Страна непобежденного автохлама: почему в Украине не могут справиться с брошенными машинами?

Размещено: 09.07.2018
Страна непобежденного автохлама: почему в Украине не могут справиться с брошенными машинами? Фото: realist.online

Средний возраст украинских автомобилей перевалил за 20 лет, а больше четверти всех железных коней уже отметили свой 30-летний юбилей. Автопарк страны становится только старше и один из признаков старения - скопление старых автомобилей на обочинах, во дворах, на стоянках и парковках. Городские власти педалируют тему вывоза автохлама или его перемещения, как деликатно предпочитают называть этот процесс.

В Киеве тема стала острее после того, как в Святошинском районе в старом автомобиле, который отстаивался во дворе жилого дома, взорвалась граната и были ранены четверо детей. Столичный градоначальник Виталий Кличко дал указание главам райадминистраций аккумулировать информацию о брошенных машинах и эвакуировать их на штрафплощадки. Мэр указал, что дедлайн - 2 июля 2018 года. Но пока что среди официальных решений и сообщений КГГА нет ничего об автохламе.

NewsOne.ua разбирался, на каких основания и кто может вывезти брошенный автомобиль, как отличить старую машину от брошенной и почему утилизация автохлама из сказки так и не стала былью?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: БЕЗ СВИДЕТЕЛЕЙ, НО С ФОТО: КАК БУДУТ ПО-НОВОМУ ОФОРМЛЯТЬСЯ ДТП

Старая или брошенная?

Автомобили в Украине стареют, конечно же, не из любви народа к ретро. Небогатым людям в большой стране тоже нужно средство перемещения и они не избавляются от старых автомобилей. Но эксплуатируют их в крайнем случае. Например, пенсионер отправляется на своей "старушке" только на дачу несколько раз в год, потому что и водить с возрастом труднее, и топливо стоит дорого. Все остальное время машина стоит во дворе, вызывая праведный гнев соседей как минимум потому, под нею пропадает ценное парковочное место. Для многих людей характерными признаками брошенности являются ржавчина, долгий простой и отсутствие номерных знаков. Но даже для таких "призраков" процедура вывоза слишком сложная, поскольку на самом деле в законодательстве никакие признаки брошенности не прописаны.

"У нас нет определения, что такое брошенный автомобиль, и законодательно не определены чьи-либо действия в отношении такого автомобиля", - констатирует правозащитник Владимир Караваев. 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КУПИТЬ АВТО НА ЕВРОНОМЕРАХ: ПЯТЬ АРГУМЕНТОВ ЗА И ПЯТЬ - ПРОТИВ

Куда обращаться?

Кто должен заниматься вывозом автохлама - больной и неурегулированный на уровне законодательства вопрос. Поскольку количество брошенных машин только в Киеве исчисляется тысячами, иногда приходится применять довольно сложную модель. Если во дворе стоит автомобиль с признаками брошенности и без номерных знаков, решение принимает комиссия из участкового полицейского, представителя балансодержателя дома и инспектора по благоустройству от горсовета. Если на то есть воля и решимость, комиссия разыскивает собственника автомобиля, а если в течение какого-то времени (поскольку процедура законодательством не прописана, то и сроки не оговорены), под присмотром правоохранителей автомобиль могут отправить на специальную площадку.

Но правозащитник Владимир Караваев говорит, что активисты в борьбе с автохламом могут действовать простым и очевидным способом - позвонить в полицию.

"В пределах жилой зоны парковаться можно в четко отведенных местах. Такое место обозначается разметкой или дорожными знаками. У нас во дворах разметку не делают и дорожные знаки не устанавливают. В лучшем случае, если есть какая-то асфальтированная площадка, люди сами определяют, что здесь можно парковаться. Но в силу отсутствия четко обозначенных мест, все, что находится во дворах, любой автомобиль можно считать неправильно припаркованным, - объясняет эксперт. - Так что в принципе должно быть достаточно звонка в полицию, чтобы сделать заявление: автомобиль припаркован на придомовой территории с нарушением требований ПДД и мы просим принять меры в отношении его владельца. Установить кто собственник - уже обязанность полиции. Дальше все уже зависит от ситуации. Либо человек убирает автомобиль оттуда, где он всем мешает, либо, если он не принимает меры, полиция вправе отправить такой автомобиль на штрафплощадку. Это вполне законный способ и таким образом можно бороться за вывоз брошенных автомобилей".

Что будет с вывезенным автомобилем - другое дело. Если вы живете по принципу "с глаз долой, из сердца вон", достаточно добиться вывоза со двора. Но на самом деле потом машина будет ржаветь в отстойнике, по-прежнему дожидаясь владельца.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: АКЦИЗ НА СНИЖЕНИЕ: ВО СКОЛЬКО ОБОЙДЕТСЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ "ЕВРОБЛЯХ" И СТАНЕТ ЛИ ВЫГОДНЕЕ ВВОЗИТЬ ИНОМАРКИ?

Что будет с автохламом?

Утилизировать старье в Украине можно, но этого не делают: закон "Об утилизации транспортных средств" действует с 2014 года, но он "спящий". Вместе с законом ввели утилизационный сбор для автовладельцев. Собранные деньги собирались отдавать в виде компенсации предприятиям по утилизации авто. Но сбор отменили, другие источники финансирования непредусмотрены и утилизация на общегосударственном уровне через сеть из лицензированных центров, как это было задумано законотворцами, так и не родилась.

"Те украинские производители, которые не хотели платить утилизационный сбор, обязаны были создать пункт по утилизации, - вспоминает директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. - Минэкологии даже повесило на сайте список таких пунктов. Но когда мы с тележурналистами проехались по этим адресам, оказалось, что в основном там стоят автосалоны, а в одном месте даже козы паслись. На сегодня утилизационный сбор отменили. Сам закон не отменяли - он действует, но не исполняется".

Сейчас по законодательству владелец может по собственному желанию сдать машину в утиль, предварительно сняв его с регистрации, а вот обязательств по переработке у него нет. То есть если вы добросовестный собственник машины, которая превратилась в хлам, вы можете сдать его на разборку и на металлолом и получить пару-тройку тысяч гривен. Но с такой переработкой тоже проблемы. Олег Назаренко уточняет, что эти пункты приема автохлама - ФЛП, работающие на грани закона:

"Есть самодеятельные гаражные разборки. Они действуют вне закона, физлица-предприниматели действуют на свой страх и риск. Им пригоняют машины из-за рубежа на запчасти. Все происходит диким образом". 

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ПРОСТУПОК, НО НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ: КАК ИЗМЕНЯТ УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС И НАКАЖУТ ПЬЯНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ

Директор ВААИД говорит, что до 2009 года снимать автомобиль с учета после того, как он превращался в хлам, имело смысл - в этом случае владелец переставал платить ежегодный транспортный сбор. Но после того как сбор отменили, исчезла и мотивация.

"Официально в Украине зарегистрированы около 9 млн машин, но часть из них - хлам. Сдавая его на лом, люди не заморачиваются снятием с учета, раз налога на машину нет, - говорит Олег Назаренко. - Нужно либо выполнять закон об утилизации, либо принимать инициативу депутатов - я видел такую: экологический налог. Если такой будут начислять, то украинцы будут заинтересованы в том, чтобы снимать хлам с учета: либо сдавать на металлолом, либо отправлять на утилизацию. Кличко дал команду, но проблему нужно решать законодательно. У вас во дворе стоит ржавый кузов без колес, окон и оптики, но формально это автомобиль. Если муниципальщики увезут его на свалку, то собственник вправе написать в полицию заявление об угоне. Формально, полиция может объявить ее в розыск, а с муниципальщиками владелец может судиться. Нужно менять законы и дать права муниципалам, ОСМД, ЖЭКу, просто собранию жильцов в том случае, если во дворе ржавеет остов, угрожая безопасности людей, его эвакуировать. Сейчас это происходит на полузаконных основаниях".

Анна Гончаренко 


Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.