"Майдан 3.0": удастся ли Зеленскому договориться с лидерами митингов против "формулы Штайнмайера"

Размещено: 15.10.2019
"Майдан 3.0": удастся ли Зеленскому договориться с лидерами митингов против "формулы Штайнмайера" Марш "Нет капитуляции". Фото: "Деловая столица"

Сразу после объявления о согласовании "формулы Штайнмайера" в столице начались протесты под лозунгом "Нет капитуляции". Представители националистических организаций пикетировали Офис президента. Лидеры протеста заявили, что акция будет бессрочной.

В День защитника Украины, 14 октября, под флагами "Свободы" и "Нацкорпуса" активисты прошлись по Крещатику к Офису президента и выдвинули ему ультиматум. Активисты требовали отказаться от разведения войск и продлить мораторий на рынок земли.

Перерастут ли протесты в новый Майдан, будет ли Зеленский договариваться с противниками "формулы Штайнмайера" и примет ли их условия - в материале NEWSONE.ua.

Кто и за что протестует 

С момента объявления "формулы Штайнмайера" протесты прошли не только в столице, но и в Харькове и Днепре, а также во Львовский, Тернопольский и Ивано-Франковской областях. Звучали слоганы "Зелю геть!", "Требование нации - нет капитуляции", "Только победа!".

Активисты считают, что Зеленский предал 16 тысяч погибших на фронте украинцев. По сути, документ, который предлагает подписать Зеленский, уточняет порядок реализации давно существующих Минских соглашений и не является чем-то новым. Детальнее о формуле мы ранее уже писали в отдельном материале. Согласно ей, в ДНР и ЛНР должен временно вступить в силу закон об особом статусе, и тогда там пройдут местные выборы.

Петр Порошенко еще три года назад с таким вариантом соглашался, но позже мнение поменял. К слову, Зеленский несколько раз повторил на пресс-марафонечто такая смена вектора удивила наших западных партнеров. 

"Но какую альтернативу предлагают протестанты, которых мы ласково называем активистами? Только сохранение статуса-кво. Это значит, что на линии фронта постоянно будут происходить столкновения, будут гибнуть наши военные. Заинтересована ли Украина в замораживании конфликта, учитывая, что он происходит на нашей территории?", - задается вопросом в эфире NEWSONE социолог Павел Кутуев. 

А политтехнолог Михаил Погребинский подчеркивает, что протестующих против формулы не так много. Тех, кто категорически против договоренностей с Россией, стало меньше. Если еще в 2014-15 годах около трети населения были против, то сейчас их около четверти. 

"Даже если считать, что Тимошенко тоже принадлежит к этому националистическому лагерю, все равно получается не больше четверти населения. Это означает, что большинство не поддерживает националистическую визию украинского государства", - говорит Погребинский. 

О том, финансируются ли эти протесты, идут жаркие споры. Политические эксперты говорят, что около половины граждан могли получать деньги за время на Майдане. Об этом же говорили и глава Офиса президента Украины Андрей Богдан и лидер партии монобольшинства Давид Арахамия. Сами активисты оскорблены таким обвинением. 

Эксперт по конституционному праву Александр Москалюк говорит: проплачены или не проплачены, но против политики Зеленского точно выступило много идейных граждан. При чем это был не только электорат Порошенко, но и Зеленского, так как за него голосовало много разных людейи во время предвыборной кампании он на многие вопросы давал слишком обтекаемые ответы. Но он уверен: ультиматум, который активисты выдвинули Зе, не сработает.  

"Ультиматум не имеет смысла хотя бы потому, что выборы произошли недавно. Зеленского поддержало большинство, и активное меньшинство не может диктовать свою волю", - рассказывает он NEWSONE. 

Напомним, что ранее на протестах от Зеленского уже требовали уволить Андрея Богдана и опровергнуть капитуляцию. 

Попытки снизить напряжение 

Вечером 3 октября Зеленский выступил с видеообращением. Это была попытка снизить градус накала в обществе. Он пообещал, что закон об особом статусе напишут совместно с украинским обществом, а также - что выборы на Донбассе станут возможными уже после вывода войск и передачи столице контроля за участком границы. Формула же, наоборот, предполагала вывод войск после выборов. В такой последовательности, как предлагает президент, реализовать формулу вряд ли возможно. 

Вторым этапом смягчения ненависти протестующих стала 14-часовая пресс-конференция с журналистами. Украинцы - народ эмпатичный, поэтому после того, как у народного лидера пропадал голос, к нему стали относиться с сочувствием. Политологи говорят: если бы конференция длилась даже 8 часов, такого эффекта бы не было.  

На этой же конференции Зе сказал, что просчитался, когда не провел широкую информационную кампанию о "формуле Штайнмайера". Он говорит, что нового майдана не боится, и пообещал в случае чего сразу уйти в отставку.

Погребинский, правда, считает, что от митингов не спасла бы и широкая информационная кампания. 

"Возможно, если бы действительно более подробно объясняли, люди лучше бы понимали, что происходит. Но дело в том, что идейная часть знает, о чем речь. Они понимают, что "формула Штайнмайера" легитимизирует идею особого статуса для ОРДЛО. Особый статус для сторонников националистической визии украинского государства исключает возможность, что часть территории Украины будет самоуправляться без влияния националистической государственной идеологии. Это понимают и Тягнибок, и Билецкий", - говорит он. 

С ним согласен и Александр Москалюк. 

"Если бы коммуникация Офиса президента была лучше, мы бы все равно увидели их на улице. Потому что есть часть людей, которые эмоционально воспринимают такие месседжи. Правда, возможно, их было бы немного меньше", - говорит он. 

Сработали ли эти методы спецкоммуникации? Похоже, что пресс-конференция дала свои плоды. Но на улицы все равно вышли десятки тысяч людей. Эксперты говорят, что протесты состоялись бы в любом случае, даже если бы Зеленский их проигнорировал.  

А вот политики, которые участвуют в этих акциях, благодаря реакции от президента получат свои бонусы. Экономист Александр Охрименко, например, считаетчто за счет этих акций разные политсилы просто рассчитывают взять побольше голосов на местных выборах. 

В то же время, вероятно, что избиратели Зеленского, которые хотели мирного процесса, будут разочарованы, ведь он меняет риторику. К слову, избиратели Зе уже в недоумении из-за инцидента с премьер-министром Гончаруком, который 14 октября появился на благотворительном концерте для ветеранов боевых действий. На этом концерте выступила группа "Сокира Перуна"известная своей антисемитской композицией "Шесть миллионов слов брехни" о том, что "евреи выдумали Холокост". Вокалист группы шел на выборы в Раду по списку "Свободы", которая протестует против "формулы Штайнмайера". 

Митинг в защиту Зе и подковерные игры 

Весьма логичный вопрос, который возникает при размышлениях на тему протестов: почему Зеленский не собрал свой митинг? Ведь поклонников, согласно социологии, у него больше, чем противников - целых 66%. 

Возможно, президент опасается масштабных стычек от представителей лагерей "за" и "против Зе", которые могут быть значительно серьезнее, чем потасовки футбольных ультрас. Некоторые политологи также не верят, что за Зе вообще можно было бы собрать майдан. 

"Большинство, которое проголосовало за Зеленского и "Слугу народа", отдали свои голоса и разошлись пол домам. Их даже не пытаются мобилизовать. Если бы хотя бы часть вышла бы по призыву Зеленского... Но никаких попыток не делается. Простое объяснение состоит в том, что мы проголосовали и предоставили ему всю полноту власти, свое правительство, силовые структуры. Почему люди должны еще раз (выходить на улицы - ред.)? Люди не ощущают угрозы, потому что считают, что он защищен этим уровнем доверия", - говорит Погребинский. 
"Да, протесты за Зеленского могли бы происходить. Зеленский имеет огромную поддержку, но он слабее на улице. Его электорат - это не люди улицы. А вот его противники - меньшинство, но они очень активны. Кроме того, не улицу нужно противопоставлять, а показать общественную поддержку", - говорит NEWSONE.ua Владимир Фесенко. 

Похоже, что Зеленский выбрал мирный путь урегулировки ситуации. Президент 9 октября встречался с группой ветеранов АТОСреди националистов был глава ультраправых С14 Евгений КарасьОт Зеленского были переговорщик Андрей Ермак, начальник Генштаба Руслан Хомчак, замглавы Нацполиции Александр Фацевич и нардепы от "Слуги народа". Говорили полтора часа. Официальной информации об этом от президента не было, зато о встрече написали ветераны в соцсетях. 

Некоторые эксперты подозревают, что на этих переговорах могли вести торги за места во власти и приостановку уголовных дел. Общественность также заметила отсутствие на последнем марше плакатов от Порошенко. Есть мнение, что могли сработать некоторые подковерные договоренности. 

"Какие-то тактические уступки, локальные договоренности, например, по Золотому и Петровскому, возможны. Вводить туда представителей ветеранских организаций, неких гражданских представителей. Но к таким заявлениям о подковерных договоренностях я отношусь с большим скепсисом. В них очень много банального тупого пиара. Какие компромиссы с Билецким? У них взгляды не совпадают кардинально. Зеленский просто хочет, чтобы его поняли", - не соглашается Фесенко.

Политтехнолог Руслан Бортник верит в то, что определенные торги уже идут. 

“Какие-то переговоры уже идут по линиям спецслужб, бизнеса, по окружению Зеленского. То, что лидеры некоторых радикальных организаций на протестах не появлялись, говорит о том, что эти переговоры, хотя бы частично, но были успешны. Как раз с расчетом на эти переговоры поменялась риторика власти - она стала близка к риторике Порошенко. Вероятно, это было нужно, чтобы обеспечить информационное прикрытие. Но в какие-то серьезные уступки я не верю”, - говорит политтехнолог NEWSONE.ua.

Ждать ли масштабный АнтиЗе-Майдан  

Как бы там ни было на самом деле, похоже, что после этих переговоров власть дает радикалам спустить пар. День защитника отечества как нельзя лучше подошел для протестов. Кроме того, для Зеленского и в бочке дегтя может быть ложка меда. Протесты могли бы оправдать Зеленского на переговорах с Западом, если воплотить формулу все-таки не получится. 

Если же никакие договоренности с протестующими достигнуты не будут, эксперты все равно сомневаются, что возможен третий Майдан. 

Для того, чтобы было обострение, необходима новая провокация. СМИ писали, что протестующие хотели бросать "булыжники", "файера" в окна Офиса Президента, но их остановили. Также для масштабного протеста нужны финансовые вложения, но их пока недостаточно, говорит Александр Охрименко. Что касается экс-Гаранта, СМИ же писали, что Порошенко пока не готов финансово стать "рупором" нового Майдана. Для него сейчас важнее уголовные дела.

Политолог Ирина Тиран соглашается, что важен вопрос денег. Она считает, что любому майдану необходима была бы материальная или моральная поддержка Запада. Европа же выступает за "формулу Штайнмайера", а Штаты больше сосредоточены на подготовке к президентским выборам. 

Фесенко считает, что все будет в итоге зависеть от того, к чему придут Зеленский с Путиным. Если будет найден компромисс, все может обойтись. Кроме того, среди протестующих все не так гладко. Силы очень неоднородны.  

"Митинги 14 октября ежегодны, и численность в этот раз не была больше, чем год и два назад. Каждый под капитуляцией подразумевает что-то свое. Кто-то говорит, она происходит сейчас, кто-то - что она возможна. Также там разный набор политсил. Часть не принимает Порошенко, хотя он, по разным данным, мог подпитывать протесты", - говорит эксперт. 

Вряд ли протесты перейдут в полноценный третий Майдан. Зеленский пока делает все, чтобы уладить конфликт с лидерами митингов и успокоить идейную общественность. Остается только ждать конкретики по "формуле Штайнмайера" после встречи в Нормандском формате. 

Анна Пешкова


'; str += '
'; if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { str += '' } } str += '
' + '' + 'Результат' + '
' + '
'; $box.parent().find('.dem-loader').hide(); $box.html(str).data('vote', vote).find('#js-vote-fm' + vote.absnum).on('submit', function(event){ event.preventDefault(); var $form = $(this); var $box = $form.closest('.js-vote-box'); var option_absnum = $form.find('input[name="poll"]:checked').val() || 0; if (option_absnum > 0) { $box.parent().find('.dem-loader').show(); $form.prop('disabled', true); $.post(http_addr + lang + '/actions/vote', {vote:[{'absnum':$box.data('absnum') || 0, 'option_absnum': option_absnum}]}, function(data) { var data = typeof data == 'string' ? JSON.parse(data) : data; var done = false; if (data.vote.success) { var vote = data.vote.result; $box.data('vote', vote); set_options_done(vote.absnum, option_absnum); done = true; } else { if (data.vote.result.errno == 0) { done = true; } else { alert(data.vote.result.error); } $form.prop('disabled', false); } if (done) { var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); if ( done_votes.indexOf($box.data('vote').absnum) == -1) { done_votes.push($box.data('vote').absnum); $.cookie('done_votes', done_votes.join(','), {expires: 364, path: '/'}); } build_vote_results($box, $box.data('vote')); }else{ $box.parent().find('.dem-loader').hide(); } }); } else { alert('Выберите вариант ответа'); } }); } function set_options_done(vote, option){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); if ( typeof votes_options[vote] == 'undefined') { votes_options[vote] = option; $.cookie('votes_options', JSON.stringify(votes_options), {expires: 364, path: '/'}); } } function get_options_done(vote){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); return typeof votes_options[vote] != 'undefined' ? votes_options[vote] : 0; } function build_vote_results($box, vote) { // get date of creations tart var created = new Date(parseInt(vote.created) * 1000), created_day = created.getDate(), created_month = created.getMonth() + 1, created_year = created.getFullYear(), created_date; created_month < 10 ? '0' + created_month : created_month; created_day < 10 ? created_day = '0' + created_day : created_day; created_date = created_day + '.' + created_month + '.' + created_year; var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); var opt = get_options_done(vote.absnum); var str = '
' + vote.title + '
'; if (parseInt(vote.total_votes) == 0) { vote.total_votes = 1; } if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { var p = Math.ceil((parseInt(vote.options[i].votes)*100)/parseInt(vote.total_votes)); str += '
' + '
' + vote.options[i].title + '
' + '
' + '
' + ' ' + '
' + '
'; } } if (done_votes.indexOf(vote.absnum+'') != -1 || vote.is_ended) { }else{ str += ''; } str += '
'+created_date+'
'; $box.html(str); $box.parent().find('.dem-loader').hide(); // animation progressbar's $('.vote_fill').each(function () { var fillWidth = $(this).attr('data-width'); $(this).width(fillWidth); }); } if (!window.format) { window.format=function(b,a){if(!b||isNaN(+a))return a;var a=b.charAt(0)=="-"?-a:+a,j=a<0?a=-a:0,e=b.match(/[^\d\-\+#]/g),h=e&&e[e.length-1]||".",e=e&&e[1]&&e[0]||",",b=b.split(h),a=a.toFixed(b[1]&&b[1].length),a=+a+"",d=b[1]&&b[1].lastIndexOf("0"),c=a.split(".");if(!c[1]||c[1]&&c[1].length<=d)a=(+a).toFixed(d+1);d=b[0].split(e);b[0]=d.join("");var f=b[0]&&b[0].indexOf("0");if(f>-1)for(;c[0].length