Миллиарды за соискателя булавы: во сколько украинцам обойдутся президентские выборы

Размещено: 16.01.2019
Миллиарды за соискателя булавы: во сколько украинцам обойдутся президентские выборы Голосование в 2014 году. Фото: Recode

Предстоящие президентские выборы будут самыми дорогими выборами главы государства за всю историю нашей страны. Из бюджета на них возьмут 2,4 миллиарда гривен. И это при том, что досрочные выборы 2014 года, которые прошли в один тур, стоили стране 600 миллионов. А в 2010 году президентские выборы обошлись налогоплательщикам в 1,53 миллиарда гривен.

В целом же простым украинцам придется нехило потратиться на избирательную гонку. NEWSONE разобрался, сколько денег идет на выборы из наших с вами карманов, почему и на что.

На что пойдут деньги

Реестр избирателей гласит, что в Украине право голоса имеют 36 миллионов граждан. Простые расчеты показывают, что избиратель-налогоплательщик потратит на выборы 69 гривен.

Но при этом львиная доля граждан находится за рубежом. Только официальная статистика говорит о 3,5 миллионах граждан. Еще 1,5 миллиона являются переселенцами. Хотя все эти граждане имеют полное право голосовать, далеко не все они будут иметь доступ к избирательным участкам. Если учитывать только тех украинцев, которые находятся на подконтрольной территории нашей страны, сумма для избирателя вырастает примерно до 80 гривен.

Для сравнения, прошлые президентские выборы обошлись избирателю в 16 гривен, а в 2009 году - в 36. Кстати, согласно данным опроса социологической группы "Рейтинг", только 40,7% украинцев уверены в том, что будут принимать участие в голосовании.

Основные статьи расходов на выборах - оплата труда членов избиркомов и печать бюллетеней. На зарплаты членам избирательных комиссий пойдет 1,5 миллиарда. Им также оплатят мобильную связь (- 62 миллиона), и перевозки (- 200 миллионов гривен).

Напечатают более 30 тысяч бюллетеней, которые обещают быть очень длинными из-за рекордного количества желающих стать президентом Украины. Одна только канцелярия обойдется в 85,2 миллиона гривен, а вывески и печати - еще в 24 миллиона.

Бюджет также заплатит за рекламные кампании кандидатов в медиа: на это выделили 29 миллионов гривен. Такие траты обосновывают данными соцопросов. Согласно им, граждане Украины в 70% случаев узнают о программах политиков и партий именно из СМИ. Из расчета в уже зарегистрированных кандидатов, это по 6 миллионов. А из расчета в тех, кто изъявил желание стать кандидатом, это чуть больше миллиона на каждого.

Заместитель главы ЦИК Андрей Магера утверждает, что цифра в 2,4 миллиарда гривен вполне реальна и взята не с потолка, а из норм закона. Более того, выборы могли бы обойтись нашей стране еще дороже. Планировали также потратиться на камеры, при помощи которых можно следить за избирательным процессом. В ЦИК отчитались, что их использование не произвело должного эффекта. На прошлых выборах на это ушел миллиард гривен, и на каждом участке их использовали всего в среднем по 8 избирателей.

В ЦИКе также сообщали, что и раньше пытались экономить - использовали "старые” урны и изготавливали небольшое количество “про запас”.

Интересно, что, огромные расходы заложены еще и на функционирование Государственного реестра избирателей. Помимо финансирования избирательной кампании в президенты, на реестр пойдет еще 224 миллиона гривен, хотя еще год назад его работу оценили лишь в 46 миллионов. В избирательной комиссии это объясняют тратами на оборудование, защищающее от кибератак.

Окно для коррупции

Некоторые эксперты считают, что украинские 2,4 миллиарда гривен - это мелочи, в сравнении с гигантскими внешними долгами Украины. А политолог Руслан Бортник отметил, что “мелочью” подобную сумму не назовешь. Он сообщил NEWSONE, что в Украине имеет место коррупция при составлении этой суммы.

“Это рекордная сумма за всю историю Независимости. Раньше на выборы в среднем тратили около миллиарда. Думаю, все это в какой-то мере следствие девальвации валюты с последних выборов и увеличения зарплат, и попытка за счет бюджета отблагодарить членов избирательной комиссии. Чтобы они были лояльнее к тем, кто им будет платить”.

Основания для подозрений в коррупции действительно есть, ведь тендеры проводить не будут. Решение о том, у кого покупать канцтовары, и какая транспортная компания будет предоставлять услуги развозки, будут принимать самостоятельно, и средства отследить будет нельзя. Закупку бумаги для печати бюллетеней и раньше производили без тендеров - использовали бумагу французской компании. Это не нарушение - "непрозрачную” практику позволяет закон о выборах президента и народных депутатов.

Магера уверяет, что иначе тендеры провести не успели бы, ведь бюджет запланировали под конец декабря прошлого года, а деньги выделяют в начале нового года.  Но юристы подчеркивают: если закон "О публичных закупках" был принят позже, то он должен быть главнее, и тендера проводить обязаны. Иначе деньги могут попросту "распилить".

“Каждые следующие выборы дороже предыдущих. И, поверьте, следующие будут еще дороже. Естественно, воровство есть на всех этапах, и, в том числе, в оплате за бюллетени. Чиновники рассматривают не вопрос, насколько это дорого, а сколько на этом можно заработать. И если они не заработают, то заработают другие”, - рассказал NEWSONE экономист Александр Охрименко.

Госказна и технические кандидаты

В 2004 году зарегистрировали 26 кандидатов, в 2010 году - 18, а в 2014 - 23. О своем желании принять участие в президентских выборах-2019 объявили уже 28 человек. Эксперты утверждают, что в этом году зарегистрируется рекордное количество кандидатов - около 50.

"Кандидаты понимают, что зарегистрироваться - это попасть под проверки, под аудит, поэтому они дотягивают до конца. Они подадут свою кандидатуру, когда у них будет четкое понимание избирательного фонда, деньги и возможность сделать это легально. Сейчас же регистрируются те, кто пытается показать свой статус как кандидата в президенты. Они для всех нас узнаваемы”, - говорит Бортник.

Но разнообразие кандидатов не значит, что украинцам действительно есть, из кого выбирать. Большинство претендентов на булаву - заведомо непроходные. Среди них есть технические проекты с совсем иной задачей. Такие кандидаты хотят не улучшить жизнь своей страны, а лишь заработать больше денег. Они "распыляют" голоса избирателей, которые могли бы пойти настоящим претендентам на кресло главы государства.

“Раньше технические кандидаты "больно" били по карману. На запуск “теневика” нужны были десятки, а то и сотни миллионов гривен. Сейчас это намного дешевле и обходится в несколько миллионов”, - рассказывает Бортник.

Описанные ранее 29 миллионов гривен, которые государство выделит на рекламу кандидатов, поделят на число претендентов на президентский пост. Их получат все: и “техники”, и настоящие претенденты. Это на руку тем, кто вкладывается в “техника”, или рассматривает кандидата как политический проект.

Таким образом, вложения “инвесторов” частично окупаются. Уже зарегистрированные кандидаты могут претендовать примерно на миллион государственных гривен каждый. А если тенденция с количеством претендентов продолжится, то можно будет получить меньше - где-то полмиллиона.

В принципе в большом количестве “теневиков” для бюджета есть и некие преимущества: если действительно будет зарегистрировано полсотни претендентов, то в бюджет пойдет 125 миллионов гривен. Хотя в масштабах стоимости всей избирательной кампании эта сумма небольшая.

Сколько можно было сэкономить на выборах

У каждой страны свой подход к стоимости выборов лидера. Например, в Израиле, тратят еще больше - около 41 миллиарда гривен, а на выборы даже создают дополнительный государственный праздник. При этом рекламные кампании кандидатов стоят стране 2,2 миллиарда гривен. А последние президентские выборы обошлись Грузии намного меньше - в 448 миллионов гривен.

Руслан Бортник считает, что сумма завышена и ее можно было бы сократить, ведь не все деньги идут по назначению.

“Однозначно говорить о сумме, на которую можно было бы сократить траты, сложно. Расходы на выборы точно должны быть предметом аудита Счетной палаты и различных политических партий. На 50% трат можно было бы избежать при помощи электронного голосования, как в Казахстане. Это позволило бы сократить количество членов избирательных комиссий.

Но, у нас, к сожалению, к этому так и не пришли. Технология не меняется почти 100 лет: люди приходят на участки и ставят галочки, а их количество считают вручную. Раньше были телеграфы, сейчас интернет - разница в механизме невелика. Качественный скачок так и не произошел. Интересно, что общественность предлагает новую электронную систему, но от нее отказались. Это вызывает подозрения”.

Политолог сомневается, стоит ли оплачивать избирательные кампании кандидатов.

“Вопрос неоднозначный, ведь кандидаты платят 2,5 миллиона гривен, и по большому счету оплачивают собственные кампании. Но государство не хочет контролировать траты кандидатов, амбары и теневые черные бюджеты штабов. Пока финансирование нельзя считать позитивной практикой, ведь оно не способно обеспечить равные условия участия”.

Нардеп Игорь Мирошниченко в эфире NEWSONE негативно оценил практику госпомощи кандидатам.

“Стоило бы не оплачивать эти кампании. Медиаресурсы почти полностью контролируются олигархами, у которых есть свои политические проекты. Важен был бы полный запрет политической рекламы. Тогда уравниваются шансы тех, кто имеет почти бесконечное финансирование, источники которого по нашему законодательству проследить невозможно, и тех, у кого идеология, но недостаточно финансирования. Более эффективны дебаты - они помогают действительно понять кандидата”.

Экс-глава ЦИК Михаил Охендовский заявлял, что на выборах можно сэкономить около 140 миллионов гривен. По его словам, ЦИК надеется на сокращение расходов на выборы и хочет уменьшить финансирование агитации, ведь это "правильный и рациональный шаг для кармана украинского народа”. Но технические изменения в закон "О выборах народных депутатов", которые позволили бы что-то изменить, так и не были приняты.

Как выборы повлияют на курс гривны

Избирательный процесс дорого стоит не только нашему бюджету, но и кандидатам. Ведь им приходится тратить 2,5 миллиона гривен взноса, а также оплачивать политическую агитацию, рекламу, деятельность своих штабов. Конечно, большая часть расходов остается теневой. Но, по официальным данным, на прошлых выборах политическая агитация обошлась всем кандидатам вместе больше, чем в 350 миллионов гривен. Из этих денег платились налоги в госбюджет.

По словам начальника управления по вопросам рекламы в КГГА Александра Смирнова, с каждого билборда в городской бюджет каждый месяц “падает” около полутора тысяч гривен. А во время избирательной кампании сумма может вырасти в два раза.

“С началом избирательных кампаний активно арендуются рекламные плоскости. Это приносит хорошие деньги экономике Украины. Правительство пытается задобрить граждан социальными выплатами, а также наблюдается приток денег для избирательных кампаний”, - сказал политолог Алексей Якубин в эфире NEWSONE.

В МВФ убеждены, что перед выборами в нашу страну переведут около 1 миллиарда долларов, и столько же - к парламентским выборам. Украинские экономисты подчеркивают, что эти деньги пойдут на зарплаты политтехнологам, и “в поля". Наличие валюты в стране позитивно для ее экономики, ведь укрепляет гривну, уменьшает риски скачка доллара и, следовательно, оттягивает во времени подорожание товаров.

Более того, в МВФ утверждают, что выборы помогут справиться с огромными кредитными выплатами Украины, которые страна должна произвести в этом году, и даже с влиянием наступающего мирового финансового кризиса. Также на ситуацию позитивно повлиял транш, который согласились предоставить в МВФ на 3,9 миллиарда долларов. Сперва, у экспертов были сперва сомнения в том, давать его или нет. Причина - в том, что эксперты понимают: в выборный год в стране можно не ждать реформ.

Эксперты считают, что не только МВФ, но и Европейский союз приложат свою руку к сохранению стабильной экономической ситуации в Украине во время выборов. Например, экономист Эрик Найман подчеркивает, что курс гривны постараются держать при помощи валютных резервов.

А его коллега Александр Охрименко говорит о рисках для кошелька украинца. По его словам, повышение социальных выплат как пиар-шаг власти перед выборами не добавит нашей экономике устойчивости.

“Повышение пенсии даст власти больше поклонников, но эти деньги просто напечатают, а, следовательно, произойдет девальвация нацвалюты. Перед выборами бизнесмены переведут сбережения в офшоры, ведь неизвестно, кто придет к власти. Это тоже может повлиять на девальвацию гривны. Начнут работать спекулянты, которые зарабатывают на девальвации еще больше”, - говорит Охрименко.

Эксперт прогнозирует, что после выборов курс вырастет до 30 гривен за доллар, что приведет к небольшому подорожанию продуктов.


Выборы - это сложный период для государства. В этом году качество жизни украинцев будут держать на уровне, чтобы задобрить избирателя. Но всем нам придется заплатить за гонку кандидатов, и пускай сумма небольшая, ее справедливость под большим вопросом.

Анна Пешкова


Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.
'; str += '
'; if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { str += '' } } str += '
' + '' + 'Результат' + '
' + '
'; $box.parent().find('.dem-loader').hide(); $box.html(str).data('vote', vote).find('#js-vote-fm' + vote.absnum).on('submit', function(event){ event.preventDefault(); var $form = $(this); var $box = $form.closest('.js-vote-box'); var option_absnum = $form.find('input[name="poll"]:checked').val() || 0; if (option_absnum > 0) { $box.parent().find('.dem-loader').show(); $form.prop('disabled', true); $.post(http_addr + lang + '/actions/vote', {vote:[{'absnum':$box.data('absnum') || 0, 'option_absnum': option_absnum}]}, function(data) { var data = typeof data == 'string' ? JSON.parse(data) : data; var done = false; if (data.vote.success) { var vote = data.vote.result; $box.data('vote', vote); set_options_done(vote.absnum, option_absnum); done = true; } else { if (data.vote.result.errno == 0) { done = true; } else { alert(data.vote.result.error); } $form.prop('disabled', false); } if (done) { var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); if ( done_votes.indexOf($box.data('vote').absnum) == -1) { done_votes.push($box.data('vote').absnum); $.cookie('done_votes', done_votes.join(','), {expires: 364, path: '/'}); } build_vote_results($box, $box.data('vote')); }else{ $box.parent().find('.dem-loader').hide(); } }); } else { alert('Выберите вариант ответа'); } }); } function set_options_done(vote, option){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); if ( typeof votes_options[vote] == 'undefined') { votes_options[vote] = option; $.cookie('votes_options', JSON.stringify(votes_options), {expires: 364, path: '/'}); } } function get_options_done(vote){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); return typeof votes_options[vote] != 'undefined' ? votes_options[vote] : 0; } function build_vote_results($box, vote) { // get date of creations tart var created = new Date(parseInt(vote.created) * 1000), created_day = created.getDate(), created_month = created.getMonth() + 1, created_year = created.getFullYear(), created_date; created_month < 10 ? '0' + created_month : created_month; created_day < 10 ? created_day = '0' + created_day : created_day; created_date = created_day + '.' + created_month + '.' + created_year; var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); var opt = get_options_done(vote.absnum); var str = '
' + vote.title + '
'; if (parseInt(vote.total_votes) == 0) { vote.total_votes = 1; } if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { var p = Math.ceil((parseInt(vote.options[i].votes)*100)/parseInt(vote.total_votes)); str += '
' + '
' + vote.options[i].title + '
' + '
' + '
' + ' ' + '
' + '
'; } } if (done_votes.indexOf(vote.absnum+'') != -1 || vote.is_ended) { }else{ str += ''; } str += '
'+created_date+'
'; $box.html(str); $box.parent().find('.dem-loader').hide(); // animation progressbar's $('.vote_fill').each(function () { var fillWidth = $(this).attr('data-width'); $(this).width(fillWidth); }); } if (!window.format) { window.format=function(b,a){if(!b||isNaN(+a))return a;var a=b.charAt(0)=="-"?-a:+a,j=a<0?a=-a:0,e=b.match(/[^\d\-\+#]/g),h=e&&e[e.length-1]||".",e=e&&e[1]&&e[0]||",",b=b.split(h),a=a.toFixed(b[1]&&b[1].length),a=+a+"",d=b[1]&&b[1].lastIndexOf("0"),c=a.split(".");if(!c[1]||c[1]&&c[1].length<=d)a=(+a).toFixed(d+1);d=b[0].split(e);b[0]=d.join("");var f=b[0]&&b[0].indexOf("0");if(f>-1)for(;c[0].length