Дешевые кредиты VS трудовая миграция. Удастся ли вернуть заробитчан финансированием бизнеса и стартапов
В Национальном банке предполагают, что к концу года мы получим около 11 миллиардов долларов от заробитчан. Многие называют переводы наших трудовых мигрантов спасательным жилетом для экономики. Но, если наши граждане не возвращаются в Украину с заработков, они только обогащают чужие страны. Президент Зеленский решил бороться с явлением трудовой миграции.
"Во время своей инаугурации я говорил, что нас украинцев во всем мире 65 миллионов, и вы очень нужны нашему государству, ваши знания, таланты и ментальные ценности. Мы очень хотим, чтобы вы вернулись домой, и мы также хотим, чтобы те, кто опустил руки, к сожалению, и планирует покинуть Украину, остались", - сказал он в видеообращении.
У Зе разработали новую государственную программу "Возвращайся и оставайся", которая предполагает дешевые кредиты под бизнес для украинских мигрантов. Программа заработает уже с 1 февраля 2020 года. А чтобы предотвратить утечку людей за границу, предлагают спонсировать стартапы от украинских илонов масков и цукербергов. На них планируют потратить 440 миллионов гривен.
Как поучаствовать в программах, и удастся ли при помощи них остановить трудовую миграцию?
Что предлагают тем, кто уже уехал
Каждому украинскому мигранту обещают выдать кредит в 1,5 миллиона гривен на пять лет. Для небольшого бизнеса с хотя бы двумя рабочими местами ставка составит 5% годовых. Для бизнеса с прибылью до 25 миллионов гривен - 7%. Но за каждого трудоустроенного работника она будет падать на 0,5%. Более крупный бизнес, который приносит до 50 миллионов, будет платить 9% в год.
Сейчас же украинских предпринимателей кредитируют в среднем под 20% годовых. В этот показатель заложены инфляция, учетная ставка Нацбанка и высокие риски банка.
Если говорить о льготных типа бизнеса, то Зе в пример приводил кафе, барбершопы. Премьер Алексей Гончарук расширил список: он привел в пример не только о микро-бизнес, но и о средний, в особенности тот, который производит добавленную стоимость. А это критически важно для экономики. Правительство готово инвестировать в энергетику, образование, здравоохранение, транспорт, производство, спорт, развлечения.
Участники должны будут презентовать свой бизнес-план, иметь хорошую кредитную репутацию. Программой может воспользоваться либо стартап, либо бизнес, который работает уже больше года. Также участнику придется проинвестировать хотя бы пятую часть собственных средств.
У экспертов разные взгляды на инициативу. Некоторые считают, что подобные ставки по кредитам будут в Украине и так уже через 3-5 лет, и торопиться не стоило. Другие же убеждены, что выгодные кредиты нам не "светят", и в инициативе видят некоторые проблемы.
Много аспектов новшества остается за кадром. Во-первых, неясно, сколько нужно проработать за границей, чтобы получить дешевый кредит. Неизвестно, что делать нелегалам, которых за границей существенное количество.
Во-вторых, непонятно, откуда у страны деньги на это кредитование. Предположим, что хотя бы каждый пятый заробитчанин проявит интерес к такой программе. Это по крайней мере 600 тысяч человек. Откуда Украина возьмет почти триллион гривен?
Если деньги на программу будут изыматься из бюджета, то инициатива ударит по гражданам, которые еще не уехали из страны, ведь именно они финансируют казну налогами. Финансы пойду на бизнес, а не, к примеру, на субсидии, которые ранее урезали. Нельзя забывать и то, что у Зе уже обещали давать фермерам выгодные кредиты под приобретение гектаров. Сможет ли обе программы потянуть дефицитный бюджет? Не факт. Вероятно, далеко не все кредиты будут выданы.
Также это может быть попытка обязать банки давать дешевые кредиты. Но банки имеют право игнорировать такие требования. Если же дешевые кредиты дадут государственные учреждения, то и без того существенная доля проблемных кредитов в них увеличится (особенно в "Приватбанке"). Кто покроет провальное кредитование, если идея провалится? Ответ прост: налогоплательщикам придется вновь вливать бюджетные деньги в финучреждения.
Алексей Кущ говорит, что можно было бы создать специальный фонд и пополнять его за счет прибыли НБУ (а это 40-50 млрд гривен в год). Также могли бы обьединить другие мелкие фонды, которые кредитуют малый бизнес за счет международных вливаний. Но есть вероятность, что деньги было бы разворованы. Кроме того, таким образом можно было бы покрыть лишь небольшую часть кредитов.
И третий, но не последний по важности вопрос. Почему решили кредитовать именно заробитчан? Ведь проще было бы убрать этот ограничитель, как и параметры в виде возраста бизнеса, количества рабочих мест. Если выделять одних только заробитчан, получается дискриминация разных групп бизнеса. Возможно, кредитировать в первую очередь стоило бы бизнес на подконтрольной части Донецкой и Луганской областей, в том числе в районе линии разграничения. На восстановление Донбасса кредиты можно было бы давать вообще по беспроцентным ставкам. Эффекта, во всяком случае, было бы больше, чем от барбершопов.
Деньги на идею "под ключ"
Один из стартаперов-ветеранов АТО рассказывает NEWSONE.ua о своем опыте привлечения государственных инвестиций под свой проет. Он говорит, что деньги привлечь почти невозможно, и система настроена агрессивно. Украинские банки не умеют работать со стартапами. Обычно они предлагают кредитные программы для бизнесов, которым уже больше года. Единственный вариант для предпринимателей - гранты, но собрать необходимые для участия документы трудно.
Вероятно, теперь ситуация может измениться. Исправить ее должен Украинский фонд стартапов, который уже работает с июля. Наконец решены организационные вопросы, создана конкурсная комиссия. Интересно, что запуск фонда - не заслуга Зе. Его создало его еще предыдущее правительство.
Деньги украинцам будут давать в виде грантов, так что государство не будет вмешиваться в работу новых компаний. Алексей Гончарук предполагает, что уже в декабре распределят 40 миллионов гривен, затем стартаперам будут выделять по 60 миллионов на квартал. То есть до середины 2021 года финансов должно хватить. Если же в 400 миллионов не уложатся, планируют добавить денег из следующего бюджета. Некоторую часть финансов хотят привлечь за счет иностранных инвестиций, венчурных фондов, бизнес-ангелов (бизнесмены, меняющие долг на инвестицию).
Если деньги выделяют под идею, то можно получить 25 тысяч долларов, если бизнес нужно расширить - 50 тысяч. То есть при желании можно приобщить почти 2 миллиона гривен. Кто-то говорит, что такая сумма неплохая даже по мировым меркам, и ее не удается получить на краудфандинговых платформах. Например, один из самых популярных украинских стартапов, iBlazr, вспышка для смартфонов, собрал меньше.
Но есть и мнение, что денег мало. Petcube, гаджет для дистанционного наблюдения за домашними животными, получил взносов на четверть миллиона долларов. Кроме того, вскоре украинские финтех-стартапы смогут выйти на рынок Японии, и тогда смогут получить гораздо больше.
Предусматривается, что участники потратятся на регистрацию прав интеллектуальной собственности, тестирование, подготовку бизнес-плана и рекламу. Прежде всего, фонд нацелен на развитие искусственного интеллекта, дополненной реальности, блокчейн, здравоохранения, путешествий, разработку программного обеспечения.
В целом, проект позитивен, так как финансирование может получить около 600-700 проектов, а страна получает несколько тысяч рабочих мест. У многих стартапов продукция имеет высокую добавленную стоимость, что особенно важно для Украины. Но, возможно, важнее было бы создать центры трансферта инноваций, чтобы многочисленные украинские стартапы можно было раскручивать и получать от них прибыль. Кроме того, стартапы в нашей стране не будут пользоваться спросом, пока не будет достаточно развит промышленные сектор. Он стагнирует, пока власти делают упор на услуги.
Экономист Михаил Кухар уверен, что идея все равно прекрасна. Эксперт подчеркивает, что благодаря фонду вырастет конкуренция и повысится занятость, даже если не все инициативы получат деньги (В США до инвестиций не доходит в 95% случаев). Он также считает, что должны быть созданы и другие фонды, которые бы боролись за финансирование стартапов. Украинский фонд, по его мнению, быстро получит прибыль.
Впрочем, экономический эксперт Олег Пендзин далеко не так позитивен.
"Вы когда-нибудь пробовали взять что-нибудь у государства? Если да, то знаете, насколько это сложно. Вас 220 раз перепроверят. Субсидии - это не деньги на стартап, но и их только в микроскоп не рассматривают. При этом вводят всяческие ограничения. Тут вам и машина до 5 лет, и доходы в декларации. Государство у нас - не добрая мама. Играть в азартные игры с ним небезопасно", - говорит Пендзин NEWSONE.ua.
Помогут ли инициативы победить миграцию
Вероятно, о развитии бизнеса вспомнили из-за падения рейтингов Зе. Оценки инициатив разные, но эксперты сходятся во мнении, что миграцию они остановить не способны.
Экономист Виктор Скаршевский говорит, что одних программ мало. Необходима комплексная борьба для возвращения работников. Олег Пендзин тоже убежден, что, просто создав подобные инициативы, вернуть людей и предупредить миграцию нельзя. По его мнению, украинцев волнуют другие вопросы, такие как качество жизни.
"Я пессимист. Для того, чтобы люди оставались в Украине, необходимо создавать рабочие места и платить достойную зарплату. Заниматься собственным бизнесом может ограниченное количество людей. Нужно для этого родиться бизнесменом. Вести бизнес в Украине непросто в силу сложностей с ФЛП, непонятностей с налоговым законодательством. Как пиар-ход инициативы понятны, но как реальные вещи, которые могут остановить утечку людей - вряд ли. Если посмотрим на среднюю зарплату у нас и в Польше, то у нас это 440 долларов, у поляков - 1 200. Кроме того, несопоставимы затраты на жизнь. В обеих странах почти одинаковые цены на продукты питания. О качестве жизни, медобслуживания, правоохранительной системы я вообще молчу", - говорит Пендзин.
Украинских специалистов ищут в польские отели и заведения общепита на зарплату от 1 тысячи евро. Сварщики получают в Польше 1-2 тысячи евро, простой упаковщик подарков на фабрике - тысячу. И это - без рисков при открытии бизнеса. В Германии же уже через месяц будет упрощено трудоустройство для украинцев, а зарплата там - от 1,5 тысяч евро. Новое законодательство разрабатывают и в Чехии. Так что грядет трудовой "бум".
Бизнесменов среди заробитчан мало. В основном это или низкоквалифицированный персонал на сезонных работах, или работники с высокой квалификацией, которых везде оторвут с руками и ногами. Им важны перспективы для личностного развития, и далеко не многие видят их в Украине.
А если и есть те, кто хотел бы начать бизнес, то в Польше кредит реально получить под 1% годовых. Чиновники всячески поддерживают тех, кто открывает бизнес и законы государства работают так, чтобы помогать предпринимателям. Что же касается стартапов, в Европе получить финансирование тоже гораздо проще: предпринимателя всему учат, вместе с ним составляют бизнес-план, и даже в случае неоднократных провалов от него не отворачиваются.
Проблема трудовой миграции актуальна не только для Украины. Из Польши еще в 80-х годах уехало огромное количество людей на самую низкооплачиваемую работу. Но многие вернулись, когда возможность получать хорошие деньги за труд появилась в их собственной стране. В Литве также за границу выехало около четверти граждан. С этим явлением можно бороться, но вряд ли одними только кредитами.
Украине нужно стимулировать бизнес внутри страны: снизить налоги, реформировать правоохранительную и судебную системы. Важно, чтобы открывались новые компании, приходили инвесторы. Кроме того, стоит поощрять жителей регионов зарабатывать в более обеспеченных населенных пунктах Украины, предоставить им гарантии и хорошие условия работы. Все это - системный процесс, и вполне реальный: темпы трудовой миграции уже замедляются, так как в Украине стремительно растут доходы.
В предлагаемой программе кредитирования пока слишком много подводных камней, чтобы говорить о предстоящем "буме" украинской экономики. Финансирование стартапов - на первый взгляд, эффективное и долгожданное решение, но судить о нем мы сможем только на этапе реализации. Но для решения проблемы трудовой миграции всего этого мало. Важнее системно повышать уровень жизни в стране, чтобы украинцы по возвращению в свою страну становились как минимум полноценным средним классом.
Анна Пешкова