Провал монетизации: почему реформа системы субсидий сломалась на первом этапе

Размещено: 31.01.2018
Провал монетизации: почему реформа системы субсидий сломалась на первом этапе

Спустя месяц после того, как вступил в силу новый механизм начисления льгот и субсидий за жилищно-коммунальные услуги, в правительстве поняли, что он работает неправильно. Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ выдвинуло претензии к Министерству финансов и потребовало навести порядок с субсидиями, потому что они оказались недоступными для объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД) и жилищно-строительных кооперативов (ЖСК).

Какой была система начисления субсидий?

До января 2018 года начисление субсидий проходило по долгой цепочке с использованием клиринговых расчетов. На уровне потребителя менялась только сумма в платежке. Но прежде чем субсидия фиксировалась в квитанции, она шла по пути взаимозачетов между государством и предприятиями. О живых деньгах речь не шла, а государство сокращало для предприятия-поставщика сумму налогов или других платежей. Кажется, что все просто, но взаимозачеты - это долгий путь переуступок одного предприятия другому и питательная среда для коррупции. Поэтому Украину готовили к монетизации субсидий, то есть к начислению их живыми деньгами.

Что изменили по инициативе Минфина?

8 ноября 2017 года Кабмин одобрил инициативу Минфина о первом этапе перехода к монетизации субсидий. Для этого внесли изменения в постановление Кабмина №256 от 2002 г. о порядке финансирования программ социальной защиты. С января клиринговую систему убрали на уровне расчетов по субсидиям с предприятиями-поставщиками.

Система должна работать следующим образом:

  • Местные органы власти не позднее 19 числа каждого месяца собирают данные о насчитанных льготах и субсидиях, получают информацию от предприятий-поставщиков об объемах потребленных энергоресурсов и услуг и составляют реестр сумм, которые подлежат перерасчету.
  • Реестр передают финансовым органам областных администраций и управлениям Госказначества в областях. Там реестр обобщают до 21 числа каждого месяца и передают в главные областные управления Госказначейства, а те передают их уже в Казначейство.
  • Казначейство обобщает реестры и в течение одного дня передает Минфину. Обобщенные реестры сумм льгот и субсидий - это основание для того, чтобы Казначейство пересчитало субвенцию из государственного в местные бюджеты.
  • Не позже 24 числа Казначейство пересчитывает субвенцию в местные департаменты финансов, а те в течение двух дней перечисляют деньги предприятиям-поставщикам.

Что важно: для получения денег участникам расчетов нужно открыть казначейские счета.

Это первый этап монетизации. На втором этапе нужно составить единый реестр получателей субсидий и провести верификацию, то есть идет подготовка к монетизации на уровне потребителей. На третьем этапе монетизация субсидий пройдет уже на уровне домохозяйств - то есть потребители, которые входят в систему субсидий, получат деньги, а не условную скидку в платежке. Когда вступит в силу третий этап - вопрос открытый. Министр социальной политики Андрей Рева говорил о том, что монетизировать льготы попробуют уже с 1 июля. Но на практике оказалось, что есть серьезные проблемы уже на первом этапе.

Читайте также: "Черные" зарплаты против пенсионного возраста: что закроет дыру в Пенсионном фонде"

Почему расчеты по субсидиям заблокированы?

Инициатива Минфина оказалась несовершенной - в ней нет места для ОСМД и ЖСК. В чем состоит коллизия. ОСМД и ЖСК - это не поставщики услуг. Это неприбыльные организации, а не предприятия. Но теперь они должны открыть казначейские счета с абонентским обслуживанием и на конкретные цели: водо, электро и газоотведение. Но спектр деятельности этих организаций шире, чем это описано в новом порядке компенсации субсидий.

По новой нормативке, ОСМД и ЖСК должны открыть счета как предприятия-поставщики услуг, куда не входят такие направления деятельности, как ремонт, уборка, дезинсекция и дератизация, техобслуживание инженерных систем и лифтов и ряд других. Содержание казначейского счета, составление реестров получателей субсидий - это дополнительные расходы и несвойственная функция, которая не прописана на законодательном уровне. Об администрировании и говорить не приходится: к одному общему расчетному счету, куда шли деньги и откуда они расходовались исходя из нужд ОСМД и ЖСК, теперь нужно добавить еще один - только для субсидий. Также главы ОСМД по всей стране подняли вопрос о том, что компенсация по субсидиям идет с существенной задержкой в несколько месяцев.

В результате первый этап монетизации можно считать проваленным, раз в нем не могут участвовать все получатели субсидий, а до 31 января, то есть до последнего дня, когда ОСМД проводят начисления за месяц, изменения в постановление не внесли.

Как предлагают решить проблему?

Минрегион провел совещание и передал протокол, где призвал учесть специфику работы ОСМД и ЖСК, отменить для них требование о целевом направлении средств, разобраться с верификацией получателей субсидий и реестрами, погасить долги по субсидиям перед ОСМД и ЖСК и детально описать порядок расчетов Казначейства. В Минфине в свою очередь подготовили письмо в Казначейство. Там предусмотрено, что ОСМД и ЖСК в порядке исключения разрешают пользоваться не казначейскими, а действующими банковскими счетами. Также там признают, что ОСМД и ЖСК не в состоянии вести реестры получателей субсидий. Пока изменение в нормативку не внесли, расчеты с ними будут идти по старой схеме.

Экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко констатирует, что первый этап монетизации - это провал:

"Год пиарились на монетизации субсидий и так обделаться. Кто-то же должен быть наказан. Нельзя монетизировать в таком объеме субсидии. И какая вообще это монетизация? Субсидия - это адресная помощь потребителю, а тут она дается предприятиям, чтобы они закрыли свои долги по энергоносителям и перед бюджетом. Все это подтверждает, что путь субсидий, покрывающий безудержный рост тарифов - это путь в никуда".

Читайте также: "Цена кредита МВФ: придется выбирать между интересами власти и финансовым цунами для страны"

Что будет со следующими этапами монетизации?

Алексей Кучеренко считает, что в условиях, когда монетизировать нужно 70 млрд грн, а именно такой объем субсидий предусмотрен на 2018 год, инфляционные и коррупционные риски слишком велики. Эксперт считает, что так провести монетизацию не удастся

Директор энергетических программ Центра мировой экономики и международной политики НАН Украины Валентин Землянский говорит, что второй и третий этапы монетизации субсидий формально могут быть приняты, но вопрос реализации будет открыт.

"С одной стороны, есть политическое давление Евросоюза и энергосообщества, которое требует принятия этих решений. С другой стороны, есть объективные реалии экономики, бюджета и потребителей, - объясняет эксперт. - Я сомневаюсь, что к лету успеют. Если еще на уровне поставщиков можно было понять экономическую логику происходящего, как это пойдет, то когда речь идет о монетизации минимум 5 млн домохозяйств… Кто этим будет заниматься? Это же дополнительные средства на администрирование, а если мы сюда еще добавим планы правительства по увеличению тарифа, то количество домохозяйств сильно возрастет. Так что, как ни крути, мы приходим к корректировке тарифов, нужен пересмотр условий взаимоотношений Украины с МВФ, европейским энергосообществом. Это болезненно, но другого выхода нет. Экономика не показывает рост, значит нет возможности для увеличения доходов домохозяйств. Поэтому можно до бесконечности увеличивать тарифы, но мы столкнемся с той же проблемой - отсутствием средств у населения, а следовательно, ростом объемов субсидий".

Анна Гончаренко