Прямой эфир

Победы и "зрады" Минюста в 2020 году

  • Telegram
Размещено: 30.12.2020
Денис Малюська. Фото: Facebook
Победы и предательства-2020, а также планы на 2021.
 
ТЮРЕМНАЯ РЕФОРМА
 
В 2020 году в Украине (и, вероятно, в мире) впервые появились платные камеры (с улучшенными условиями содержания) в СИЗО. Этим мы убрали коррупцию на распределении лучших камер, заработали деньги на ремонты бесплатных камер (собрали почти 2 млн грн и уже отремонтировали 25 бесплатных камер) и обеспечили соблюдение надлежащих стандартов содержание.
 
Существенно уменьшили сеть тюрем. "Под нож" пошли 12 учреждений с худшими, по сравнению с аналогами, условиями содержания. Это позволило нам уменьшить количество сотрудников и несколько повысить заработные платы тем, кто остался.
 
Начали проектирование новой тюремной инфраструктуры: новых следственных изоляторов во Львове и под Киевом.
 
Подготовили ряд законопроектов, которые изменяют существующий механизм исполнения наказаний, регулируют статус и работу пенитенциарной службы, вводят компенсаторные механизмы за ненадлежащее содержание, привлечение частного сектора к тюремной инфраструктуре, обеспечивают соблюдение прав заключенных и осужденных и многое другое.
 
Из неудач: не смогли перейди к активной фазе "большой распродажи тюрем". На пути стали многочисленные бюрократические препятствия (здесь были приключения, которые заслуживают отдельной статьи). Но в конце концов с утверждением государственного бюджета на 2021 год появился свет в конце тоннеля: его нормами предусмотрено, что доходы от приватизации тюрем будут распределяться по пропорции 70/30 (70% - в спецфонд и, соответственно, на новое строительство, 30% - в общие доходы бюджета). Это хоть и немного затягивает сроки, но все-равно дает нам возможность в конце концов продавать тюрьмы в рамках процедуры малой приватизации.
 
Поэтому в 2021 году ожидайте:
  • приватизацию по меньшей мере четырех тюрем;
  • публикацию комплексного " рейтинга тюрем";
  • открытие новых объектов тюремной инфраструктуры;
  • начала строительства новых следственных изоляторов;
  • принятие законов, которые полностью изменят систему уголовных наказаний.
РЕЕСТРЫ
 
После увеличения количества пользователей и данных, в 2020 сказались ошибки в архитектуре ключевых реестров Минюста, и работа большого количества из них, мягко говоря, оставляла желать лучшего. К большинству проблем были найдены краткосрочные решения, но в долгосрочном горизонте чуть ли не весь ключевых софт надо будет переписывать.
 
Кроме "тушения пожаров" удалось сделать и шаги вперед, среди которых:
  • запустили в работу новый ЕГР;
  • наполнили данными и начали использование Единого реестра осужденных и лиц, взятых под стражу;
  • ввели механизмы двойной идентификации, что обеспечило безопасную работу ЕГР и ДРРП;
  • ввести обмен данными между ГРРП и реестром судебных решений.
ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
  • на протяжении года взыскали более 15 млрд гривен, среди которых алименты на более 420 тысяч детей и более половины миллиарда гривен задолженности по заработной плате;
  • совместно с Минцифрой интегрировали на портал Действие функционал исполнительного производства, где можно получить информацию и оплатить долг онлайн;
  • разработали законопроекты по совершенствованию процесса выполнения (3609, 4330, 4331);
  • обеспечили доступ исполнителей к ДРАЦС, ГЗК и Единому реестру для ведения автоматизированного учета сельскохозяйственной техники.
Среди неудач - не удалось провести через парламент системные изменения в законодательство об исполнении судебных решений.
 
Ключевой преградой стало желание частных исполнителей радикально и быстро увеличить свои полномочия и максимально уменьшить влияние государства на себя. Наше видение немного другое, между ситуацией "плачу откат, делаю что хочу" к ситуации "никто мне не контролер, кроме меня самого" должен быть определенный промежуток времени, когда действует система "демонстрирую свое законопослушное поведение и нарабатываю авторитет для постепенного увеличения полномочий". И этот средний этап обойти не удастся.
 
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РЕЙДЕРСТВУ
 
Офис противодействия рейдерству успешно выполняет свою функцию по недопущению противоправного захвата объектов недвижимости и корпоративных прав.
 
Классическое рейдерство практически исчезло, однако люди с плохими намерениями никуда не делись. А потому захват активов все еще случается, однако в основном так, чтобы не попасть на радары Минюста. Сейчас рейдеры все чаще начали использовать подделку документов (которую регистраторы не могут идентифицировать, а мы – доказать, оставляя проблему на решение судам и правоохранительным органам) и совершения регистрационных действий регистраторами, которые находятся под защитой обеспечительных определений судов (такие определения как обеспечение исков запрещают нам отпирать таких регистраторов от реестров).
 
Некоторое время популярным был слом реестров хакерами, однако с введением двойной идентификации изломы перестали быть привлекательными для рейдеров.
 
Еще один интересный тренд-корпоративные конфликты между бывшими бизнес-партнерами или совладельцами (с не чистейшей репутацией), которые активно называют друг друга рейдерами и используют широкий арсенал средств (не всегда этических и законных) для получения единоличного контроля за активами. В ход идут незаконные регистрационные действия, поддельные документы, титушки, обеспечки, джинса в медиа и много чего еще. Если вы в течение 2020 года слышали о "рейдерах" и "рейдерских нападениях" - чаще всего это именно оно.
 
Такие конфликты должны были бы решаться в судах и без нашего привлечения, но когда безосновательно и нагло пытались сманипулировать реестрами, приходилось вмешиваться и нам.
 
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
 
Кроме отраслевых реформ (см. разделы ЕСПЧ и Тюремная реформа), мы работали и над кросс-секторальными инициативами. Разработали и направили в ОПУ проект новой Национальной стратегии в сфере прав человека и начали работу над соответствующим планом действий разработали законопроекты о гарантиях прав потерпевших в результате насильственных преступлений (3892, 3893, 3894) и административной процедуры (3475)
 
НОТАРИАТ
  • инициативно и добровольно отдали контроль над Высшей квалифкомиссией нотариата нотариусам, введя в состав комиссии нотариусов по квоте Минюста. Работает хорошо, мы всем довольны и благодарим нотариата за хорошее сотрудничество;
  • разработали комплексные законодательные изменения по реформе нотариата. Учитывая тесное сотрудничество с депутатским корпусом и совместные наработки по этому вопросу, стоит ожидать регистрацию соответствующего депутатского законопроекта уже в начале года;
  • в новом формате провели экзамены для желающих стать нотариусами. Высокая степень защиты от вмешательства в результаты и злоупотреблений дал желаемый результат - отбор был осуществлен честно и прозрачно, а нотариальное и экспертное сообщество не выразило каких-либо серьезных замечаний к процедуре или же результату.
И тут признаю, что людей, которые не поняли, что жизнь изменилась, и вмешательства в результаты экзаменов не будет, было немало. Просьб поспособствовать и помочь отдельным кандидатам – множество. Всем отказали. Надеюсь, все поняли и не обижаются).
 
БЕСПЛАТНАЯ ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ
 
В течение 2020:
  • более 81 тысячи случаев защиты в уголовных процессах;
  • более 534 тысяч консультаций;
  • более 54 тыс случаев сопровождения гражданских и административных дел;
  • ввели мобильное приложение БПД;
  • 16,5 тыс.
Из неудач - не удалось провести удачный конкурс на руководителя Координационного центра, первый этап прошли только два человека (а до финала должно было дойти трое), поэтому придется процедуру перезапустить и повторить в следующем году.
 
ЕСПЧ
  • разработали национальную стратегию решения проблемы невыполнения решений судов;
  • обеспечили прекращение надзора за исполнением 108 решений ЕСПЧ;
  • разработали комплексные законопроекты по выполнению решений ЕСПЧ (4048, 4049, 4326);
  • создали комиссию по вопросам исполнения решений ЕСПЧ;
ИНОСТРАННЫЕ АРБИТРАЖИ
 
В Украину продолжают подавать иски в международных арбитражах и здесь мы выступаем в роли адвокатов государства. Пока что вроде удачно, ничего негативного (в смысле решений о взыскании средств) в течение 2020 не случилось.
 
2021 обещает быть интереснее и опаснее. Чего только стоит потенциальное решение Стокгольмского арбитража по иску кипрских офшорок (принадлежащих Коломойскому, Боголюбову и Палице) – владельцев около 40% акций Укрнафты - к государству Украина о взыскании около 6 миллиардов долларов США (+проценты).
 
Дело комплексное, сложное, покрывает многие аспекты отношений государства и Укрнафты, продолжается еще с 2015 года и результат мы, вероятно, будем иметь возможность увидеть в феврале следующего года.
 
СУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
  • увеличили полномочия негосударственных экспертов;
  • создали Центральную экспертно-квалификационную комиссию и обеспечили начало ее функционирования;
  • разработали новую редакцию профильного закона, ожидайте регистрацию проекта зимой.
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ
 
Разработали законопроекты о медиации (3504, принят в первом чтении), о третейских судах (3411) и о введении классического суда присяжных (4190, 4191, 4192).
 
В 2021 ожидайте наших инициатив по международному коммерческому арбитражу и защите прав инвесторов в государственных судах.
 
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
  • сопроводили ратификацию 12 договоров о правовом сотрудничестве и подписании Конвенции о признании и исполнении судебных решений;
  • разработали законопроект (4428) по совершенствованию международного судебного сотрудничества.
Описал далеко не все, хорошо если хотя бы половину. Вне описанием осталась наша работа как инхаусов Кабмина (анализ проектов НПА и регистрация актов ЦОИВ, одновременное сопровождение около 9 тысяч судебных процессов, представительство в КСУ), банкротство, учебные заведения, евроинтеграция и многое другое.
 
Но думаю и так мало кто дочитал аж сюда, поэтому на этом, наверное, закончу.
 
Большое спасибо всем сотрудникам Минюста за работу и результаты и их семьям – за терпение.
 
Денис Малюська

Источник: Facebook

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.