Слушать
Слушать

Рынок не поверил чиновникам: почему валюта стала дорожать

24.03.2017

Гривна снова ползет вниз – невзирая на уверения министра финансов о том, что "задержка транша от МВФ на курсе почти не скажется". Ну, если минус полтора процента за три дня – это "почти", мы с ним согласимся.

Гривна снова дешевеет. Несмотря на высказанный министром финансов Александром Данилюком 21 марта прогноз "Никак... Пара дней никак не повлияет", рынок ему не поверил. И уже к пятнице на межбанковском рынке уже были готовы покупать по 27,2 грн/доллар и даже дороже. Откуда такие перепады курсовых настроений? Просто совпали сразу несколько негативных факторов – к счастью, не слишком могучих.

Начнем с МВФ: там действительно захотели сделать новый расчет бюджетного дефицита, так как ситуация после решения о блокаде грузоперевозок и экономических отношений с ОРДЛО здорово меняет дело. Насколько здорово? Ну вот Укрстат утверждает, что в феврале 2017 года промышленное производство упало по сравнению с аналогичным месяцем 2016 года на 4,6%. Это – довольно ощутимо. И это – последствие начатой в конце января гражданскими активистами блокады грузоперевозок. Учитывая, что в феврале блокада носила очень мягкий характер, да еще и не сопровождалась блокированием экспорта с неконтролируемой территории, мы можем получить по итогам марта более существенное снижение промышленного производства. И как следствие – снижение поступления валютной выручки с мая.

"Отсыхание" производств, работавших в ОРДЛО, судя по предварительно опубликованным оценкам, приведет к тому, что вместо ожидавшегося по итогам 2017 года роста ВВП на 3% получится только плюс 1,9%. Разумеется, это негативно скажется на поступлениях в госбюджет и местные бюджеты – что и потребовал МВФ учесть при перерасчете показателей дефицита госбюджета на текущий год.

К сожалению, это не все последствия блокады – если ее таки реализуют в полной мере, то помимо сокращения доходов госбюджета ожидается еще и ухудшение по части внешней торговли. А именно – некоторое сокращение экспорта металлопродукции, изготовленной на неконтролируемой территории, а также появление новой статьи валютных расходов – на импорт угля вместо того, что перестали везти из ОРДЛО. Цена вопроса по поводу снижения экспорта пока внятно не озвучена – там много спекуляций и манипуляций. Попросту – вранья. А вот с ростом трат валюты в связи с необходимостью импорта антрацита более или менее ясно – минус 600 млн долларов минимум из внешнеторгового баланса.

Пока это все непосредственно еще не действует – есть только ожидания, что эти факторы начнут работать в полный рост позднее. Снижение экспортной выручки – примерно с апреля. Рост импорта антрацита – примерно с августа-сентября 2017 года, когда начнут формировать запасы топлива на ТЭС на зиму.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: САНКЦИИ ПРОТИВ РОСБАНКОВ: КАК ОНИ СКАЖУТСЯ НА КУРСЕ ГРИВНЫ

Но есть и причины снижения гривны, которые начали действовать – это отмена с 22 марта предварительного контроля импортных контрактов Нацбанком. Об этом решении стало известно несколько недель назад, рынок к нему готовился – к 22 марта на счетах банков было аккумулировано "лишних" 5 миллиардов гривен – что по нынешнему курсу равно дополнительному спросу на 170-180 млн долларов. Что и привело к разгону до 27,12/27,18 на 23 марта.

Грубо говоря, на рынке сейчас сказывается возвращение мелких импортеров, а именно они страдали от "предварительного контроля", их чаще отсекали по надуманным предлогам,

А хоть что-то работает на гривну? Хорошая новость состоит в том, что ответ на этот вопрос - положителен. Во-первых, НБУ сделал очень обнадеживающее заявление о том, что он в связи с ситуацией вокруг блокады и ввиду ее последствий для экономики готов приостановить лихорадочную скупку долларов на межбанковском рынке – чем занимался последний год более чем активно. Разумеется, постоянный спрос на валюту со стороны НБУ гнал курс гривны вниз на межбанке, что приводило к удорожанию долларов и других иностранных валют не только на межбанковском рынке, но и на наличном рынке тоже.

Это самая ожидаемая и позитивная новость из тех, что пока точно подтверждены.

Из менее очевидных и не вполне однозначных – сохранение надежд на позитивные тенденции на внешних рынках (высокие цены на товары украинского экспорта), а также сокращение затрат валюты на оплату энергоносителей для предприятий, работающих в ОРДЛО. Во что выльются эти тренды в реальности – еще не вполне ясно. Но они есть, что хорошо.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 2,5 МИЛЛИОНА ДОЛЛАРОВ В ДЕНЬ - АЛЬТЕРНАТИВА АНТРАЦИТУ ИЗ ОРДЛО

Еще одна хорошая новость – так называемая макрофинансовая помощь (на самом деле – дешевый кредит) от ЕС для украинского правительства поступит вне зависимости от графика рассмотрения украинского вопроса на совете директоров МВФ. Эти 600 млн долларов – хорошая новость, для курса гривны – в том числе.

Также позитивно то, что закончились закупки импортного газа Нафтогазом – что требовало несколько сотен миллионов долларов ежемесячно. Он вернется на рынок для пополнения запасов газа в подземных хранилищах разве что в июне, когда цены на газ в Европе сезонно снизятся.

То есть, наиболее вероятно на ближайшие недели раскачивание курса безналичного рынка в интервале 26,8-27,5 грн/доллар – в зависимости от новостей и реакции рынка на них.

Так или иначе, задержка четвертого транша от МВФ и блокада ОРДЛО на курсе скажутся, хотя надеемся – не слишком драматично.

Александр Крамаренко

Главред журнала "Деньги.Ua"

');/*]]>*/
Loading...