должны будут проводить при регистрации или перерегистрации, переоборудовании автомобиля, смене собственника, при выезде за границу и въезде авто на “еврономерах”.

Мотивировать соблюдать закон будут штрафами. Если водитель ездит на автомобиле, который не прошел техосмотр, он заплатит 1700 гривен. А с проверяющего могут взыскать от 2 550 до 3 400 гривен.

Олег Назаренко считает, что обязательный ТО не пройдет каждая вторая машина, потому что средний возраст автомобилей в Украине превышает 20 лет.


Основной посыл нововведений верный: чем больше объективных средств контроля, тем меньше возможности для неправильных или противоправных действий. Но изменения могут затянуться, а их эффективность в вопросе подделки документов неоднозначна. В основном автоэксперты сходятся на том, что инициатива практически не скажется на техническом состоянии украинского автопарка. Облегчат ли новые правила жизнь водителей - увидим совсем скоро.

Анна Пешкова


Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.