Выстрел в ногу или шоу для Меркель: насколько серьезно ударят российские санкции по Украине

Размещено: 02.11.2018
Выстрел в ногу или шоу для Меркель: насколько серьезно ударят российские санкции по Украине Фото: УНІАН

Россия ввела экономические меры в отношении 322 украинских граждан и 68 компаний: их счета, бумаги и имущество на территории РФ заблокировали. В списки попали судьи Конституционного суда Украины, депутаты Верховной Рады, украинские предприниматели и компании, которые контролируют крупнейшие бизнесмены Украины. Контрсанкции Владимир Путин готов снять лишь после того, как Киев отменит ограничительные меры в отношении Москвы.
Что это за ход против Украины: политический, экономический или эмоциональный - в материале NEWSONE.

Как санкции повлияют на физические лица

Список ограничений по физическим лицам сформирован специфически: тут смешались и люди, и кони. С одной стороны, внесли генпрокурора Юрия Луценко, у которого есть недвижимость в Крыму, но "забыли" его жену Ирину - представителя президента в парламенте. В списках есть бывший глава Киевской облгосадминистрации Леонид Черновецкий, который уже семь лет живет в Грузии. И таких примеров десятки.

Многие фигуранты списка не имеют в России ни счетов, ни бизнеса. В него внесены некие Сергей Буян, Александр Тютюнников и 60-летний преподаватель Игорь Трутаев. Не обошлось и без ошибок - указали арт-менеджера Евгения Валерьевича Карася, которого перепутали с тезкой Евгением Васильевичем, лидером украинской националистической организации С14.

Аналитики разделились во мнении, как "список Медведева" повлияет на украинских чиновников и общественных деятелей. Одни говорят, что это стало своеобразной наградой, другие же - что они станут жертвами общего негативного фона.

"Для каждого из тех, кто включен в этот список, это, безусловно, пиар, - считает экс-глава МИД Константин Грищенко. - Они будут выдавать это за четкое подтверждение их патриотизма. Но все обстоит не так. Каждый попал туда из различных соображений, известных только тем, кто его составлял. Совсем необязательно, что это было высокое политическое решение. Включение в список - совсем не признак того, что человек самым лучшим образом защищает интересы Украины".

Ошибкам он не удивлен: "У России проблемы на уровне исполнения - взять то же дело Скрипалей. Российское лекало - сделать, авось пройдет. Я думаю, что просто была поставлена задача - как можно быстрее сформировать этот список".

В целом непосредственно на физические лица ограничения серьезно не повлияют. С проблемами столкнутся только те, кто имеет имущество в Крыму и России, но это частные случаи.

Читайте также - КАК УКРАИНСКИЕ ПОЛИТИКИ ИЗ "ЧЕРНОГО СПИСКА" ОТРЕАГИРОВАЛИ НА САНКЦИИ РОССИИ. ВСЕ ПОДРОБНОСТИ

Удар по украинским компаниям

Ограничительные меры работают эффективно. С 2014 года идет тенденция к уменьшению присутствия России на украинском рынке. Сейчас ее доля составляет почти 12%. Но при этом Украина во внешней торговле РФ присутствует только на 2%. Все еще сохраняется жесткая зависимость на 87% от российского антрацита для украинских ТЭЦ, 70% ядерного топлива по-прежнему идет из России.

В основном ограничения коснутся металлургов, ведь почти четверть украинского экспорта - это черные металлы и неорганическая химия. Такая ситуация Украине не в новинку - с российского рынка металлургию вытесняют уже достаточно длительный период. Предприятия попытаются переориентироваться на новые рынки, но все равно будут вынуждены снижать производство. А это значит, что снизится приток налогов, не будет выполняться план бюджета. Также это отразится на объеме социальных выплат.

Что же касается ядерных реакторов, котлов и машин, то, тут Украина в основном экспортирует оборудование и продукцию машиностроения - эта отрасль тоже под санкциями. Харьковский тракторный завод и кременчугский "АвтоКрАЗ" имеют большие рынки сбыта в России. Производственные связи России были заточены на них еще со времен Советского Союза.

Таким образом РФ стимулирует собственное производство, что логично. Теперь Харьковский тракторный завод и "АвтоКрАЗ" сконцентрируются на внутреннем рынке и будут искать выходы на внешние. Правда, эту продукцию сложнее переориентировать на другие рынки, чем черные металлы, - на это нужно больше времени.

Под ограничения попали владельцы сети строительных супермаркетов "Эпицентр" Александр и Галина Гереги. На прилавках сети можно увидеть российские товары. Возможно, санкции заставят "Эпицентр" все-таки прекратить их доставку.

За первое полугодие этого года Украина продала на рынке России товаров и услуг на 3,4 миллиарда долларов. За каждым потерянным миллиардом украинского экспорта в Россию стоит сокращение десятков тысяч рабочих мест. Кто-то из работников будет получать более низкую зарплату, кого-то отправят в неоплачиваемый отпуск. Однако российские санкции могли бы ударить больнее, если бы она запретила поставку украинского ядерного топлива.

В Нацбанке же считают, что новые санкции угрозы для макроэкономической стабильности страны не несут.

Читайте также - БЕЗ ПАНИКИ: ПОЧЕМУ СТОИМОСТЬ АВТОГАЗА ВЗЛЕТЕЛА И ЧТО БУДЕТ С ЦЕНАМИ К НАЧАЛУ 2019 ГОДА

Политика, экономика или давление на эмоции

Судя по всему, контрсанкции окажутся более мягкими, чем самые первые, которые вводила Россия в 2014 году. Аналитики разошлись во мнении, окажут ли ограничения существенный эффект на украинскую экономику.

"Для бизнеса это проблема, - заявил политолог Андрей Ермолаев в эфире NEWSONE. - Я бы рассматривал санкции не просто как разовую акцию. Это программа, которая разворачивается с середины года как ответный удар системы. Эти меры призваны свернуть многолетнее теневое присутствие Украины на рынке России. Последствия будут очень серьезными и в экономическом, и в социальном, и в историческом планах”.

Экс-глава МИД Константин Грищенко согласен, что будет негативное влияние, но только для отдельных предприятий:

"Влияние будет выборочным - на предприятия, для которых российский рынок остался приоритетным. Но эффективность санкций будет зависеть от того, как именно их будут применять, а это пока до конца непонятно. В целом я не вижу особенных изменений для экономических, политических или любых других отношений между государствами. Хотя на уровне эмоционального всплеска, конечно, это мощный сигнал: Россия ищет дополнительные средства, чтобы показывать свою активность в плане борьбы с Украиной".

Аналитик допускает, что Россия не станет вводить запрет на экспорт товаров, необходимых для ее экономики:

"Сами себе они вряд ли будут стрелять в ногу. От того, как имплементировать санкции, будет зависеть, готова ли Россия что-то терять, чтобы навредить нашей стране".

Экономист Алексей Кущ считает, что экономический удар для украинских компаний не будет превышать от нескольких сотен миллионов долларов - до полумиллиарда. По его словам, санкции нельзя оценивать так линейно, как оценивают американские ограничения против России.

"У американских санкций есть какая-то экономическая подоплека. Российские же скорее носят психологическое и политическое влияние. Это месседж, который Россия посылает украинским политическим группам в преддверьи выборов, механизм вербального общения между Кремлем и определенными бизнес-группами в Украине, особенно с теми финансово-промышленными, которые занимают лидирующее положение на юго-востоке страны. Для них это некий посыл, "привет", чтобы мобилизовать их лояльность и скоординировать политическое движение".

Кущ считает, что новые санкции - верхушка айсберга, а все основные ограничения невидимы для нас. Они состоят из многочисленных взаимосвязей, которые существуют между российскими и украинскими промышленными элитами, а также российским капиталом, который присутствует в украинской экономике.

Читайте также - СЭКОНОМИТЬ НА "КОММУНАЛКЕ": КАК ПЛАТИТЬ ЗА СВЕТ И ОТОПЛЕНИЕ НА 50% МЕНЬШЕ - СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ

 Почему список обнародовали именно сейчас

Санкции ввели на фоне падения персональных рейтингов Путина и Медведева. Однако Александр Кущ уверен, что это - не попытка повысить рейтинг российского президента.

"Для Путина это не очень приятная вещь. В России всегда пытались показать, что Украина - "заблудшая" младшая сестра, которая рано или поздно вернется к старшей сестре - России. Введение санкций - не электоральный ход, ведь тогда нужно сокрушаться об Украине, а не ставить ее на один уровень противостояния".

Он подчеркивает, что Кремль всегда старался не вводить прямые ограничения, а действовать опосредованно через блокировку украинских товаров. Существует много различных "подковерных", неформальных методов давления. А санкции подняли противостояние между странами до уровня противостояния между Россией и США.

По его мнению, ограничения стали вынужденным шагом. Разброд в политических элитах юго-востока страны и ослабление лояльности по отношению к Москве вызвали серьезное беспокойство в Кремле. Там поняли, что с помощью неформальных методов уже нельзя добиваться результата, и нужна активная официальная политика.

Санкции обнародовали в день визита в Киев канцлера Германии Ангелы Меркель. Политолог Александра Решмедилова в эфире NEWSONE заявила, что это далеко не совпадение:

"Россия не просто так запустила этот санкционный список во время встречи с Меркель. Это было необходимо, чтобы она увидела и услышала, как много давления на Украину оказывает Россия, хоть это и лишь контрмеры - Украина сделала первый шаг. Так что это не было чем-то неожиданным".

Решмедилова считает, что на Банковой знали про этот список:

"Существует подковерная коммуникация между странами. Когда создавался украинский список, российская сторона знала, кто туда попадет. То, что санкции ввели во время доработки проекта украинского бюджета на 2019 год, очень удобно. Это даст время просчитать возможные удары по украинской экономике и внести в проект изменения".


Таким образом, российские ограничительные меры окажут негативное влияние на украинскую экономику. Но, в первую очередь их создавали для информационного шума, чтобы нанести новый удар в гибридной кампании перед выборами в Украине.

Анна Пешкова


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.
'; str += '
'; if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { str += '' } } str += '
' + '' + 'Результат' + '
' + '
'; $box.parent().find('.dem-loader').hide(); $box.html(str).data('vote', vote).find('#js-vote-fm' + vote.absnum).on('submit', function(event){ event.preventDefault(); var $form = $(this); var $box = $form.closest('.js-vote-box'); var option_absnum = $form.find('input[name="poll"]:checked').val() || 0; if (option_absnum > 0) { $box.parent().find('.dem-loader').show(); $form.prop('disabled', true); $.post(http_addr + lang + '/actions/vote', {vote:[{'absnum':$box.data('absnum') || 0, 'option_absnum': option_absnum}]}, function(data) { var data = typeof data == 'string' ? JSON.parse(data) : data; var done = false; if (data.vote.success) { var vote = data.vote.result; $box.data('vote', vote); set_options_done(vote.absnum, option_absnum); done = true; } else { if (data.vote.result.errno == 0) { done = true; } else { alert(data.vote.result.error); } $form.prop('disabled', false); } if (done) { var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); if ( done_votes.indexOf($box.data('vote').absnum) == -1) { done_votes.push($box.data('vote').absnum); $.cookie('done_votes', done_votes.join(','), {expires: 364, path: '/'}); } build_vote_results($box, $box.data('vote')); }else{ $box.parent().find('.dem-loader').hide(); } }); } else { alert('Выберите вариант ответа'); } }); } function set_options_done(vote, option){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); if ( typeof votes_options[vote] == 'undefined') { votes_options[vote] = option; $.cookie('votes_options', JSON.stringify(votes_options), {expires: 364, path: '/'}); } } function get_options_done(vote){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); return typeof votes_options[vote] != 'undefined' ? votes_options[vote] : 0; } function build_vote_results($box, vote) { // get date of creations tart var created = new Date(parseInt(vote.created) * 1000), created_day = created.getDate(), created_month = created.getMonth() + 1, created_year = created.getFullYear(), created_date; created_month < 10 ? '0' + created_month : created_month; created_day < 10 ? created_day = '0' + created_day : created_day; created_date = created_day + '.' + created_month + '.' + created_year; var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); var opt = get_options_done(vote.absnum); var str = '
' + vote.title + '
'; if (parseInt(vote.total_votes) == 0) { vote.total_votes = 1; } if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { var p = Math.ceil((parseInt(vote.options[i].votes)*100)/parseInt(vote.total_votes)); str += '
' + '
' + vote.options[i].title + '
' + '
' + '
' + ' ' + '
' + '
'; } } if (done_votes.indexOf(vote.absnum+'') != -1 || vote.is_ended) { }else{ str += ''; } str += '
'+created_date+'
'; $box.html(str); $box.parent().find('.dem-loader').hide(); // animation progressbar's $('.vote_fill').each(function () { var fillWidth = $(this).attr('data-width'); $(this).width(fillWidth); }); } if (!window.format) { window.format=function(b,a){if(!b||isNaN(+a))return a;var a=b.charAt(0)=="-"?-a:+a,j=a<0?a=-a:0,e=b.match(/[^\d\-\+#]/g),h=e&&e[e.length-1]||".",e=e&&e[1]&&e[0]||",",b=b.split(h),a=a.toFixed(b[1]&&b[1].length),a=+a+"",d=b[1]&&b[1].lastIndexOf("0"),c=a.split(".");if(!c[1]||c[1]&&c[1].length<=d)a=(+a).toFixed(d+1);d=b[0].split(e);b[0]=d.join("");var f=b[0]&&b[0].indexOf("0");if(f>-1)for(;c[0].length