Расплата за импорт: почему на заправках подорожал автогаз?
Цены на автогаз в Украине освоили новые вершины. После подорожания в мае до 13,30 грн за литр, он некоторое время держался на отвоеванных высотах, а в июле снова пошел в рост, перевалив за 14,05 грн за литр по состоянию на 23 июля.
Прошлогоднего пика не достиг, но подорожал достаточно, чтобы вызвать беспокойство не только у автолюбителей, но и у государства.
Прошлогодние уроки
В августе 2017 года в Украине скачок цен на автогаз произошел из-за высокого спроса на этот вид топлива, возросшей в зависимости от импорта и особенностей рынка, который не может работать на запасах, а действует "с колес" - эксперты постоянно указывают на проблемы с мощностями для хранения LPG.
В течение пяти лет, с 2013 по 2018 годы, потребление сжиженного автогаза в стране растет ударными темпами. Если в 2013 году объем рынка был 892 тыс. тонн (при этом почти 500 тыс. тонн - украинское производство), то в 2017 году он вырос уже до 1,58 млн тонн (собственное производство - 411 тыс. тонн). Объяснять причины нет особенной необходимости - автогаз все еще выгоднее бензина, установка ГБО окупается, поэтому и рынок растет. Вместе с ценой.
Динамика розничных цен на LPG в 2016-2018 гг.
Данные консалтинговой компании UPECO
Сезонный пик спроса на автогаз приходится на июль-август и в прошлом году именно в этот период Украина ощутила на себе все "прелести" ажиотажа и дефицита. В этот период Россия ограничила импорт в Украину, российские и белорусские мощности оказались на ремонте и выстрелила украинская зависимость - пришлось искать другие источники. Но были проблемы с логистикой и, как показало расследование Антимонопольного комитета, ценовой сговор оптовых и розничных продавцов. Спустя почти год после "газового кризиса" АМКУ признал действия нескольких игроков нарушением законодательства о конкуренции и оштрафовал их на общую сумму 41 млн грн.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: НЕФТЬ СКАЧЕТ, А ДОЛЛАР ВЫЖИДАЕТ: ЧТО ПОДТОЛКНЕТ ЦЕНЫ НА АЗС
Стремительный рост цен в прошлом году пришлось комментировать на самом высшем уровне. В конце прошлого августа президент Петр Порошенко сказал, что необходимо налаживать собственное производство газа:
"Мы поговорили с правительством, были даны поручения соответствующим министерствам, производителям. Мы должны наладить собственное производство сжиженного газа, и заблокированные объемы из РФ должны быть компенсированы украинским производителем".
Но спустя год следует признать, что поручения или не выполнили, или раздали не тем. Если в прошлом году сжиженный газ украинского производства был 26%, то в первой половине 2018 года составил 22%. По данным консалтинговой компании UPECO, за первое полугодие 2018 г. собственное производство составило 194 тыс. тонн против 660 тыс. тонн импорта.
Выходит, что зависимость от поставок из-за рубежа не преодолена. При этом объемы рынка продолжают расти - на 9,3% только в первой половине этого года, а в период пикового спроса страна только начинает входить.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КУПИТЬ АВТО НА ЕВРОНОМЕРАХ: ПЯТЬ АРГУМЕНТОВ ЗА И ПЯТЬ - ПРОТИВ
Новый виток
За несколько лет Украина доросла до ведущих мировых позиций по объемам потребления сжиженного газа в качестве моторного топлива - вошла в десятку по миру, в пятерку по количеству автомобилей с ГБО. Прошлый год стал первым в истории Украины, когда потребление автогаза превысило потребление бензинов - перевес оказался на 10%.
Хотя собственное производство увеличивать не выходит, меняется структура импорта LPG. Например, больше чем в десять раз выросли поставки из Казахстана. Но Россия по-прежнему остается основным поставщиком. По данным UPECO, по итогам января - мая этого года, на нее приходится половина всего импорта.
Структура импорта LPG в январе - мае 2018 г. (%)
Данные консалтинговой компании UPECO
Июльское подорожание автогаза на украинских АЗС - эхо повышения стоимости в России.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ПОРА ПОВЫШАТЬ: ЦЕНА НА ГАЗ ДОЛЖНА ВЫРАСТИ РАДИ ТРАНША МВФ
"За май - июнь стоимость газа в России установила исторический рекорд. Динамика обусловлена резким увеличением спроса на автогаз на внутреннем российском рынке, а также ремонтными работами на ряде крупных производств в РФ. Из-за повышения впервые за 3,5 года в России была введена заградительная пошлина на экспорт СУГ (18,1 долл. за тонну, - ред.). Эти процессы сказались на рынке всей Восточной Европы", - говорит аналитик Консалтинговой группы А-95 Артем Куюн.
Экс-президент Ассоциации операторов рынка нефтепродуктов Леонид Косянчук указывает в качестве причины на рост котировок на внешнем рынке и незначительное проседание гривны по отношению к доллару в течение двух недель.
"Эти два фактора сошлись в одну лузу. В последний месяц внешний рынок демонстрирует рост цен на сжиженный газ - более чем на 70 долл. за тонну. В Украине, к сожалению, рост потребления сжиженного газа превысил возможности по его хранению. У нас очень мало газонаполнительных станций, а сжиженный газ - не бензин и не дизель, его нельзя хранить в цистернах на колхозном дворе. Ведь если бензин и дизель горят, то газ взрывается, и нужны соответствующие условия. Они стоят дорого, поэтому и хранение дорогостоящее. Баз немного, а потребление уже соизмеримо с потреблением бензиновой группы. Так что наш внутренний рынок очень быстро реагирует на изменения на внешнем, - объясняет эксперт. - 70 долл. - серьезная цифра, с учетом дальнейшего начисления акциза и НДС. Почему цена на внешнем рынке так существенно выросла? Поскольку речь идет о бирже, то 40% - это объективные причины, например, соотношение спроса и предложения, а 60% - финансово-спекулятивный фактор. В любом случае повлиять на это мы не имеем возможности - только реагируем. Причем реагирует и внутренний производитель. Он тоже озабочен получением прибыли, плюс мы знаем о зарплатах руководителей госпредприятий, которые как-то нужно обеспечивать. В итоге они всегда формируют цену по импортному паритету".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: БИТВА ЗА ТРАНЗИТ: КАК УКРАИНА БУДЕТ БОРОТЬСЯ С "СЕВЕРНЫМ ПОТОКОМ-2"
Основные поставщики украинского сжиженного газа на внутренний рынок - "Укртатнафта" (43, 5% акций принадлежат "Нафтогазу"), "Укргазвыдобування" (100% акций принадлежат "Нафтогазу, "Укрнафта" (50%+1 акций принадлежат "Нафтогазу").
"Но сейчас чуть ли не единственный случай за последние несколько лет, когда цена на сжиженный газ выросла по рыночным причинам", - уточняет Леонид Косянчук.
Когда она пойдет вниз, тоже будет зависеть от внешнего рынка, а за внутренним взялся присматривать АМКУ. Там уже сказали, что начали исследование на предмет соответствия действий операторов законодательству о конкуренции.
Тем временем в Консалтинговой группе А-95 отмечают, что цены на заправках растут не так уж быстро. Там говорят, что на стоимости сжиженного газа в Европе, а в частности в Средиземноморье, сказывается падение цен на нефть.
"Разнонаправленная динамика цен в РФ и Европе уже сделала выгодными поставки с моря и через западную границу. Мы фиксируем активизацию импорта из Польши, а также морским транспортом, - отмечает аналитик Артем Куюн. - Ближе к августу в Украине исчерпаются существующие запасы автогаза и альтернативные источники поставок будут задействованы более активно".
В Консалтинговой компании А-95 говорят, что пиком может быть цена на уровне 14,5 грн за литр. Леонид Косянчук считает, что прогнозировать цены в украинских реалиях - дело неблагодарное. Но напоминает, что сжиженный газ остается выгодным до тех пор, пока он не превысил 55% от цены бензина. По состоянию на 23 июля средняя цена А-95 по Украине составила 29,18 грн, А-92 - 28,24 грн, а значит, автогаз держится на уровне 48-49%.
Анна Гончаренко
Источник: newsone.ua
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.