Суровый "Северный поток-2": чем он опасен для Украины

Размещено: 28.03.2018
Суровый "Северный поток-2": чем он опасен для Украины vedomosti.ru

Германия дала все необходимые от нее разрешения на строительство "Северного потока-2" - газопровода, которая меняет карту транзита российского газа в Европу.

Этот пакет разрешений был ключевым для проекта.

Хотя другие страны еще не дали своего одобрения, после немецкого согласия "Северный поток-2" стал значительно ближе к реализации, а угрозы для транзита газа по трерритории Украины - реальнее.

ТТХ "Северного потока-2"

Протяженность: 1,2 тыс. км

Маршрут: Выборг (Россия, Ленинградская обл.), дно Балтийского моря через экономические зоны и территориальные воды России, Финляндии, Швеции, Дании, Германии.

Мощность: 55 млрд куб. в год. Мощность вместе с "Северным потоком" - 110 млрд куб. м.

Месторождение: Полуостров Ямал.

Кто строит: Компания Nord Stream 2 AG, которая на 100% принадлежит "Газпрому".

Инвесторы: "Газпром" (Россия), Royal Dutch Shell plc (Великобритания и Нидерланды), Uniper и Wintershall (Германия), ENGIE (Франция), OMV (Австрия).

Сроки: Вторая половина 2018 года, начало эксплуатации - 2019 г.

Стоимость проекта: 9,5 млрд евро.

 "Северный поток-2" против украинской ГТС

В 2016 и 2017 годах Украина заработала 2 и 3 млрд долл. за счет транзита российского газа через свою газотранспортную систему. Российский газ поступает в нашу ГТС по газопроводам "Союз" - из азиатских месторождений и "Дружба" - из месторождений Западной Сибири. Потом газ, прокачанный через украинскую ГТС, идет в европейские страны через Словакию.

"Северный поток-2" географически конкурентом нашей ГТС не будет. По нему собираются прокачивать газ Ямальских месторождений. Сейчас он идет в Европу через Беларусь и Польшу по газопроводу "Ямал - Европа", пропускная способность которого составляет 35 млрд куб. м в год.

Но, учитывая увеличение поставок российского газа в Европу и потенциал другого проекта - "Турецкий поток", география отходит на второй план.

По данным "Газпром экспорт", объемы поставок российского газа в европейские страны в течение последних трех лет растут:

2015 г. - 158,6 млрд куб. м

2016 г. - 178,3 млрд куб. м

2017 г. - 192,2 млрд куб. м

"Укртрансгаз" сообщил, что за 2017 г. через Украину в Европу транспортировали 80,8 млрд куб. м российского газа - то есть почти половину всего объема потребления. Но "Северный поток-2" откусит у сегодняшних транзитеров 55 млрд кубометров в год. С такими мощностями, сможет ли он полностью вытеснить нашу ГТС  с транзитного рынка или в первую очередь пострадает Польша?


"Для нас это все же в большой степени угроза. Если резервируются мощности в 110 млрд кубов ("Северный поток" и "Северный поток-2", - ред.), как минимум одна нитка "Турецкого потока"  - 15 млрд кубов, я не вижу повода для оптимизма и оснований считать, что кто-то пострадает больше, чем Украина, - говорит директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валентин Землянский. - У нас будет существенное сокращение. По моим оптимистическим прогнозам, транзит в год будет 30 млрд кубов".


Если за год украинская ГТС прокачала 80 млрд кубометров и получила 3 млрд долл., то за 30 млрд кубов в год получим около 1,1 млрд долл.

"Возникают не только денежные проблемы. Содержать ГТС в нынешнем виде будет нерентабельно - она будет генерировать убытки. С ней нужно что-то делать. Либо консервировать, что по деньгам сопоставимо с модернизацией, либо резать на металлолом, - объясняет Землянский. - Следующий важный момент - как НАК "Нафтогаз» видит газораспределение по территории Украины для потребителей. Как будет функционировать система после изменения режима и перенаправления потоков? Газораспределительная система Украины - это газопроводы среднего и низкого давления, которые отходят от газопроводов высокого давления и функционируют в привязке к ГТС. Этим вопросом никто не задается, а если негативный сценарий будет реализован, с 2020 года нам придется думать, что с этим делать".  

Реверсный газ - еще одна болевая точка. В 2017 г. в Украину из Словакии поступило почти 10 млрд кубов, из Венгрии - 2,8 млрд куб. м, а из Польши - 1,3 млрд куб. м газа. После перераспределения транзита, количество свободного газа на границе с Украиной сократится. Тогда схему виртуального реверса на наших рубежах уже невозможно будет применить - придется физически закупать газ в Германии и доставлять его в страну.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КОНФЛИКТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ВЫХОДИТ НА МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ

Уже не остановить?

Германия дала свое одобрение на строительство газопровода, а после нее одобрение нужно получить у Финляндии, Швеции и Дании. В Nord Stream 2 AG говорят, что процесс идет по плану. Там ждут возражений со стороны Дании, но говорят, что в случае ее непримиримой позиции просто изменят маршрут.

Кто же в таком случае может завернуть проект? Комитет Европарламента по промышленности, исследованиям и энергетике согласовал поправки в Третий энергопакет - европейское энергетическое законодательство. В соответствии с ними реализовать проект должен независимый оператор, а не газпромовский Nord Stream 2 AG, тарифы на прокачку газа нужно согласовывать с регулятором, а доступ к газопроводу должны иметь другие поставщики, кроме "Газпрома". То есть комитет хочет диверсифицировать риски - поставки газа в Европу не должны быть под монопольным контролем российской компании. Но пока что это только решение комитета - в конце апреля поправки должен одобрить Европарламент, а потом Совет ЕС. Какой будет позиция, можно догадываться, ориентируясь на прагматичную позицию Германии. Политолог Андрей Золотарев говорит, что именно она задает тон всему Евросоюзу:

"В немецкой политике есть четкий раздел на ту часть политикума, которая считает, что Германия должна следовать в фарватере геополитических интересов США, и ту часть, которая критикует это следование и считает, что политика Германии должна быть привязана к национальным экономическим интересам. От санкций немцы потеряли около 80 млрд евро только в первые два года. Они считают, что санкционный режим должен быть смягчен, а отношения с Россией - носить прагматичный характер. В других странах ЕС тоже достаточно тех, кто считает, что цены важнее ценностей, учитывая то, что треть потребленного Европой газа поступает из России".

Пока что Украина не предприняла решительных действий, которые могли бы подтолкнуть Европу к тому, чтобы свернуть проект газопровода.

"Мы могли бы Европе в качестве аргумента предъявить, что находимся на пути урегулирования конфликта с Москвой, готовы привлекать западные компании к участию в украинской ГТС под гарантии транзита, минимизировать риски конфликтов. Это дипломатическая работа - вопрос даже не к "Нафтогазу", а к МИД, - говорит Землянский. - Для Европы выглядит абсурдным то, что мы находимся в конфликте с Москвой, но хотим сохранить транзит российского газа. Мы не закончили реформу. У нас даже нет номинального контрагента, которого можно предъявить Европе как компанию, которая будет заниматься транспортировкой газа: "Укртрансгаз" уже не, а "Магистральные газопроводы" еще не".

Андрей Золотарев напоминает, что Евросоюз жестко отреагировал на агрессию России против Украины в 2014 году не в последнюю очередь из-за нашей ГТС и опасений в связи с поставками газа. Но сейчас собственные экономические интересы для Европы важнее.

"Фактор зависимости от украинской ГТС будет снижаться, - говорит политолог. - Россия относится к Украине как к отрезанному ломтю. В обход Украины идут железнодорожные пути, аммиакопроводы и теперь газотранспорт. Уникальный транзитный потенциал, которым Украина обладала в первую четверть века своей независимости, нивелируется".  

Анна Гончаренко


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.