Слушать
Слушать

2,5 миллиона долларов в день - альтернатива антрациту из ОРДЛО

23.02.2017

Полстраны стали за последние полмесяца экспертами в углях марок А (антрацит) и Г (так называемые "газовые" угли), в энергетике и способах размежевания с временно оккупированными территориями. Я не эксперт в энергетике. Но цифры люблю. Поэтому начну с цифр. Это те самые цифры, которые лежат в открытом доступе, - что-то на сайте Укрэнерго, что-то на сайт Укрстата. Сопоставлять показания и интересоваться происходящим было безумно интересно.

Начнем. По озвученным нашими энергетиками данным, дефицитного антрацита, того, что нигде в Украине, кроме как на оккупированной территории, не добывается, отечественным электростанциям нужно около 30 тыс. тонн в сутки. Правда, энергетики говорят, что если рационализировать затраты электроэнергии, как-то извернуться, то они могут и 20 тыс. в сутки обойтись - на сайте Укрэнерго было видео, где представитель этой госкомпании именно это и утверждает. Пусть будет какая-то средняя цифра - 25 тыс. тонн в сутки. В переводе на железнодорожные составы получается 8 эшелонов в сутки. Если завозить кораблями из Южной Африки, к примеру, получается один корабль в три дня. Не фантастические объемы. При желании можно было организовать импорт.

Другое дело, что уголь типа А (тот, что у нас называют антрацитом) - это не слишком распространенный его вид. Но на нем работает чуть ли не половина украинских энергоблоков на тепловых электростанциях (ТЭС). Почему так нерационально? Ну, добывали в Донбассе антрацит, под него и были "заточены" котлы украинских ТЭС. Ну, кто же ожидал, что почти все антрацитовые шахты окажутся на оккупированной территории?

Сколько это по курсу

Что такое 25 тыс. тонн антрацита в сутки? Это что-то около 2,3 млн долларов в сутки на оплату импорта угля - если его покупать за границей и за валюту. Да, наши соседи-турки покупают сейчас уголь типа антрацита по цене что-то около 90 долларов за тонну. Ходят такие слухи, не обращая внимания на то, что в правительстве уверяют, будто на самом деле цена больше 110 долларов за тонну (3100 грн/тонна гуляла цифра).

Много или мало, 2,3 млн долларов в сутки? Это означает, что импортерам угля нужно покупать на межбанковском рынке около 70 млн долларов в месяц. Это много, конечно. Это неполные пара процентов месячного объема покупки валюты на межбанковском рынке. Это столько, сколько Нацбанк выкупает излишков с рынка за пару не самых урожайных дней. В общем - это примерно плюс 10-20 копеек к курсу гривны/доллар. Откровенно говоря, курс улетал на куда большие расстояния по значительно менее веским поводам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ "ЗРАДА" ИЛИ ТАРИФЫ ТАКИ ПЕРЕСМОТРЯТ

Не собираюсь оправдывать торговлю с ОРДЛО - есть достаточно аргументов против нее. Но мы там покупаем уголь за гривны. Реально - в обмен на продукцию украинских предприятий, а не за доллары или евро. Много ли нужно валюты на год, чтобы полностью перейти на закупки антрацита за рубежом? Что-то около 840 млн долларов за год. С точки зрения валютных трат вырисовывается ощутимая цифра. Но дело не только в ухудшении торгового баланса.

Итого для независимости

У энергонезависимости Украины есть три составляющие - газ, уголь и ядерное топливо. С первым Украина благополучно разобралась. Там было непросто, но и выбора в плане действий особого не было - импорт газа через соседей из ЕС. И не важно какого происхождения, по факту там получается газ- норвежского, российского или привезенный на европейские терминалы сжиженный природный из-за моря.
С углем ситуация тянулась долго, но под давлением блокирующих торговлю с террористами, похоже, таки будет принято системное решение. И покупка угля с оккупированной территории за гривны через какое-то время и на довольно долгий период сменится покупкой из Южной Африки, Австралии и т.д. за валюту. Цена вопроса - озвучена, минус 800 с лишним миллионов долларов к внешнеторговому балансу.

Можно ли снизить эту цену? Да, если продолжить делать то, что сейчас делается, например, на Змиевской ТЭС - там два "антрацитных" энергоблока в процессе плановой реконструкции переделывают под угли марки Г, которых Украина имеет в достаточном количестве. И которые, что крайне важно, имеются в избытке на мировом рынке, в отличие от мало где добываемого антрацита. В той же Польше, к примеру. Что дает большие возможности для ценовых маневров и покупки дешевле, чем довольно редкий антрацит.
Да, верно, если все энергоблоки переоборудовать под угли марки Г, то добываемых в Украине углей этого вида станет не хватать, но по крайней мере с ними нет таких проблем при импорте, как с антрацитом.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ НЕ БУДЕТ. И ЭТО К ЛУЧШЕМУ

Что характерно, обо всем этом, судя по происходящему, никто накануне зимы 2016/17 года и думать не собирался, Украину оставили, по крайней мере на последний год, висеть на крюке зависимости от поставок через линию фронта, которые могли оборваться в любой, самый подходящий для Москвы момент. Решения Совбеза по поводу энергонезависимости случались и в 2014 году, и годом позже - когда война уже шла вовсю и было понятно, что она надолго. Но в 2016 году, к примеру, импорт антрацита из альтернативных источников никто и не думал налаживать - его было ввезено в страну 933 тыс. тонн, из которых 566 тыс. т, то есть почти две трети - из РФ. Остальные поставки антрацита были в основном из Южно-Африканской Республики - 367 тыс. т.

И что интересно, африканский антрацит обошелся Украине по 62 доллара за тонну (открытые данные, Укрстат), тогда как российский антрацит - по 80,8 доллара за тонну (данные оттуда же). Не исключено, что поставки из РФ шли в конце года, когда мировые цены на этот вид угля подросли. Но факт есть факт. Впрочем, главное здесь даже не цена, а то, что две трети стратегически важного товара поставлялось из государства-агрессора, которое могло в любой момент остановить поставки - запустить блокаду со своей стороны.

И это еще не все. У нас в качестве основной альтернативы угольным энергоблокам ТЭС называют атомные станции (АЭС). Дескать, вот поднимем их долю в поставках энергии на рынок до 60-65% - и заживем. Увы, не все так радужно.

Послесловие от АЭС

Украина ежегодно закупает ядерного горючего примерно на 600 млн долларов. Ну и еще импортирует какие-то запасные части для ядерных реакторов. Но главное - все же закупки ядерного горючего. До недавнего времени практически полностью ядерное горючее на все четыре украинские АЭС поставлялись российским госконцерном ТВЭЛ. По итогам 2016 года, после многолетней программы замещения ядерного топлива, оказалось, что из РФ поступило ядерного горючего на 387 млн долларов из общего объема закупок в 549 млн долларов. Остальное ядерное горючее на сумму в 162 млн долларов поступило в Украину со шведского завода американской корпорации Westinghouse.

Атомные станции - это не тепловые в смысле автономности. Между прекращением поставок свежих тепловыделяющих сборок и вынужденной остановкой реакторов пройдет не менее 10-12 месяцев, а то и поболее. Вот только быстро заменить одного поставщика на другого не удастся - скажем, до нынешнего уровня замещения Украина шла больше 10 лет. Правда, тогда нас война в спину не толкала - этот фактор ускорения технического прогресса включился три года назад.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "МИНИМАЛКА" ПРОТИВ "КОНВЕРТОВ": СТУЧАТЬ НА РАБОТОДАТЕЛЯ БУДУТ ХОРОМ

К чему это все - если не начать работать над реальной энергонезависимостью, антрацитовый кризис покажется детским лепетом по сравнению с ядерным. Пока что РФ вынуждена аккуратнейшим образом выполнять свои обязательства перед Украиной по поставкам ядерного горючего. Потому что у них на кону контракты в Венгрии, Финляндии и, возможно, в других странах. Но если коммерческий интерес отступит в Москве перед острым желанием "устроить холодомор", то ход дальнейших событий предсказать не возьмется самый смелый эксперт.

Александр Крамаренко,

Главред журнала "Деньги.Ua"

Loading...