Скандальные е-декларации антикоррупционеров: зачем они нужны и почему их не отменили
Верховная Рада взялась исправлять собственную ошибку и просчет президента - народные депутаты попытались отменить обязательную подачу е-деклараций антикоррупционерами.
Поправки в закон "О предотвращении коррупции" Петр Порошенко подписал в марте 2017 года и до 1 апреля 2018 года антикоррупционеры должны были подать электронные декларации. В течение года и парламент, и президент подтверждали, что это требование ввели напрасно и норму нужно отменить. Подстегивало и возмущение Запада - претензии к этой норме высказали Венецианская комиссия, ОБСЕ и США.
Но за год ситуация стала абсурдной: президент, лидеры парламентских фракций, руководство НАПК против этой нормы, но для ее отмены постоянно не хватает голосов парламентариев. В ВР скопились семь законопроектов, которые предлагают отменить или отсрочить е-декларации антикоррупционеров, а также амнистировать тех, кто до 1 апреля их не подал.
Рассмотрение одного из них ВР отложила еще в январе, но это технический, разъяснительный документ. По принципиальным вопросам отмены или отсрочки ВР должна была принять решение 3 апреля. Свою позицию парламент продемонстрировал: после нескольких часов обсуждений ВР провалила шесть законопроектов о е-декларировании антикоррупционеров.
Что могли сделать депутаты?
Парламентские законопроекты. Документы №8209 и №8209-1 предлагают изменить закон "О предотвращении коррупции": убрать активистов-антикоррупционеров из списка тех, кто до 1 апреля каждого года должны подавать электронные декларации и снять с них уголовную ответственность за это. Также предлагают отменить обязательные электронные декларации для нерезидентов (иностранных граждан), которые входят в наблюдательные советы госбанков, госорганизаций и госкомпаний. Отмена е-деклараций для антикоррупционеров предусмотрена и в законопроекте № 6271. Также есть два законопроекта об отсрочке: №8120-1 и №8120.
Президентские законопроекты №6674 и №6675. Первый предлагает отменить обязательное электронное декларирование для антикоррупционеров. Вместо этого общественные организации, которые за год получают больше 300 прожитминимумов (528 тыс. грн), должны будут подавать публичный отчет о своих финансах на собственном сайте и сайте Государственной фискальной службы. Общественные организации и так заполняют налоговые декларации, но список информации предлагают расширить и подавать данные:
- о руководителях ОО и их участии в других объединениях и юрлицах, количестве членов ОО, размере и поступлениях от членских взносов;
- о доходах, полученных от доноров, в том числе и международных;
- о донорах, которые обеспечили доходы более 50 прожитминимум в год (более 88,1 тыс. грн);
- о количестве работников и общей сумме, которую направили на их зарплату, а также информацию о десятерых работниках с самой высокой зарплатой;
- о расходах в пользу подрядчиков и их перечень, если расходы на них превышают 50 прожитминимум (88,1 тыс. грн).
Второй документ дополняет законопроект №6674 и вносит изменения в Налоговый кодекс. Тут речь идет об ответственности ОО за то, что они не подадут расширенный финансовый отчет - их исключат из реестра неприбыльных организаций. Это значит, что ОО будет платить налог на прибыль (18%), а также штраф и пеню за просрочку. Физлица-предприниматели, если они получали техническую помощь от международных доноров, должны подать информацию об объемах доходов и выплат третьим лицам. Если ФЛП не подадут информацию, их на год лишат права на упрощенку. Рассмотрение законопроекта №6675 нардепы отложили еще в январе.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: МЕДРЕФОРМА ПРИШЛА К ПАЦИЕНТУ: ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВРАЧА И БОЛЬНОГО
Вокруг чего споры?
Сторонник и противники отмены е-декларирований за время дискуссий и споров озвучили достаточно причин оставить или убрать норму. Основные из них сводятся к нескольким тезисам.
Доводы за. Люди имеют право знать, из каких источников финансируется деятельность активистов. Антикоррупционеры принимают участие в формировании государственных антикоррупционных органов, разрабатывают законопроекты - то есть они оказывают влияние на государственные решения, и поэтому обществу и политикуму важно знать, кто дает им техническую помощь.
Доводы против. Общественные организации уже сдают отчеты в налоговую, и ГФС может предоставить финансовую информацию, если у правоохранителей есть обоснованные подозрения. Дальше уже вопрос компетентности следователей: источники финансирования можно найти, а сомнительную деятельность - доказать. Общественные организации не получают средства из госбюджета, не являются должностными лицами, поэтому коррупционная деятельность антикоррупционеров - оксюморон. Исходя из разъяснений НАПК, е-декларации должны подавать все, кто имел хоть какие-то отношения с антикоррупционными активистами, даже слушал лекции, получал презентационные материалы или делал уборку помещений. Объем е-деклараций в этом случае избыточен. За неподачу е-деклараций грозит уголовная ответственность - вплоть до лишения свободы на срок до двух лет (статья 366 (1) Уголовного кодекса). Это также открывает возможность для уголовных преследований неугодных активистов. Обязанность подавать е-декларации именно для антикоррупционеров - это избирательный подход, поскольку общественные организации другой направленности не обязаны этого делать. В этом смысле законопроекты № 6674 и №6675, которые касаются всех ОО, более справедливые и действуют очевиднее - бьют гривной.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СУРОВЫЙ "СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2": ЧЕМ ОН ОПАСЕН ДЛЯ УКРАИНЫ
Что будет дальше?
Тарас Загородний, политтехнолог:
- Я думаю, что особых санкций от Запада не будет. Если бы они подразумевались, это четко ощутили в Администрации президента и дали команду делать так, как хотят, а не так, как нужно.
Грантоеды требовали отменить для них е-декларирование. Я согласен, что те, кто не имеют отношения к нашим бюджетным деньгам, а получают их из бюджетов других стран, имеют свою коррупционную историю. Но наши грантоеды манипулируют, начинают врать. Они говорят, что не имеют отношения к государственным органам власти. Но посмотрите закон о НАБУ - общественный совет фактически формирует конкурсные комиссии по отбору персонала. Ребята, вы чистые чиновники, что значит, вы не принимаете участия?
Совсем вранье - это требование избавить от е-декларирования иностранцев, которые работают в наблюдательных советах государственных предприятий. Наблюдательный совет - это высший орган управления предприятием. По сути, предприятиями руководят и ни за что не отчитываются. Это нонсенс. Второй вопрос - что там делают иностранцы? Грантоеды бросают страну из одной крайности в другую: сначала еле ушли от холопства перед Россией, а нас бросают в холопство перед Западом. Что значит, что там не воруют? И они воруют, когда их не контролируют. Зачем брать иностранцев, например, в "Нафтогаз" (осенью 2017 г. в набсовет "Нафтогаза" вошли четверо иностранцев - граждане Великобритании, США, Канады и Франции, - ред.)? Что делает Герхард Шредер (канцлер ФРГ в 1998-2005 гг., а сейчас председатель совета директоров "Роснефти", - ред.) у россиян, я понимаю - парень пашет как надо: расширяет рынки, привлекает инвесторов, обсирает нашу страну. А чем занимаются иностранцы в нашем "Нафтогазе"? Как его продвигают? Астрономические зарплаты, завышенные тарифы, никаких отчетов.
Наши парламентарии просто стали на дыбы. Они знают внутреннюю кухню и то, что через грантоедские организации идет лоббирование, в том числе транснациональных корпораций. Например, в госзакупке лекарств - под шумок ее вывели из-под общественного контроля.
Я согласен, что не нужно е-деклараций, если грантоеды не имеют отношения к украинскому бюджету. Но тогда должен быть статус иностранного агента, что существует в демократических США. Я бы освободил от декларирования журналистов-расследователей - ребята делают полезное дело: каждая их публикация - повод для уголовного дела. Все остальные пусть не манипулируют.
Виктор Небоженко, директор социологической службы "Украинский барометр":
- С марта началась скрытая избирательная кампания - не важно, президентская или парламентская. Теперь любое действие каждого чиновника или депутата можно объяснить желанием замучить врага или поднять свои шансы. Вот министр иностранных дел предложил перейти на латиницу, странный министр говорит, чтобы и дети тоже платили пенсию родителям. Это все из одной шкатулки: борьба с антикоррупционерами, латиница, алименты.
То, что провалили отмену е-декларирования - это не страшно. У наших депутатов и чиновников из Кабмина есть тайная жизнь, о которой мы мало знаем: регулярные поездки за границу за счет спонсоров и западных организаций. Все они ездят в Европу или Америку, а уже за свои - в Россию, ну у кого к чему душа лежит. Депутаты - ребята непринципиальные. Как только они поймут, что не могут попить кофе в Вене, Брюсселе, Риме, они сразу поменяют свою точку зрения.
Просто в один прекрасный день Запад начнет сокращать количество депутатов-туристов. Это объяснят тем, что они не хотят сотрудничать с НАТО, ЕС, Европарламентом. Когда депутаты почувствуют эту невидимую санкцию, они мгновенно в деловом порядке вечерком в пятницу быстро и унизительно примут решение, которое им подскажут.
Они такие смелые до Пасхи. А когда на выходных нужно будет ехать, им глава комитета скажет, что поездку отменили, потому что обидели маленьких. Обижать маленьких нельзя, а борцы-антикоррупционеры - это маленькие, это их политическая смена.
Анна Гончаренко
Источник: newsone.ua
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.