ПЦУ признало 5% мирового православия
Автор: Владимир Мулык, конфликтолог, политический эксперт
В 2018 году, когда Порошенко обосновывал необходимость создания новой украинской церкви, каковой в итоге стала ПЦУ, в качестве цели ее создания заявляли признание и легитимность в глазах иерархов мирового православия.
Поэтому тема признания с самого начала существования ПЦУ была одной из основных. От того, как отреагируют на появление новой автокефалии другие православные церкви, зависело, чем станет появление ПЦУ – действительно историческим событием для Украины или останется просто побочным продуктом неудачной избирательной кампании Порошенко.
И логично, что в ПЦУ стараются сделать все возможное, чтобы развитие ситуации походило на историческую победу украинского православия. В период триумфа Порошенко и Епифания, который состоялся в момент получения Томоса, ожидалось, что после этого выдающегося события на ПЦУ едва ли не обрушится шквал из признаний со стороны иерархов других церквей. Но этого не произошло. И лишь после ухода Порошенко для многих стало очевидно, что, собственно, кроме Константинопольского патриарха, в юрисдикции которого и оказалась ПЦУ, новую церковь не признал никто. Если ранее с Киевским патриархатом существовала проблема признания права новой церкви на, по сути, самопровозглашение, то теперь встал вопрос - имеет ли право Константинопольский патриарх создавать новые церкви? Разные по форме, но одинаковые по сути вопросы – как вообще должны появляться новые церкви? В политическом же ключе акцент сместился с границ права местных иерархов на самостоятельные решения в вопросах независимости церквей, которые они представляют, на вопрос о границах власти Константинопольского патриарха.
Таким образом, всем православным церквям в вопросе о признании предложено теперь решать не просто судьбу УПЦ, а дать оценку действиям Константинопольского патриарха и устанавливать границы его полномочий. Именно этот вопрос и решали в Афинах на Архиерейском соборе Элладской православной церкви. Для церкви Греции этот вопрос имеет принципиальное значение, так как внутри самой ЭПЦ существует давний политический водораздел, который в чем-то напоминает украинский. Исторически сложилось, что митрополии Элладской православной церкви разделены на две неравных части. Высшая власть в церкви принадлежит архиерейскому собору, в который входят все митрополиты ЭПЦ. Всего их 81. Однако из 81-й епархии, которые они соответственно представляют, 30 епархий расположены географически на севере страны и на островах в Эгейском море и входят номинально в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Это так называемые "новые епархии". Здесь Варфоломей обладает наиболее сильным влиянием, чем где-либо за пределами собственно Турции, в которой расположен Константинопольский патриархат. Таким образом, именно от этой части ЭПЦ и стоило ожидать наиболее лояльного отношения к действиям Варфоломея в Украине. Что, собственно, и произошло на соборе.
Однако есть еще остальные епархии, так называемые "старые епархии", которые не идут в фарватере Варфоломея настолько последовательно. И в этой части Элладской церкви существует сильная оппозиция Варфоломею. А, соответственно, и расширение его полномочий путем признания права создавать новые автокефальные церкви не приветствуется со стороны многих митрополитов. В работе Архиерейского собора приняли участие 69 иерархов, при этом, лишь 33 из них принимали участие в
заседании, посвященном украинскому вопросу. Естественно, что большая часть из них - это представители "новых епархий", лояльных Варфоломею. Предстоятель ЭПЦ архиепископ Афинский Иероним выступил с докладом "Информация об Автокефальной церкви Украины". В котором, соответственно, обосновывалось право Варфоломея на создание новой церкви. После чего было сделано заявление о том, что ЭПЦ признает право Константинопольского патриарха проводить политику в отношении украинской церкви по своему усмотрению. Это решение объявлено от имени иерархов, принявших участие в обсуждении, которые, как было сказано выше, являются меньшинством в сравнении с общим числом митрополитов ЭПЦ. Как признают и в ПЦУ, никаких голосований, которые позволили бы выявить позицию большинства иерархов, не принимавших участия в обсуждении, не проводилось. Таким образом, данное решение является явно половинчатым. И хотя формально является решением ЭПЦ, но таким, которое не отражает мнения большинства иерархов этой церкви.
По сути, произошедшее в Афинах на соборе не особо приближает ПЦУ к признанию всем мировым православием. Там, где есть влияние Константинопольского патриархата - там признают ПЦУ, а дальше - нет.
А вот что произошло точно, так это очередной повод для усиления латентного конфликта внутри самой ЭПЦ. Ряд митрополитов, представляющих "старую" часть церкви уже высказались с заявлениями о непризнании решений собора в украинском вопросе. Позицию недовольных исходом собора высказал митрополит Кифирский Серафим, который потребовал проведения отдельного собора для рассмотрения вопроса ПЦУ и принятия окончательного общего решения. Будет ли новый собор - и каким в таком случае будет окончательное решение, покажет время. Сейчас же очевидно, что как минимум половина митрополитов Элладской церкви готовы передать Варфоломею право решать подобные вопросы. А это означает, что эта половина признает УПЦ канонической автокефалией. Для решения вопроса о признании ПЦУ со стороны мирового православия остается убедить еще 12 церквей (не считая второй половины ЭПЦ). Другими словами, задача мирового признания ПЦУ ныне выполнена на 5%.
Таким образом, все же стоит признать, что пока ПЦУ не удается всерьез выйти за рамки, достигнутые в ходе избирательной компании Порошенко. Интересно, что сегодня Филарет, поясняя свое решение выйти из процесса создания ПЦУ, обосновывает свою позицию тем, что ПЦУ не имеет шансов получить мировое признание - и лишь порождает церковные конфликты, как внутри Украины, так и за ее пределами.