Транш от МВФ: Как Украина попала в ловушку с блокадой Донбасса
Даже самые несуеверные профи на финансовом рынке засуетились, когда вдруг, за несколько дней до Совета директоров, который должен был состояться 20 марта, МВФ объявил о том, что желает отложить рассмотрение вопроса о выдачи очередного, третьего транша по программе расширенного финансирования EFF. Около 10 лет во многих программах Фонда наша страна так и не смогла дойти до получения третьего транша. Повисший в воздухе вопрос о сотрудничестве с Фондом сейчас представляет собой информационный навес над валютным рынком и рынком еврооблигаций правительства Украины. И хотя нельзя сказать, что от решения этого вопроса зависит судьба экономики, но очередное откладывание Фондом украинского вопроса повышает риски возврата к управлению экономикой консерваторов-реваншистов. Блокадная ловушка Шок от информационного сообщения МВФ привел к появлению целого букета объяснений. Среди них были и откровенно безумные, и откровенно смешные: от варианта, что глава Фонда Кристин Лагард узнала о том, сколько Роман Насиров внес залога в суд, чтобы выйти на свободу, до варианта отмены рассмотрения украинского вопроса из-за манипуляций при назначении аудитора в Национальное антикоррупционное бюро. Конечно, ничего общего с правдой такие объяснения не имеют. Единственная причина поступка Фонда - это начало блокады "ДНР" и "ЛНР", и необходимость пересмотра макроэкономических показателей, которые были заложены в алгоритмы сотрудничества с Фондом. Когда кредитор, независимо от того это банк или международная организация, узнает, что у заемщика будут перемены в худшую сторону, то более пристально изучает ситуацию - это его законное желание. Любые манипуляции на эту тему я отклоняю, поскольку сам видел, что Украину включили в повестку дня на 20 марта, а потом это изменение откатили назад. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В КУРСОВЫХ ПЛЯСКАХ ПАУЗА: СТОИТ ЛИ ДОВЕРЯТЬ ГРИВНЕ НА ВСЕ 100% Нужно понимать, что блокада - это при любом раскладе довольно серьезная штука, ведь в зоне АТО оставалось более 40 предприятий, которые работали по украинскому законодательству, т.е. платили налоги, в т.ч. за своих сотрудников. И подобная потеря неминуемо приведет к изменению ВВП, валютной выручки, доходов бюджета, а вот на расходной его части может и не сказаться. Может быть, Фонд бы и пропустил блокаду мимо ушей, если бы события не развивались по такому алгоритму:
- создание искусственной блокады украинскими "горе-активистами";
- длительное и внятное разъяснение властей, желающих снять блокаду (президент, НБУ, правительство) на тему, почему блокада - это дорого для Украины;
- экспроприация украинских предприятий в зоне АТО, после чего движение товаров через границу зоны АТО потеряло всякий смысл;
- принятие решения СНБО о блокаде зоны АТО;
- реакция МВФ.
- Очень сложно точно идентифицировать, сколько точно там было предприятий. Формально правительство Украины сообщает, что около 40, но может статься так, что за этими 40 стояли еще сотня поставщиков сырья, субподрядчиков и т.д., которые работали в Украине и никакого отношения к зоне АТО по регистрационным документам не имели.
- За последние 2 года работать на территории зоны АТО и платить налоги в украинский бюджет было выгодно. В своем роде это была офшорная зона, из которой юрлица несли отчетность, и проверить, что они там делали, было невозможно. Поэтому я не исключаю, что цифры, которыми обладает украинский Минфин, могут быть занижены раза в 3-4, и оценить они могут только лишь потерю в налогах, но никак не ВВП или объемы валютной выручки.
- Непонятно, что будут делать сепаратисты: искать замену покупателям готовой продукции и поставщикам сырья в РФ или попытаются переподписать контракты через резидентов РФ? Учитывая состояние экономики РФ, вероятнее всего, они изберут последний сценарий. В этом случае жесткого удара по экономике не будет.
Подписывайся на NEWSONE в Twitter. Узнавай первым самые важные новости.