Венецианская комиссия против "шпрехенфюрера". Ветирует ли Зеленский закон "О языке"
"Коблево, случай на пляже. Мужчина порезал ногу, приехала скорая. Жена потерпевшего стала так возмущаться тем, что врач говорит на русском, что собиралась вызвать полицию", - рассказывает NEWSONE нардеп от "Оппозиционной платформы - За жизнь" Александр Качный.
Это - далеко не единственный пример последствий от принятия закона "О языке", который уже начал действовать в части пунктов. Детальнее о нем мы писали ранее. Документ предполагает драконовские штрафы за использование любого языка, кроме украинского, в публичной сфере общения. А через несколько недель все русскоязычные школы должны будут перейти на украинский.
Зеленский, еще будучи кандидатом в президенты, обещал пересмотреть этот закон, если Венецианская комиссия останется им недовольна. И вот на днях члены комиссии подготовили негативное заключение. В Европе закон считают непонятным и уменьшающим языковые права национальных меньшинств.
Что предлагает изменить Венецианская комиссия, и будут ли осуществлены законодательные шаги?
Что предлагает изменить комиссия
Сказать, что вывод комиссии был неожиданным, нельзя. В сентябре миссия ООН объявила, что закон нарушает права национальных меньшинств. К этому вердикту в октябре присоединился и комиссар по правам человека Совета Европы. Кроме того, во время голосования за инициативу в Раде было замечено кнопкодавство. Но Конституционный суд, несмотря на это, признал инициативу законной.
Члены Венецианской комиссии констатировали, что понимают украинские реалии, агрессию на Донбассе и в Крыму, и всю деликатность и политизированность языкового вопроса. Они не просто осудили закон, но предоставили целый перечень пунктов, которые стоило бы изменить.
- Исключить сферу частной жизни из действия закона. Члены комиссии подчеркивают, что люди должны говорить на том языке, на котором им удобнее.
- Пересмотреть санкции. Исходя из закона, штрафовать могут и за то, что гражданин не владеет языком, за умышленное искажение украинского языка, хотя в законе даже нет определения того, что считать умышленным искажением. Члены комиссии убеждены: чтобы санкции были пропорциональны степени тяжести нарушений, необходимо наказывать лишь в случае особо серьезных нарушений закона.
- Убрать дискриминационные для русского и других языков нормы. Эксперты недоумевают, по каким критерием в законе выделяют три категории языков, и почему одним дают преференции, а другим – нет. Комиссия посчитала, что позволять позволить школьникам и студентам обучаться на родном языке только если это язык ЕС - неправильно.
Действительно, статья 10 Конституции предполагает, что на территории Украины гарантируется свободное использование языков национальных меньшинств, в том числе и русского. Русский язык даже выделен из перечня и стоит отдельно. Также Украина 16 лет назад ратифицировала Европейскую хартию языков национальных меньшинств, согласно которой государство берет на себя обязательство обучение этими языками. Уже исходя данного пункта закон "О языке" можно оспорить в любом европейском суде.
4. Принять закон о нацменьшинствах. Дело в том, что закон "О языке" должен сопровождаться другим, который будет дополнять и уточнять некоторые его положения. Члены комиссии рекомендуют как можно быстрее разработать необходимый закон "в сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами", а сейчас временно приостановить действие положений о меньшинствах.
"Венецианская комиссия считает закон несбалансированным в отношении русского языка. Пункт о языках Европейского союза - завуалированная дискриминация. Комиссия подтвердила заявления оппозиционных политиков, Юрия Бойко, Виктора Медведчука, которые ранее неоднократно говорили: закон, принятый в раже избирательной кампании, не защищает, по сути, украинский язык, и создает проблемы для других языков. Вместо того, чтобы поддерживать языковой баланс", - говорит NEWSONE политолог Алексей Якубин.
Интересно, что, несмотря на такие абсолютно четкие параметры вывода комисии, некоторые одиозные политики, предлагающие лишать журналистов удостоверений, не сумели разобраться, чего же хотят эксперты.
"Если надо, мы соберем рабочую встречу по этому вопросу, обсудим, каким образом нужно реагировать, если надо, поговорим с членами Венецианской комиссии и спросим, что они имели в виду", - сказал председатель комитета Верховной Рады по вопросам гуманитарной и информационной политики Александр Ткаченко.
Прислушаются ли власти к выводам Венецианской комиссии
Выводы, которые предоставляет комиссия, носят рекомендательный характер. По сути, украинские власти могут их и проигнорировать. Венецианская комиссия ранее выражала неудовлетворения и судебной реформой Зеленского. "Она угрожает стабильности и независимости судебной системы в Украине", - говорили представители комиссии. Но никакой реакции не последовало.
И все же, политические последствия в случае игнора выводов экспертов возможны.
"Да, выводы носят рекомендационный характер. Но Венецианская комиссии - уважаемая организация, и если она уже обратила внимание на недостатки в нашем языковом законодательстве, то нужно сделать поправки. Все, что делается "через колено", будет вызывать у человека внутренний бунт. Нужно мягче подходить к этому вопросу", - убеждена медиаэксперт Лариса Дроздова.
Политолог Алексей Якубин уверен, что Украине стоит прислушаться к выводам комиссии и внести коррективы в закон.
"Очевидно, что нужно внести изменения в тот закон, если он правда нужен, согласно замечаниям комиссии, приобщая представителей меньшинств. И добавить еще несколько сопутствующих законопроектов", - говорит Якубин.
Парламентская фракция "Оппозиционная платформа - За жизнь" заявила о полной солидарности с рекомендациями Венецианской комиссии и внесла в Верховную Раду проекты законов "О порядке применения языков в Украине" и "О внесении изменений в Закон Украины "Об образовании". Но эти законопроекты игнорируются. Новоназначенный министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский не видит причин для внесения изменений в закон.
Такая политика не удивляет Александра Качного.
"Все министры повязаны с БПП, с Порошенко, многие с ним работали. Какая у них политика? Та же, что была у Петра Алексеевича. Все вопросы, которые могут разъединять Украину - у них на флаге. Это в обязательном порядке религия, языковой вопрос, поддержка войны", - говорит Качный.
Максим Бужанский из "Слуги народа" также заявил, что зарегистрировал в Верховной Раде законопроект, который отменяет закон "О языке". Но и у инициативы представителя монобольшинства вряд ли есть шансы на существование. Ткаченко утверждает, что законопроект не проходил его комиссию.
Сам же Ткаченко попросил уполномоченного по защите государственного языка Татьяну Монахову и руководителя подкомитета Никиту Потураева наработать предложения в связи с замечаниями экспертов. Монахова, в свою очередь, заявила: не планирует инициировать переписывание закона о государственном языке, но "будет прислушиваться к решению Венецианской комиссии и воплотит часть рекомендаций". Какие именно удостоятся воплощения - неизвестно.
Пока же, судя по тезисам, озвученным ею на пресс-конференции, вектор совершенно противоположный от намеченного нашими европейскими партнерами. Санкции, вопреки заявлению Монаховой, смягчаться не будут. Зато будет создана Общественная коллегия, куда пригласят "всех активистов по защите государственного языка". Граждан попытаются завлечь в украиноязычную среду (по всей видимости, через соцсети).
При секретариате Офиса омбудсмена будут созданы юридический и лингвистический отделы, эксперты которых будут определять, "унижает ли то или иное высказывание государственный язык в публичной плоскости" А тех, кто будет использовать, скажем, русский язык в публичном пространстве, "языковые надсмотрщики" заставят заплатить от 9800 до 11 900 гривен. Неудивительно, что европейские эксперты ставят под сомнение и необходимость существования самой должности языкового омбудсмена, а в соцсетях Монахову окрестили "шпрехенфюрер".
Единственная поблажка от Монаховой - СМИ на русском и других негосударственных языках закрывать не будут. А связано это, видимо, с тем, что новый закон усложняет реализацию одной из главных предвыборных инициатив Зеленского - создание русскоязычного медиапортала, который должен доносить до жителей оккупированного Донбасса украинскую точку зрения. Пока у Монаховой нет ни штатного расписания, ни команды, ни помещения офиса омбудсмена, так что в ближайшие полгода все это будет создаваться.
"Оппозиционная платформа - За жизнь" молча ждать репрессий не собирается. Представители партии требуют незамедлительного увольнения Татьяны Монаховой с занимаемой должности за абсолютную профессиональную непригодность. Представители фракции считают, что люди с такими взглядами не могут быть допущены к государственной службе, так как это создает угрозу для межнационального мира, прав человека и украинской демократии. Отреагируют ли власти на такой призыв - остается только гадать.
А как же слово Зе?
И хотя, казалось бы, перспективы закона "О языке" уже ясны, у языков нацменьшинств есть надежда. Президент постоянно дистанциируется от Рады и правительства. Кроме того он лично давал обещание, что этот вопрос будет снят, если Венецианская комиссия признает этот закон принятым с нарушениями.
"Власть должна держать слово, и, учитывая, что есть однопартийное большинство, отменить действие закона вполне возможно", - говорит Якубин.
Зеленский пытается усидеть на двух стульях. Он сам с удовольствием переходит на русский язык, но по смежным вопросам просматривается другой вектор. К примеру, Зе выступает за продолжение декоммунизации в Украине.
Закон еще в августе был на рассмотрении у Зе, как говорил спикер Рады Дмитрий Разумков. Но уже на 14-часовом пресс-марафоне Зеленский увиливал от темы. На прямой вопрос журналиста он ответил, что "не стоит сейчас поднимать вопросы, которые могут разъединить страну". В качестве аргумента для замалчивания этой темы Зе напомнил, что в окопах на Донбассе сидят люди, которые говорят на разных языках. Но, если Зе это понимает, то, наоборот, неясно, почему он все еще не ветировал закон.
К слову, риторика о замалчивании звучит и на заседаниях гуманитарного комитета. Нардепа от фракции "Оппозиционная платформа – За жизнь" Юрия Павленко, затронувшего вопрос о выводах Венецианской комисси, сразу перебили. Гео Лерос, замглавы комитета, сказал: мы вообще не должны этот вопрос рассматривать, ведь он всех разъединяет.
Молчание президента понятно: Зе опасается, что может потерять в рейтинге еще сильнее (по состоянию на ноябрь его поддерживает каждый второй украинец, тогда как летом симпатии высказывали 73% избирателей). Зеленский изначально не прояснял свою позицию по таким скользким вопросам, и за него голосовали и те украинцы, которые выступали за закон, и те, кто ждал его отмены. Зе боится гнева радикально настроенной части общества, если он отменит закон. На фоне встречи в Нормандском формате, в рамках которой "формулу Штайнмайера" решили внести в Конституцию, отмена закона может привести к очередному майдану "против капитуляции".
Некое намеренное затягивание было заметно невооруженным глазом и ранее. Омбудсмена, "шпрехенфюрера", должны были назначить еще 17 октября, но правительство сделало это лишь 28 ноября - видимо, окладывая во времени негативный эффект.
Особенно печально, что из-за этой неопределенности Украина теряет политически очки. Не все ведь должно решаться лишь исходя из пиар-эффекта для Зеленского. Мы уже писали, что на встрече в Нормандском формате аргументами Путина в дискуссии по Донбассу оказались протесты националистов и закон "О языке". Зе, в свою очередь, рьяно пытался показать, что русский язык в Украине притесняют, и даже сам перешел на русский. Но Путин напомнил ему о массовом закрытии русских школ.
Если Зе и дальше будет тянуть с отменой или хотя бы внесением изменений в закон, может пострадать не только дипломатия, но и реинтеграция областей. Монахова заявила, что русскоговорящих защищает Россия, то есть, по сути, завуалированно предложила жителям Донбасса эмигрировать в РФ. Вряд ли можно сказать, что с такой тактикой по возвращению территорий мы далеко уедем. Так что долго все это продолжаться не может - президенту все равно нужно будет сделать выбор.
Для Зеленского сейчас открылось тактическое окно - вывод Венецианской комиссии. Он вполне может опираться на него, аргументируя изменения в закон интеграций в ЕС и НАТО (в НАТО нас не пускает Венгрия, недовольная данным законом). Можно было бы разрешить обучение на языках "не ЕС", в том числе и на русском, хотя бы в частных школах - такую практику рекомендует Венецианская комиссия. Также президент мог бы провести по этому критически важному для граждан вопросу референдум.
Украинские политики не только игнорируют выводы Венецианской комисии по спорному закону "О языке", но и, наоборот, собираются внедрять тотальные проверки и штрафы. Граждане не должны больше страдать от того, что политики используют в своих интерсах разъединяющие общество вопросы. Команде Зе пора ветировать закон, или хотя бы внести в него кардинальные изменения.
Анна Пешкова