ПЦУ признало 5% мирового православия

Размещено: 17.10.2019
ПЦУ признало 5% мирового православия Владимир Мулык. Фото: riafan.ru

Автор: Владимир Мулык, конфликтолог, политический эксперт

В 2018 году, когда Порошенко обосновывал необходимость создания новой украинской церкви, каковой в итоге стала ПЦУ, в качестве цели ее создания заявляли признание и легитимность в глазах иерархов мирового православия.

Поэтому тема признания с самого начала существования ПЦУ была одной из основных. От того, как отреагируют на появление новой автокефалии другие православные церкви, зависело, чем станет появление ПЦУ – действительно историческим событием для Украины или останется просто побочным продуктом неудачной избирательной кампании Порошенко.

И логично, что в ПЦУ стараются сделать все возможное, чтобы развитие ситуации походило на историческую победу украинского православия. В период триумфа Порошенко и Епифания, который состоялся в момент получения Томоса, ожидалось, что после этого выдающегося события на ПЦУ едва ли не обрушится шквал из признаний со стороны иерархов других церквей. Но этого не произошло. И лишь после ухода Порошенко для многих стало очевидно, что, собственно, кроме Константинопольского патриарха, в юрисдикции которого и оказалась ПЦУ, новую церковь не признал никто. Если ранее с Киевским патриархатом существовала проблема признания права новой церкви на, по сути, самопровозглашение, то теперь встал вопрос - имеет ли право Константинопольский патриарх создавать новые церкви? Разные по форме, но одинаковые по сути вопросы – как вообще должны появляться новые церкви? В политическом же ключе акцент сместился с границ права местных иерархов на самостоятельные решения в вопросах независимости церквей, которые они представляют, на вопрос о границах власти Константинопольского патриарха.

Таким образом, всем православным церквям в вопросе о признании предложено теперь решать не просто судьбу УПЦ, а дать оценку действиям Константинопольского патриарха и устанавливать границы его полномочий. Именно этот вопрос и решали в Афинах на Архиерейском соборе Элладской православной церкви. Для церкви Греции этот вопрос имеет принципиальное значение, так как внутри самой ЭПЦ существует давний политический водораздел, который в чем-то напоминает украинский. Исторически сложилось, что митрополии Элладской православной церкви разделены на две неравных части. Высшая власть в церкви принадлежит архиерейскому собору, в который входят все митрополиты ЭПЦ. Всего их 81. Однако из 81-й епархии, которые они соответственно представляют, 30 епархий расположены географически на севере страны и на островах в Эгейском море и входят номинально в юрисдикцию Константинопольского патриархата. Это так называемые "новые епархии". Здесь Варфоломей обладает наиболее сильным влиянием, чем где-либо за пределами собственно Турции, в которой расположен Константинопольский патриархат. Таким образом, именно от этой части ЭПЦ и стоило ожидать наиболее лояльного отношения к действиям Варфоломея в Украине. Что, собственно, и произошло на соборе.

Однако есть еще остальные епархии, так называемые "старые епархии", которые не идут в фарватере Варфоломея настолько последовательно. И в этой части Элладской церкви существует сильная оппозиция Варфоломею. А, соответственно, и расширение его полномочий путем признания права создавать новые автокефальные церкви не приветствуется со стороны многих митрополитов. В работе Архиерейского собора приняли участие 69 иерархов, при этом, лишь 33 из них принимали участие в
заседании, посвященном украинскому вопросу. Естественно, что большая часть из них - это представители "новых епархий", лояльных Варфоломею. Предстоятель ЭПЦ архиепископ Афинский Иероним выступил с докладом "Информация об Автокефальной церкви Украины". В котором, соответственно, обосновывалось право Варфоломея на создание новой церкви. После чего было сделано заявление о том, что ЭПЦ признает право Константинопольского патриарха проводить политику в отношении украинской церкви по своему усмотрению. Это решение объявлено от имени иерархов, принявших участие в обсуждении, которые, как было сказано выше, являются меньшинством в сравнении с общим числом митрополитов ЭПЦ. Как признают и в ПЦУ, никаких голосований, которые позволили бы выявить позицию большинства иерархов, не принимавших участия в обсуждении, не проводилось. Таким образом, данное решение является явно половинчатым. И хотя формально является решением ЭПЦ, но таким, которое не отражает мнения большинства иерархов этой церкви.

По сути, произошедшее в Афинах на соборе не особо приближает ПЦУ к признанию всем мировым православием. Там, где есть влияние Константинопольского патриархата - там признают ПЦУ, а дальше - нет.

А вот что произошло точно, так это очередной повод для усиления латентного конфликта внутри самой ЭПЦ. Ряд митрополитов, представляющих "старую" часть церкви уже высказались с заявлениями о непризнании решений собора в украинском вопросе. Позицию недовольных исходом собора высказал митрополит Кифирский Серафим, который потребовал проведения отдельного собора для рассмотрения вопроса ПЦУ и принятия окончательного общего решения. Будет ли новый собор - и каким в таком случае будет окончательное решение, покажет время. Сейчас же очевидно, что как минимум половина митрополитов Элладской церкви готовы передать Варфоломею право решать подобные вопросы. А это означает, что эта половина признает УПЦ канонической автокефалией. Для решения вопроса о признании ПЦУ со стороны мирового православия остается убедить еще 12 церквей (не считая второй половины ЭПЦ). Другими словами, задача мирового признания ПЦУ ныне выполнена на 5%.

Таким образом, все же стоит признать, что пока ПЦУ не удается всерьез выйти за рамки, достигнутые в ходе избирательной компании Порошенко. Интересно, что сегодня Филарет, поясняя свое решение выйти из процесса создания ПЦУ, обосновывает свою позицию тем, что ПЦУ не имеет шансов получить мировое признание - и лишь порождает церковные конфликты, как внутри Украины, так и за ее пределами.


Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.
'; str += '
'; if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { str += '' } } str += '
' + '' + 'Результат' + '
' + '
'; $box.parent().find('.dem-loader').hide(); $box.html(str).data('vote', vote).find('#js-vote-fm' + vote.absnum).on('submit', function(event){ event.preventDefault(); var $form = $(this); var $box = $form.closest('.js-vote-box'); var option_absnum = $form.find('input[name="poll"]:checked').val() || 0; if (option_absnum > 0) { $box.parent().find('.dem-loader').show(); $form.prop('disabled', true); $.post(http_addr + lang + '/actions/vote', {vote:[{'absnum':$box.data('absnum') || 0, 'option_absnum': option_absnum}]}, function(data) { var data = typeof data == 'string' ? JSON.parse(data) : data; var done = false; if (data.vote.success) { var vote = data.vote.result; $box.data('vote', vote); set_options_done(vote.absnum, option_absnum); done = true; } else { if (data.vote.result.errno == 0) { done = true; } else { alert(data.vote.result.error); } $form.prop('disabled', false); } if (done) { var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); if ( done_votes.indexOf($box.data('vote').absnum) == -1) { done_votes.push($box.data('vote').absnum); $.cookie('done_votes', done_votes.join(','), {expires: 364, path: '/'}); } build_vote_results($box, $box.data('vote')); }else{ $box.parent().find('.dem-loader').hide(); } }); } else { alert('Выберите вариант ответа'); } }); } function set_options_done(vote, option){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); if ( typeof votes_options[vote] == 'undefined') { votes_options[vote] = option; $.cookie('votes_options', JSON.stringify(votes_options), {expires: 364, path: '/'}); } } function get_options_done(vote){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); return typeof votes_options[vote] != 'undefined' ? votes_options[vote] : 0; } function build_vote_results($box, vote) { // get date of creations tart var created = new Date(parseInt(vote.created) * 1000), created_day = created.getDate(), created_month = created.getMonth() + 1, created_year = created.getFullYear(), created_date; created_month < 10 ? '0' + created_month : created_month; created_day < 10 ? created_day = '0' + created_day : created_day; created_date = created_day + '.' + created_month + '.' + created_year; var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); var opt = get_options_done(vote.absnum); var str = '
' + vote.title + '
'; if (parseInt(vote.total_votes) == 0) { vote.total_votes = 1; } if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { var p = Math.ceil((parseInt(vote.options[i].votes)*100)/parseInt(vote.total_votes)); str += '
' + '
' + vote.options[i].title + '
' + '
' + '
' + ' ' + '
' + '
'; } } if (done_votes.indexOf(vote.absnum+'') != -1 || vote.is_ended) { }else{ str += ''; } str += '
'+created_date+'
'; $box.html(str); $box.parent().find('.dem-loader').hide(); // animation progressbar's $('.vote_fill').each(function () { var fillWidth = $(this).attr('data-width'); $(this).width(fillWidth); }); } if (!window.format) { window.format=function(b,a){if(!b||isNaN(+a))return a;var a=b.charAt(0)=="-"?-a:+a,j=a<0?a=-a:0,e=b.match(/[^\d\-\+#]/g),h=e&&e[e.length-1]||".",e=e&&e[1]&&e[0]||",",b=b.split(h),a=a.toFixed(b[1]&&b[1].length),a=+a+"",d=b[1]&&b[1].lastIndexOf("0"),c=a.split(".");if(!c[1]||c[1]&&c[1].length<=d)a=(+a).toFixed(d+1);d=b[0].split(e);b[0]=d.join("");var f=b[0]&&b[0].indexOf("0");if(f>-1)for(;c[0].length