Россия и Евросоюз против Плахотнюка. Какие уроки Украина может вынести из кризиса в Молдове
В молдавском парламенте отсутствовало электричество, а сам президент Игорь Додон боялся выходить из здания. В Молдове разворачивается кризис после того, как против олигарха Владимира Плахотнюка объединились две крупные партии - проевропейская и пророссийская.
Конституционный суд страны отстранил президента от должности за отказ распустить парламент - уже в пятый раз, а поклонники Плахотнюка забросали администрацию Додона живыми связанными индюками. Президент уже заявил о том, что демократы готовятся дестабилизировать ситуацию в стране.
Что происходит в Молдове, и как новый конфликт отразится на Украине?
Молдавский Коломойский
Считается, что Плахотнюк - самый влиятельный человек в Молдове. Под его контролем находятся силовики, вся судебная система, в том числе и Конституционный суд. При этом любви народа он и его Демократическая партия (DPM) не снискали. На выборах 2015 года партия получила меньше 16% голосов, но другие депутаты стали массово к ней присоединяться. По данным СМИ, сработали шантаж и материальное поощрение.
"Олигарх - это власть немногих. А это - единственный монополист, который узурпировал власть в Молдове", - говорит Оазу Нантой, нардеп республики.
Происходящее в Молдове хорошо объясняет политический эксперт Андрей Головачев. Он сравнивает Плахотнюка с Игорем Коломойским, а его партию - со "Слугой народа".
"Чтобы понять, что сейчас там происходит, просто представьте на мгновение, что в Украине ВР изменила Конституцию и превратила президента в английскую королеву, вся власть принадлежит партии "Слуга народа", которая и сформировало однопартийное правительство. Коломойский с помощью подкупа, угроз и шантажа полностью подчинил себе правящую партию, весь КС, прокуратуру, НАБУ, МВД, СБУ, комитет по информации и безопасности и фактически стал во главе сформированного им мафиозного типа правления страной", - пишет в соцсети Головачев.
Он добавляет, что целью олигарха было привести страну в ЕС и избавиться от влияния России. Запад, по его словам, стал закрывать глаза на узурпацию власти.
В феврале 2019 года состоялись парламентские выборы, на которые вышла партия Плахотнюка и Партия Социалистов (PSRM), которую формально возглавляет Зинаида Гречаная, а фактически - президент Молдовы Игорь Додон. Открыто контролировать ее он не может, так как, согласно законодательству, президент должен оставаться беспристрастным. Обе партии - социал-демократические, но PSRM больше склоняется к сближению с РФ. Партия сотрудничает с "Единой Россией", а сам Додон признавал Крым российским. Также в борьбу вступил блок ACUM ("Сейчас").
Додоновская PSRM получила 35 мандатов, DPM Плахотнюка - 30 мандатов (к ней также примыкала партия "Шор", которой отошли 7 мандатов). Блок ACUM выборол 26 мандатов. Затем к партии Плахотнюка отошло еще три человека. Минимального большинства, которое было необходимо для формирования правительства, то есть 51 голоса, - не было.
Партии не могли договориться о коалиции три месяца. Если бы коалицию не сформировали в начале июня, парламент должны были бы распустить. Союз между Плахотнюком и Додоном никак не получался. Демократы говорили, что не могли согласиться на условия президента, а именно - на якобы пророссийский курс и возвращение президентских полномочий главе государства. Сейчас, по факту, премьер имеет больше силы, чем президент.
А с блоком ACUM не давала объединиться его принципиальная антиолигархическая идеология: все лозунги во время предвыборной кампании были против Плахотнюка, так что это выглядело бы нелогично. Как, впрочем, и их союз с пророссийскими PSRM. Блок ACUM поддерживал европейский курс, и электорат у обеих партий был весьма полярным.
В стране воцарилось безвластие, что было неплохо для Плахотнюка. Он надеялся на то, что его партия DPM вместе с "Шор" и другими мелкими партиями, создали бы коалицию.
Россия и Запад против олигарха
Некоторые эксперты считают, что происходящее не понравилось России. Якобы Плахотнюк стал обладать слишком большой властью. Версия, которую выдвигают политологи: Россия хотела, чтобы непризнанное государство "Приднестровская Молдавская Республика" стало субъектом Молдавской федерации. Плахотнюк на это не шел, поэтому отношения стали натянутыми. Кроме того, в России против олигарха было заведено два уголовных дела.
Россия хотела усилить власть президента Додона, оппонента Плахотнюка. Граждане Молдовы вполне могли бы его поддержать: многие в стране имеют пророссийские взгляды и недовольны санкциями России против Молдовы. Те же, кто верит в проевропейский курс, выезжают в Европу по румынским паспортам.
Но дело тут не только в российском влиянии.
"Проамериканские и пророссийские силы объединились против "молдавского Порошенко". За всем этим - попытка России и Запада сковырнуть абсолютное влияние Плахотнюка", - говорит NEWSONE.ua Руслан Бортник.
Если же говорить о влиянии Запада, то борьба с коррупцией в Молдове оказалась неудовлетворительной, и западным партнерам Плахотнюк был уже не так выгоден. Его стали обвинять в двойной игре: он активно выступал за проевропейские ценности, но занимался бизнесом в России. Брюссель устал спонсировать Молдову, а коалиция Додона и ACUM за спиной Плахотнюка казалась хоть каким-то балансом сил.
Поэтому произошло некое перемирие Запада и РФ. Эксперты также полагают, что тут могло сыграть роль то, что Молдова - небольшое государство, и свержение Плахотнюка не должно было серьезно отразиться ни на Европе, ни на постсоветских странах.
Чтобы как-либо разрешить ситуацию, в Кишинев приезжают вице-премьер России Дмитрий Козак, уполномоченный по Восточной Европе от Госдепа США Брэдли Фрэден и еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Хан. Политолог Сергей Ильченко предполагает, что именно Козак в ходе переговоров с PSRM и ACUM предложил им сформировать временную коалицию с уступками друг другу и отодвинуть от власти партию Плахотнюка.
До выборов ACUM даже подписывали документ, в котором обещали не создавать коалицию с PSRM, а в противоположном случае обещали отказаться от депутатских мандатов. Но жизнь - нестабильная штука.
"Чтобы понять, в чем суть этой коалиции, представьте, что у нас объединились партия Бойко-Медведчука и Тягныбока-Яроша с целью свалить главаря мафии. Именно это и произошло в Молдове", - говорит Головачев.
Вскоре новая коалиция выбирает премьером представительницу ACUM Майю Санду, а спикером - главу партии PSRM Зинаиду Гречану.
"Диктатор пал", - заявляет Санду.
Индюков жалко...
Конституционный суд признал такую коалицию незаконной уже после начала парламентского заседания. Якобы из-за того, что с ее созданием опоздали на день: срок истек 7 июня. Далее появляется решение о роспуске парламента, изданное премьером Павлом Филипом.
Но в 85-й статье Конституции идет речь о трех календарных месяцах, а не о 90 днях, так что истина была на стороне парламента - срок создания коалиции истекал 9 июня. Кроме того, решение о роспуске парламента может принять президент, если суд даст ему такое право. То есть он может и не слушать КС, о чем, впрочем, и заявил Игорь Додон. В ответ КС отстранил президента якобы из-за того, что тот не хочет выполнять свою работу, и назначил исполняющим его обязанности премьера.
На следующем заседании парламента присутствуют послы Евросоюза и США, а также - посол РФ. Парламент игнорирует действия КС и заявляет о захвате юридических учреждений и о попрании гражданских свобод. Сопредседатель блока ACUM Андрей Нэстасе получает пост министра МВД и подает иск в Европейский суд по правам человека против КС.
Коалиция отправляет в отставку главы Службы информации и безопасности и Национального центра по борьбе с коррупцией. Затем депутаты заявляют о планах добиться отставки генпрокурора и расследовать дело о хищении средств окружением Плахотнюка.
Тем временем, суд признает незаконными все решения парламента, которые вообще еще не были приняты. Получается, он просто использовал информацию из СМИ для отмены этих решений, так как письменных их вариантов еще не было.
Министерства блокируют 1,5 тысячи человек Плахотнюка. О них в СМИ писали, что это люди спортивной внешности, которых якобы привезли из сел. Они разбивают в центре палатки. В общей сложности 5 тысяч человек маршируют по Кишиневу. Силовики ждут и не принимают ни одну из сторон. В обществе царят ожидания, что Плахотнюк отдаст приказ о начале арестов и введет в стране чрезвычайное положение, но это остается лишь опасением. Тем не менее, депутаты вывозят свои семьи из города.
Поклонники Плахотнюка забрасывают администрацию президента Додона живыми связанными индюками. Птицы падают на асфальт с 3-метровой высоты, и, конечно, погибают. Неправительственная организация Protecţia Animalelor în Moldova (Защита животных в Молдове) осуждает жестокое обращение с животными, но ее заявление тонет в этом хаосе.
Реакция стран и будущее Молдовы
Все решения "нового" парламента представители ЕС Фредерика Могерини и Йоханнес Хан называют легитимными. Правда, Брюссель подчеркивает в своем комментарии, что готов к сотрудничеству лишь в границах соглашения об ассоциации с ЕС.
"Другими словами, мы поддерживаем вас и даем добро ликвидировать всю мафиозную систему Плахотнюка, но только при условии сохранение его проевропейского курса", - пишет Головачев.
США же более осторожны - они призывают уважать февральские выборы. По сути, в Штатах прямо не признали смены правительства Молдовы. Да и в ЕС Санду прямо не называли главой правительства и не поздравляли, несмотря на то, что легитимность действий Демпартии действительно под сомнением.
Плахотнюк надеялся, что его поддержит Украина, но наша страна оказывается между двух огней. Пускай Додон и пророссийский, в новой коалиции есть и проевропейский вектор, которого мы придерживаемся. Киев призывает молдавские политические силы к диалогу и не принимает никакой решительной позиции, кроме "недопущения внешнего вмешательства, направленного на реализацию российского сценария федерализации страны". Проходит совещание СНБО, и Украина усиливает контрразведывательный режим на въезде в страну через свою территорию по отношению к "радикально настроенным гражданам из РФ".
Могла бы Украина признать легитимность правительства Санду? Да. Это был бы смело. Но пока новая власть боится решительных ходов и просто наблюдает. Эксперты уверенны, что Украина заняла правильную позицию.
"Украине важно воздерживаться от вмешательства в происходящее в Молдове. Она сделала заявление о том, что может оказать помощь, но какой именно стороне - не указала. Украине, прежде чем вмешиваться в чужую деолигархизацию, неплохо было бы провести свою", - говорит экс-министр экономики Украины Виктор Суслов.
"В свое время Молдова в стратегию национальной безопасности внесла Украину как страну-риск или страну-угрозу, учитывая ситуацию на Донбассе и аннексию Крыма. Теперь (я не злорадствую) наша очередь внести Молдову в нашу стратегию как страну с конституционным кризисом. Все это выглядит, как государственный переворот. Если не будут вмешиваться РФ и ЕС, то Молдова решит проблему без крови. Тут может быть все, например, использован фактор Приднестровья. Не дай бог - это наши соседи, это человеческие жизни", - говорит NEWSONE международный аналитик Ирина Верещук.
Правда, вряд ли на деле произойдет что-то сродни украинскому майдану. Пока что силовики говорят о том, что не примут ничью сторону. Скорее всего, противостояния до крови не будет, и мы на определенное время столкнемся с двоевластием. В стране уже прошли заседания двух Кабминов.
"Два правительства и два, в теории, президента. Нас ожидает разгром Плахотнюка или договоренности на невыгодных для него условиях. Все зависит от влияния внешних сил в парадигме и Молдовы", - прогнозирует дальнейшее будущее страны Бортник.
Было бы здраво, если бы в этой ситуации народу дали право голоса и провели досрочные выборы. Правда, то, по каким правилам они пройдут, тоже остается под вопросом.
Молдавский сценарий для Украины
Многие эксперты подчеркнули, что Молдова оказалась в ситуации, схожей с украинской. И у нас, и у этой страны, декларируется курс на Европу, но и без России не обходится. Кроме того, есть проблемы с непризнанными республиками и с коррупцией. Опыт Плахотнюка может стать хорошим примером для украинских олигархов, которые пытаются работать сразу на два лагеря - они могут остаться у разбитого корыта.
"Если отбросить детали и местную специфику, то политические процессы, происходящие в Украине и Молдове, абсолютно одинаковые. И они показывают безнадежность всех попыток Запада реформировать обе страны, опираясь на коррумпированные элиты, которые заявляют о своем, якобы "проевропейском курсе", - пишет Головачев.
Но политтехнолог Руслан Бортник не согласен, что подобный сценарий может произойти в Украине.
"У нас нет такого доминирующего олигархата, так что вряд ли. Но, в силу усталости от Украины, которую давно сравнивали с Молдовой, может быть консолидация Запада с Россией", - комментирует он.
Действительно, ситуация далеко не идентичная, так как война в Приднестровье закончилась еще в 1992 году, а на Донбассе она происходит и сейчас. Пока что представить ситуацию, при которой Россия и ЕС пытались бы убрать из украинской власти олигархат, сложно. И все же, если верить политологам, силы РФ и Запада могут быть объединены - разговоры о снятии санкций с России уже идут. Так что Украине стоит четко очертить свой курс, а не сидеть на двух стульях, и наконец внедрять в жизнь борьбу с коррупцией.
Каковы же последствия ситуации для Украины? Правительство временно возглавляет Санду, которая ранее открыто заявляла, что Крым - это Украина, и что это именно Россия напала на Донбасс. Можно, конечно, долго дискутировать о пророссийской составляющей коалиции. Но, если идти от обратного, итоговая победа Плахотнюка вряд ли принесет Украине много бонусов. Молдова еще больше отойдет от ЕС, и волна дестабилизации может задеть нашу страну. Как ранее говорили в нашей власти, Украина заинтересована в сильной стране-соседке.
Будем надеяться, что ситуация будет урегулирована мирно. Пока все указывает на то, что кровь не прольется. Но консолидация Запада и РФ - слишком необычный прецедент, чтобы Украина не сделала из происходящего никаких выводов.
Анна Пешкова