Нефть скачет, а доллар выжидает: что подтолкнет цены на АЗС

Размещено: 12.07.2018
Нефть скачет, а доллар выжидает: что подтолкнет цены на АЗС Фото: auto.bigmir.net

Увеличение объемов добычи нефти в Саудовской Аравии привело к тому, что 11 июля произошло рекордное снижение нефтяных котировок за последние два года. С таким оптимистичным настроем можно было бы рассчитывать на снижение цен и на заправках. Но пока что и на внешнем, и на внутреннем топливных рынках ситуация недостаточно радостная.

Во-первых, рекорд снижения - это темпы (на 6%), а не цифры (до 74 долл. за баррель марки Brent). Для сравнения, в июне минимальное значение было 73, 29 долл., но нефть быстро отыграла позиции. То же происходит и сейчас: 12 июля баррель уже подорожал на 1% до 74,26 долл.

Во-вторых, хотя снижение стоимости нефти дарит лучи надежды, для Украины котировки важны в сочетании с целым рядом других факторов.

Сырье

Снижение котировок 11 июля назвали рекордным по скорости, но не по абсолютным значениям. Динамика последних двух лет - повышение с корректировками.

Кривая котировок нефти марки Brent за последние два года

Данные Minfin.com.ua

Прямая зависимость стоимости сырья и бензина "на пистолете" в Украине не работает: цена нефти - это только 15% стоимости горючего. После добычи нефти идет переработка и расходы на нее, а закупаем мы не черное золото, а уже произведенные из нее нефтепродукты. То есть рекордное падение нефтяных котировок в 6% дает основания снизить цифры на АЗС максимум на 1%.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДОЛЛАР, РОСТОВЩИЧЕСТВО ИЛИ НЕДВИЖИМОСТЬ: КАК СБЕРЕЧЬ И ПРИУМНОЖИТЬ НАКОПЛЕНИЯ?

Время

Как объясняет эксперт энергетического рынка Леонид Косянчук, после покупки нефти, необходимо время на ее переработку - около полутора месяцев. Еще через 2-3 недели нефтепродукты попадают на биржи. Соответственно, если цена упала сегодня, то нефтепродукт, который произвели из подешевевшей нефти, мы увидим через 65-70 дней.

По данным "Консалтинговой группы А-95", в прошлом году Украина переработала 2,8 млн т нефти, газового конденсата и нефтяного сырья. Для сравнения, по данным Минэнергоугля в 2007 г. объем переработки только нефти был 13,8 млн тонн. То есть мы существенно сократили нефтепереработку и ввозим готовые нефтепродукты, а не черное золото. Соответственно, важнее цены на них, а не на сырье.

Это товар с высокой добавленной стоимостью и его доля в украинской рознице - почти 40%. Около 80% рынка - импорт, поэтому  для Украины остается актуальным следующий пункт.

Курс

Курс доллара пока что не пугает - после зимнего повышения, он снизился и сейчас стоит 26,23 грн. Учитывая корректировки стоимости нефти и укрепление гривны, мы увидели и снижение цен на заправках в июне.

Однако экономисты говорят, что девальвационное давление на гривну велико, планка, установленная в бюджете - 30 грн за долл. на конец года. Если нацвалюта пойдет вниз, вверх пойдут цены на заправках. Эксперты топливного рынка говорят, что формула простая: когда гривна теряет в цене 10 копеек, топливо может подорожать на 7-8 копеек за литр. Если курс нацвалюты "сдует" доллару 3,7 грн, появятся основания для подорожания на 2,6-2,9 грн.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СТРАНА НЕПОБЕЖДЕННОГО АВТОХЛАМА: ПОЧЕМУ В УКРАИНЕ НЕ МОГУТ СПРАВИТЬСЯ С БРОШЕННЫМИ МАШИНАМИ?

Налоги

Перепады курса важны не только в паре гривна-доллар, но и гривна-евро. Акциз на бензины составляет 213,5 евро за 1 тыс. л, то есть у нас есть прямая привязка к европейской валюте. Потом к цене еще добавляется НДС и в итоге в рознице мы получаем стоимость одного литра, в котором больше 40% - это налоговая составляющая.

Смотрим тенденцию по евро: за последние три месяца пиковыми были значения 32,47 грн за евро 20 апреля и 30,16 грн за евро 30 мая. Но после снижения в конце весны, тренд развернулся в сторону повышения с корректировками. Сейчас евровалюта стоит 30,77 грн.

Официальный курс евро к гривне (апрель-июль, за 100 ед.)

График finance.ua

Стоит отметить, что государству будет выгоднее, если нацвалюта ослабеет - тогда поступление от акцизов на топливо будут выше. Даже несмотря на то, что с начала года в госбюджете есть отдельный дорожный фонд, куда идут топливные налоги и откуда деньги направляют на ремонт. Дело в том, что в 2018 году в фонд поступят только 50% топливных акцизов, а в 2019 году - 75%. Так что акциз на импортные нефтепродукты продолжает играть важную роль для общих доходов госбюджета.

Расходы операторов и маржа

Поскольку около 80% стоимости топлива "на пистолете" - это налоги и цена импортных нефтепродуктов, оставшаяся часть - заложенные риски, расходы на доставку, хранение и маржа. Если мы говорим о легальной рознице, то эксперты указывают, что маржа сетей - около 10%: сверхприбыли на рынке нет, а основной доход достигается за счет оборота.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КРИЗИС НА ПОРОГЕ: КАК УКРАИНА СМОЖЕТ ПЕРЕЖИТЬ ОЧЕРЕДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПАД?

"Факторы влияния на розничные цены стандартные и не меняются много лет: прежде всего курс, акцизы, которые растут из года в год (но сейчас ситуация стабильная - в середине года их не повышают), стоимость нефти как сырья, - говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. - Много было размышлений о том, куда пойдет рынок нефти, когда он достигнет параметров 70-75 долл. по Brent, потом он на политической нестабильности вырос под 80 долл. и сейчас колеблется в коридоре 75-80 долл. К сожалению, есть основания полагать, что если будет дестабилизация на иранском направлении (уже идут разговоры о санкциях и т.д.), то рынок подскочит до 80 долл. и более. Я пока серьезных оснований для снижения котировок не вижу. Скорее потенциально повышательный тренд, что также будет влиять на стоимость нефтепродуктов на украинском рынке". 

 

Так что относительное ценовое равновесие на украинских заправках уже к осени может быть нарушено возможной девальвацией нацвалюты и подорожанием нефти. Если же посмотреть на стоимость бензина в Украине (для удобства, мы ориентировались на столичный рынок), то он не выглядит таким уж шокирующим в долларовом эквиваленте по сравнению с другими странами. Исключение - нефтедобытчики с их привлекательными расценками. Зато соотношение стоимости топлива на АЗС и зарплат точно не в нашу пользу.

Цены на бензины и зарплаты в мире

Город Цена за 1 л в долл. Средняя зарплата в долл. после вычета налогов Сколько литров бензина можно купить на зарплату ( в среднем)
Ашхабад (Туркменистан) 0,2-0,25 275 1 237
Астана (Казахстан) 0,4-0,52 413 913
Варшава (Польша) 1,21-1,35 1 050 822
Кишинев (Молдова) 1,01-1,14 311 290
Будапешт (Венгрия) 1,26-1,44 756 562
Берлин (Германия) 1,46-1,75 2 431 1 562
Париж (Франция) 1,51-1,87 2 730 1 633
Лондон (Великобритания) 1,55-1,72 3 249 1 992
Лос-Анджелес (США, Калифорния) 0,81-1 3 573 3 992
Нью-Йорк (США) 0,69-0,92 4 242 5 379
Пекин (Китай) 0,96-1,08 1 268 1 247
Москва (Россия) 0,63-0,72 953 1 417

Данные агрегатора Numbeo, основанные на информации местных жителей и туристов

Разброс цен на топливо по Киеву агрегатор Numbeo дает в диапазоне 25,4-31,5 грн за литр (0,97-1,2 долл. по курсу НБУ). Зарплату в столице фиксируют на уровне 9 753 грн (372 долл.). Это отличается от официальной статистики по заработной плате (13,3 тыс. грн по данным за май) и свежих расценок на АЗС (от 25,8 до 33,6 грн за л, в зависимости от марки бензина и сети).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: АКЦИЗ НА СНИЖЕНИЕ: ВО СКОЛЬКО ОБОЙДЕТСЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ "ЕВРОБЛЯХ" И СТАНЕТ ЛИ ВЫГОДНЕЕ ВОЗИТЬ ИНОМАРКИ?

Однако данные на агрегаторе дают приезжие и местные - по бензинам они могут запаздывать, а вот зарплата, в отличие от официальных данных, фиксирует уже после уплаты всех налогов. Если отталкиваться от цифр, предоставленных людьми, то на одну зарплату в столице можно купить в среднем 346,5 л бензина. Если отталкиваться от цен на АЗС по состоянию на 12 июля и официальных статданных по зарплате, то средний киевлянин на свое жалование может купить 454 л. Как ни крути, это очень небольшой объем, по сравнению с европейскими столицами и расценками в Штатах.

Анна Гончаренко


'; str += '
'; if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { str += '' } } str += '
' + '' + 'Результат' + '
' + '
'; $box.parent().find('.dem-loader').hide(); $box.html(str).data('vote', vote).find('#js-vote-fm' + vote.absnum).on('submit', function(event){ event.preventDefault(); var $form = $(this); var $box = $form.closest('.js-vote-box'); var option_absnum = $form.find('input[name="poll"]:checked').val() || 0; if (option_absnum > 0) { $box.parent().find('.dem-loader').show(); $form.prop('disabled', true); $.post(http_addr + lang + '/actions/vote', {vote:[{'absnum':$box.data('absnum') || 0, 'option_absnum': option_absnum}]}, function(data) { var data = typeof data == 'string' ? JSON.parse(data) : data; var done = false; if (data.vote.success) { var vote = data.vote.result; $box.data('vote', vote); set_options_done(vote.absnum, option_absnum); done = true; } else { if (data.vote.result.errno == 0) { done = true; } else { alert(data.vote.result.error); } $form.prop('disabled', false); } if (done) { var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); if ( done_votes.indexOf($box.data('vote').absnum) == -1) { done_votes.push($box.data('vote').absnum); $.cookie('done_votes', done_votes.join(','), {expires: 364, path: '/'}); } build_vote_results($box, $box.data('vote')); }else{ $box.parent().find('.dem-loader').hide(); } }); } else { alert('Выберите вариант ответа'); } }); } function set_options_done(vote, option){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); if ( typeof votes_options[vote] == 'undefined') { votes_options[vote] = option; $.cookie('votes_options', JSON.stringify(votes_options), {expires: 364, path: '/'}); } } function get_options_done(vote){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); return typeof votes_options[vote] != 'undefined' ? votes_options[vote] : 0; } function build_vote_results($box, vote) { // get date of creations tart var created = new Date(parseInt(vote.created) * 1000), created_day = created.getDate(), created_month = created.getMonth() + 1, created_year = created.getFullYear(), created_date; created_month < 10 ? '0' + created_month : created_month; created_day < 10 ? created_day = '0' + created_day : created_day; created_date = created_day + '.' + created_month + '.' + created_year; var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); var opt = get_options_done(vote.absnum); var str = '
' + vote.title + '
'; if (parseInt(vote.total_votes) == 0) { vote.total_votes = 1; } if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { var p = Math.ceil((parseInt(vote.options[i].votes)*100)/parseInt(vote.total_votes)); str += '
' + '
' + vote.options[i].title + '
' + '
' + '
' + ' ' + '
' + '
'; } } if (done_votes.indexOf(vote.absnum+'') != -1 || vote.is_ended) { }else{ str += ''; } str += '
'+created_date+'
'; $box.html(str); $box.parent().find('.dem-loader').hide(); // animation progressbar's $('.vote_fill').each(function () { var fillWidth = $(this).attr('data-width'); $(this).width(fillWidth); }); } if (!window.format) { window.format=function(b,a){if(!b||isNaN(+a))return a;var a=b.charAt(0)=="-"?-a:+a,j=a<0?a=-a:0,e=b.match(/[^\d\-\+#]/g),h=e&&e[e.length-1]||".",e=e&&e[1]&&e[0]||",",b=b.split(h),a=a.toFixed(b[1]&&b[1].length),a=+a+"",d=b[1]&&b[1].lastIndexOf("0"),c=a.split(".");if(!c[1]||c[1]&&c[1].length<=d)a=(+a).toFixed(d+1);d=b[0].split(e);b[0]=d.join("");var f=b[0]&&b[0].indexOf("0");if(f>-1)for(;c[0].length