Битва за транзит: как Украина будет бороться с "Северным потоком-2"
17 июля в Берлине начинается обсуждение нового контракта на транзит российского газа по территории Украины. Нашу страну на консультациях будут представлять министр иностранных дел Павел Климкин и глава НАК "Нафтогаз" Андрей Коболев, Россию - министр энергетики Андрей Новак и представители "Газпрома", Европу - заместитель председателя Еврокомиссии Марош Шефчович.
Текущий контракт действует до конца 2019 года, и предмет переговоров - новые условия с 1 января 2020 года. В процессе пока что есть только одна константа - дата, а остальные - переменные, которые и необходимо согласовать. Новый контракт архиважен - если Украина не застолбит за собой транзит по своей ГТС, его "откусит" "Северный поток-2" и другие мощности по транспортировке - "Северный поток" и "Турецкий поток". Тогда Украина теряет около 3% своего ВВП и под вопросом может оказаться даже транспортировка по собственной территории. С каких отправных точек стартует Украина на пути к новому транзитному контракту?
Транзит и три суда
Стокгольмский арбитраж уже вынес одно решение по спору между "Нафтогазом" и "Газпромом" о транзите газа. С 2009 по 2019 годы действует контракт, но Украина доказала, что с 2009 по 2017 годы Россия недопоставила необходимые для транзита объемы голубого топлива. В феврале 2018 года арбитраж присудил украинской стороне компенсацию в размере 4,56 млрд долл. 2,1 млрд долл. провели как взаимозачет за газ, потребленный Украиной. "Газпром" еще должен 2,6 млрд долл. "живых" денег. Но "Газпром" в шведском суде другой юрисдикции оспорил непредвзятость арбитража и в середине июня суд округа Свеа временно приостановил исполнительное производство.
В июле "Нафтогаз" подал в Стокгольмский арбитраж новый иск. На этот раз требуют пересмотреть тариф на транзит газа в 2018 и 2019 годах. В компании говорят, что контракт, который был заключен в 2009 году, позволяет менять ставку, если на европейском газовом рынке происходят серьезные изменения. По мнению "Нафтогаза", и это он готов доказывать в суде, в течение двух лет тариф будет ниже обоснованного уровня и из-за этого с марта 2018 года до момента окончания контракта Украина недополучит 11,8 млрд долл. Иск подан с ремаркой:
"Эта сумма будет уменьшена, если "Газпром" забронирует мощности на транзит после 2019 года и/или если он перестанет блокировать транзит газа из Средней Азии и экспорт других компаний из России".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: СУРОВЫЙ "СЕВЕРНЫЙ ПОТОК-2": ЧЕМ ОН ОПАСЕН ДЛЯ УКРАИНЫ
Цена транзита
Одной рукой "Нафтогаз" борется за пересмотр действующего тарифа на транзит в сторону повышения, но другой готов его снизить в будущем. Для начала новую методику расчета, которая и снизит тариф, должна утвердить Нацкомиссия регулирования энергетики и комуслуг (НКРЭКУ)
Юрий Витренко, коммерческий директор НАК "Нафтогаз", сказал, что нынешняя методика расчета применяется с 2015 года, но с 2017 года европейское энергетическое законодательство изменилось. С учетом всех новшеств, с 2019 года стоимость транзита 1 тыс. кубов газа на 100 км составит 2,17 долл.
"Этот уровень тарифа на 20% меньше ставки платы за транзит по существующему контракту с ОАО "Газпром", а также в 2,3 раза меньше средней стоимости транзита по действующим регулируемым тарифам, установленным НКРЭКУ в декабре 2015 года".
То есть "Газпром" может платить не 2,6 долл. как сейчас и не 5 долл., как положено. Но в "Нафтогазе" уточняют: расчеты актуальны в том случае, если через украинскую ГТС будут прокачивать 141 млрд кубов в год. То есть если Россия не пустит весь газ в обход Украины через "Северный поток", "Северный поток-2" и "Турецкий поток", а за ними зарезервированы мощности на уровне 110 млрд кубов, которые позволяют полностью избавиться от нашей ГТС. Хотя в официальном комментарии это и не прозвучало, важным для тарифа будет и срок нового контракта - чем больше, тем выгоднее цена.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ТЕТ-А-ТЕТ С ПУТИНЫМ: КАК НА УКРАИНУ ПОВЛИЯЕТ ВСТРЕЧА ЛИДЕРОВ США И РФ В ХЕЛЬСИНКИ
Кто если не "Нафтогаз"?
Пока что в консультациях по новому транзитному контракту с украинской стороны будет присутствовать НАК "Нафтогаз". Но это не значит, что в самом документе будет стоять подпись главы компании. В Украине должен быть новый оператор ГТС. Для этого должен завершиться анбандлинг - добровольное отделение функционала по управлению ГТС от "Нафтогаза". Управление заберут у "Укртансгаза" и передадут другой структуре - "Магистральным газопроводам Украины". Вот только МГУ еще не может выполнять свои обязанности. Проблему увидели и в "Нафтогазе" после решения Стокгольмского арбитража. Там сказали, что это невозможно до окончания срока контракта с "Газпромом". Но уже 16 июля "Нафтогаз" ускорился и набсовет рекомендовал руководству привлечь к процедуре анбандлинга консалтинговую компанию PricewaterhouseCoopers:
"PWC начнет работу немедленно. Наблюдательный совет и руководство НАК "Нафтогаз Украины" нацелены на быструю реализацию отделения оператора ГТС в соответствии с директивой правительства прозрачным, эффективным и действенным способом".
На первом этапе консультаций по контракту вопрос с оператором может быть и не главным, но пока он не назван, у Европы и России есть площадка для маневров.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КРИЗИС НА ПОРОГЕ: КАК УКРАИНА СМОЖЕТ ПЕРЕЖИТЬ ОЧЕРЕДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПАД?
Спасти транзит
Суды, новые тарифы по транспортировке и декларация о приверженности европейскому энергетическому законодательству - украинские заготовки для переговоров и удержания транзита после запуска "Северного потока-2". Пока что начало строительства газопровода блокирует Дания - он пройдет через ее территориальные воды. Она - последний барьер на пути к реализации проекта, но не самый тяжелый. Начать строительство этим летом собираются и без ее разрешения. Это намерение подтвердил финансовый директор "Северного потока-2" Пол Коркоран.
Если Дания одобрит строительство, тогда все пойдет по плану и в 2020 году СП-2 будет введен в эксплуатацию, если нет - трубы проложат в нейтральных водах, срок реализации сместится, но все равно газопровод запустят. Возможно, в 2021 году. В то, что строительство удастся остановить, эксперты не верят. Но вот возможная задержка с запуском Европу не может не беспокоить. Если СП-2 заработает в 2021 году, а контракт на транзит газа по территории Украины закончится в 2020 году, проблем будет немало.
Неуступчивость Дании и возможная отсрочка дают Украине дополнительное преимущество в переговорах по новому контракту о транзите. Но в целом их не так уж много: давление в Стокгольмском арбитраже, снижение тарифа на транспортировку и люфт во времени. Вот, собственно, и все.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ПРЕМИЮ ПОЛУЧАЕТ "НАФТОГАЗ": ЗА ЧТО ПОЛАГАЮТСЯ БОНУСЫ В 45,6 МЛН ДОЛЛАРОВ
Мнение
Валентин Землянский, директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Украины:
- НАК "Нафтогаз" - не владелец ресурса. А маршрут транзита определяет его владелец во взаимодействии со своими контрагентами - теми, кто этот ресурс покупают. Если эти две стороны считают, что, например, "Северный поток-2" им интереснее, можно стать хоть на уши, но его будут использовать. Сторона с сильной позицией едет молча, а по итогам дает короткое коммюнике, релиз: встретились, обсудили, в процессе. Публичная волна в Facebook говорит о неуверенности, отсутствии реальных аргументов, которые Украина в лице "Нафтогаза" может представить партнерам, в том числе и европейским. Тому есть масса доказательств.
Проблема невыполнения в 2017 и 2018 годах "Укртансгазом" инвестиционной программы по поддержанию в рабочем состоянии ГТС - раз. Два - вопрос выполнения Третьего энергопакета ЕС в виде Кодексов ГТС о суточном балансировании газа (должен вступить с 1 августа 2018 года, но "Укртрансгаз" потребовал пересмотра кодекса, - ред.) Три - вообще "Укртансгаз" из-за Стокгольма до 2020 года отдавать не хотят. Четыре - тариф: если вы пойдете на уступки, то, может, мы установим - так вопрос не обсуждается. Украина, будучи крупнейшим транзитером ("Укртансгаз" - крупнейший транзитер российского газа), должна выходить на паритете: давайте обсуждать. Со стороны России прозвучало: давайте урегулируем ситуацию по Стокгольму, тогда будем что-то обсуждать. Никто ее урегулировать не собирается. Пять - ситуация на Донбассе: отсутствие прогресса - это дополнительные риски, которые рассматриваются ЕС, европейскими контрагентами "Газпрома", при пересмотре контракта.
Сейчас мы рассчитываем на то, что мы в центре и мир вращается вокруг нас. Если бы мы были самодостаточными, то действовали как любая другая страна, та же Словакия или Чехия. Они тоже транзитеры, у них есть договора с "Газпромом" по принципу "ship or pay" (транспортируй или плати, - ред.), они сами договаривались с "Газпромом" и никто не звал на помощь Брюссель или Вашингтон. Украинский же расчет на то, что Европа начнет давить.
Но Европа сначала потребует выполнения европейского законодательства - реализации на практике Третьего энергопакета (кроме Кодекса ГТС о суточной балансировке, это еще и экономически обоснованные тарифы, - ред.). В этом направлении ничего не видно. После встречи в Берлине, думаю, решится не столько вопрос транзита, а вопрос имплементации положений европейского энергозаконодательства. А с транзитом, боюсь, вопрос останется открытым. Думаю, Европа, понимая политическую неопределенность, будет тянуть минимум до президентских выборов.
Анна Гончаренко