Прямой эфир

Рынки, подземка, благоустройство и дороги. Как устроены схемы, на которых обогащаются Кернес и его окружение

  • Telegram
Размещено: 16.09.2020
Схемы обогащения Кернеса. Фото: 112.ua

За фасадом приличного здания часто скрываются загаженные трущобы. Яркий пример – Харьков, прогрессивный в прошлом промышленный город, который за годы управления одиозным мэром Геннадием Кернесом превратился в торговый "Шанхай".

С помощью фиктивных фирм-"прокладок" Кернес и его ближайшее окружение без особого стеснения обогащаются на всем: от ремонта по завышенным ценам дорог до покупки по безумным ценам мусорных урн и половых тряпок. Связанные с этим громкие скандалы все чаще просачиваются в новостную повестку и становятся предметом расследования правоохранительными органами.

Базарная империя

На фоне отсутствия заметных достижений в последнее время Харьков чаще всего упоминается в контексте скандалов, связанных с одиозным мэром Геннадием Адольфовичем Кернесом.

По суммарной площади, отведенной под торговлю на рынках, Харьков - лидер среди всех украинских городов. При этом в городе нет ни одного коммунального предприятия, которому принадлежали бы права на управление торговыми площадками. Почти все торговые площадки города управляются мэром города Геннадием Кернесом.

Предприятия, собирающие деньги за аренду с площадок, оформлены на лиц из ближайшего окружения Кернеса. Сбором арендной платы в частности занимаются сын и жена харьковского мэра: Гайсинские Родион Геннадиевич и Оксана Юрьевна. Также сын ближайшего соратника мэра – депутат городского совета от "ручной партии" Кернеса "Возрождение" Медведев Юрий Игоревич, который управляет одним из старейших Харьковских рынков "Центральный" ("Благовещенский"). Деньги обналичиваются.

ФОП, на адрес которых они перечисляются, снимают их с банковских счетов, в том числе "для выплат заработных плат сотрудникам". При этом в их штате нет ни одного наемного работника. Денежные средства в банках получают по доверенностям приближенные к руководству бухгалтеры, которые передают их курьерам. Те, в свою очередь, доставляют деньги заказчикам налички от Кернеса. В связи с отсутствием возможности проконтролировать настоящие обороты этих "предприятий" ГФС получает от них налоговые отчеты, в которых истинные масштабы деятельности занижаются в десятки раз. Кроме средств, зашитых в статье "оплаты за услуги", предприятия и ФОП из кернесовской орбиты проводят операции по переводу денежных средств с назначением "финансовая помощь" и "пополнение собственного счета".

В прошлом году только четыре компании ("Солли Торговая площадка № 1", "Тракторозаводской рынок Торговая площадка № 4", "Магнит Плюс", "Компания "Везер") обналичили совокупно более 80 млн грн. Наличные сняли в харьковских "Укргазбанке" и "РайффазенБанкАваль", после чего деньги доставлялись, скорее всего, в помещения в отеле "Националь" на проспекте Науки, 21.

Масштабы схемы впечатляют – в ней задействовано около 140 подобных субъектов хозяйствования. Официально бенефициар, один из ближайших соратников Кернеса депутат Медведев, декларирует более чем скромные доходы. Вся его семейная недвижимость записана на жену Наталью.

В Харькове это квартира на 68 квадратов, недостроенный дом на 661 квадрат и три земельных участка общей площадью почти 3 тыс. квадратов. В Старом Салтове Волчанского района у нее еще участок на 1,2 тыс. квадратов и садовый дом на 215 квадратов.

Медведев владеет Toyota Camry 2018 года выпуска за миллион гривен, его жена в прошлом году купила новый автомобиль Lexus ES 250 за 1,76 млн. Депутат горсовета указал наличие корпоративных прав в 18 предприятиях, в которых он преимущественно является конечным бенефициаром. При этом наличными Медведев задекларировал 350 тыс. долл. и 3,7 млн грн. Его жена - 123 тыс. долл. и 180 тыс. грн.

О благе предпринимателей, на которых они обогащаются, ни сам Кернес, ни его приближенные особенно не заботятся. Люди жалуются на плохие условия работы и огромные поборы. В частности их склоняют к заключению "эксклюзивных договоров" на аренду торгового места. Внушительные суммы нужно оплачивать либо сразу, либо в рассрочку в течение года. Например, на том же "Центральном" стоимость "эксклюзивного" места на 6 кв. м без электричества стоит 90 тыс. грн. С рассрочкой на год стоимость такого "эксклюзива" увеличивается в полтора раза. Плата взимается за подключение электроприборов, рекламу, парковку и даже за въезд на территорию рынка.

Нередко выписывают и штрафы, в том числе за задержку с оплатой аренды, которая постоянно повышается. При этом территорию не убирают, нормальных подъездных путей нет: товары приходится таскать в павильон с дороги.

Одним из самых медийных поводов стала война за рынок "Барабашово", который остается единственным независимым от Кернеса и Ко торговым форпостом.

В феврале на почве попыток установить контроль за рынком "кернесовскими" произошли жесткие столкновения с участием в общей сложности около 100 человек. У входной арки были выставлены "ежи". В ход пошли резиновые дубинки, пиротехника, баллончики со слезоточивым газом и травматические пистолеты. Остановила драку полиция. Не обошлось без визита Кернеса, с желанием которого контролировать всю торговлю в городе напрямую связаны происходившие события.

Полиция Харькова. Фото: 112.ua

Мэр добивается строительства дороги, которая будет пролегать по территории, на которой расположены сооружения рынка. Объекты постоянно пытаются снести, несмотря на то, что суд по расторжению договора аренды земельного участка был проигран.

Громкий скандал случился и из-за Covid-19. Мэрия закрыла на карантин только "Барабашово", тогда как другие рынки и торговые точки, которые связывают с людьми из близкого окружения Кернеса, продолжили работать. Вышел резонансный скандал.

Как Кернес и Ко зарабатывают на подземке

Не последнее место в схемах обогащения мэра и его приближенных занимает "Харьковский метрополитен". Деятельность этого коммунального предприятия в связи с угрозой распространения Covid-19 Кернес также категорически отказывался приостановить. До 2009 года услуги по уборке, ремонту подвижного состава, ремонту эскалаторов выполнялись собственными силами метрополитена. Затем их выполнение доверили трем фирмам, в штат которых перевели и тех работников подземки, которые отвечали за выполнение работ.

Речь о фирмах, которые создавались людьми из окружения директора Сергея Мусеева, бывшего главы администрации Холодногорского района, депутата Харьковского горсовета. Два года назад СБУ обвинило его в сотрудничестве с ФСБ. Имея доступ к государственной тайне, он собирал и передавал информацию российским кураторам. Задержать его не удалось – Мусеев сбежал в Россию. Несмотря на это, должность главы Холодногорской РГА сохранялась за ним до января 2019 года.

Фирмы, которые создавались при непосредственном участии его сына Максима ("Ваго-рев", ПСМП-753, "Системы прогрессивной очистки"), до сих пор остаются главными подрядными организациями харьковской подземки. По данным Smida, среди акционеров этой компании есть и известный бизнесмен Александр Лившиц из Кривого Рога, также Ирина Перова из Харькова. СМИ утверждают, что Перова прописана в квартире Аллы Добкиной – дочери близкого соратника Кернеса нардепа Михаила Добкина. Ежегодно на счета трех фирм коммунальный "Харьковский метрополитен" перечисляет сотни миллионов гривен. За три года сумма составила 3 млрд грн.

За прошлый год на счет "Харьковского метрополитена" из бюджетов разных уровней поступило около 2 млрд грн. Одной только "Ваго-рев" перечислили около 360 млн грн, из которых почти треть суммы обналичили путем проведения сомнительных закупок. В этом году финансовая схема не изменилась: на 1 сентября из бюджета на счета "Ваго-рев" перечислили уже 675 млн грн.

Услуги, предоставляемые подрядчиком, выполняются либо некачественно, либо не выполняются вообще. Компания уже попадала в поле зрения правоохранителей. Ее подозревают в получении средств за проведение фиктивных ремонтов подвижного состава "Харьковский метрополитен". Предметом внимания стало соглашение на 724 млн грн, заключенное в 2016 году. В связи с этим делом в 2018 году были арестованы банковские счета "Ваго-рев", но в 2019 году арест сняли. Суд избрал меру пресечения экс-директору "Ваго-рев" Геннадию Долженку.

Харьковский метрополитен. Фото: 112.ua

"Системы прогрессивной очистки" специализируются в частности на содержании жилых помещений и придомовых территорий Харькова, санитарной обработке помещений Харьковского метрополитена, что приобрело небывалую актуальность в связи с пандемией коронавируса. Это тоже источник обогащения и отмывания средств Кернеса и его окружения.

"Системы прогрессивной очистки" работают с сомнительными коммерческими структурами, имеющими признаки фиктивных. Среди них фигурируют те же "прокладки", с помощью которых отмывает деньги и "Ваго-рев". В этом году участниками схемы стали новые прокладки: "Этшер Голд", "Торговая компания "Дионис", "Степ Вей", "Торгопт-Сатурн".

В поле зрения правоохранительных органов попали все три главных подрядчика "Харьковского метрополитена" - проверка на предмет растраты ими средств города еще не завершена.

Не только правоохранительные органы фиксировали нарушения в работе харьковской подземки. Государственная аудиторская служба после проведения аудита пришла к выводу, что за период с 1 января 2016 года по 28 февраля 2019 года КП в 4 раза занизило доходы от рекламной деятельности. За 2019 год предприятие получило доход всего 20,14 млн грн от предоставления в аренду рекламных площадей вместо 80-90 млн грн в год. Если сравнивать с аналогичными закупками днепровского и киевского метрополитена, харьковский закупает товары, услуги и работы по значительно завышенным ценам. В частности рельсы Р-50 были куплены на 60-70% дороже, чем подземками в Киеве и Днепре. Ежегодно на закупках "Харьковский метрополитен" теряет 7-8 млн грн.

Официальный убыток "Харьковского метрополитена" при этом за первое полугодие 2020 года составил 210,4 млн грн. За первое полугодие 2019 года – 54,1 млн грн. При этом у метрополитена не хватает денег на выплату зарплат штатным сотрудникам.

Кернес и его окружение нашли даже способ заработать на продаже единого электронного билета, который продается в метрополитене. Средства от продаж перечисляются компании "Платежный центр", которой ранее владел "Феникс-Капитал" Кернеса и его заместителя Игоря Терехова. В рамках договора платежный центр в течение 10 лет получает отчисления от каждой поездки в метро, трамвае, троллейбусе – 6,5% от стоимости поездки.

Барыши на жилищном хозяйстве и фиктивных ремонтах

Кернес и представители его окружения не гнушаются и заработками в сфере ЖКХ.

Большинство ремонтов в городе выполняет "Харьковское ремонтно-строительное предприятие". За прошлый год его финансирование составило 200 млн грн. Коммунальное предприятие также выбирает в подрядчики фирмы, подконтрольные тем или иным лицам из круга приближенных к Кернесу. В прошлом году "Харьковстартстрой", "СК ДМ", "Будпромсистема" освоили более 30 млн грн средств, выделенных ХРСП. Расхищается не менее трети средств выделяемых на финансирование работ: ремонты проводятся только на бумаге. Для их выполнения ХРСП нанимает подрядчиков, в штате числится не более трех-четырех сотрудников, что, конечно же, недостаточно для полноценного выполнения ремонтных работ. Они передают заказ далее по цепочке.

Подобные схемы также не остались незамеченными правоохранителями. В отношении директора Департамента городского хозяйства Харькова Романа Нехорошкова и его заместителя Александра Лемента 20 января возбудили уголовное дело. Их подозревают в том, что они, находясь в преступном сговоре с директором "ФИРМА АСТРЕЯ" Романом Скрипниченко и собственником фирмы Андреем Артеменко, нажились на завышении стоимости работ и комплектующих на разных объектах. Сумма убытков оценивается в 1,8 млн грн. В ближайшее время дело будет передано в суд. И это не единственное уголовное деяние, которое расследуется правоохранителями в отношении чиновников Кернеса.

В СМИ описаны десятки примеров злоупотреблений со стороны Департамента жилого хозяйства горадминистрации.

В июле Департамент оплатил ЧП "ХарьковСтартСтрой" ремонтно-реставрационные работы в жилом доме, который является памятником архитектуры, на сумму 290 тыс. грн. На одни только окна из металлопластика потратили половину этой суммы, хотя установить их можно было в три раза дешевле.

"Харьковзеленбуд" заказал у "МК Генком Сити" декоративную конструкцию с элементами иллюминации почти за 7 млн грн. Вместо сборного металлического каркаса со светодиодными приборами можно было купить шесть аппаратов искусственной вентиляции легких экспертного класса европейского производителя, три автомобиля скорой помощи или пожарное авто.

Также "Харьковзеленбуд" заказал у ФОП Алены Щербак 350 металлических урн для мусора и 100 крышек для них на миллион гривен. Урны обошлись в три раза дороже, чем от "Завода Фрунзе".

Коммунальщики Кернеса были замечены и в покупке бордюров с двойной переплатой. По завышенным ценам были закуплены материалы для ремонта набережной.

Немало шума наделала история с реконструкцией парка Победы, на закупку материалов для которой малоизвестной "Укрреставрации" выделили 150 млн грн. Для асфальтирования дорожек закупили смесь по цене в полтора раза выше, чем у конкурентов, щебень – в три раза, песок – в два раза дороже. Одна только переплата на песке соизмерима с ремонтом районной больницы в Тростянецком районе. Лавочки в парке, опоры для освещения, урны - все заказали по завышенной стоимости, так что ремонт стоит 3 тыс. долл.

Реконструированный парк Победы в Харькове . Фото: 112.ua

На реконструкцию парка Шевченко, вызвавшую недовольство горожан, у Кернеса потратили 700 млн грн бюджетных средств. 400 млн грн планируется направить на реконструкцию зоопарка, на которую уже потрачено 1,5 млрд грн. При этом средств на доплату медработникам, которые работают с коронавирусом, нет.

Хищение средств на строительстве и ремонте дорог

Было бы странно, если бы предприимчивые Кернес и Ко оставили без внимания такую сладкую статью доходов, как дорожное строительство. Основным механизмом расхищения средств остается завышение объемов фактически выполненных ремонтных и капитальных работ. Кроме этого, практикуются списания битума и щебня. Конвертацию безналичных средств в наличные осуществляет фирма "Альянс энерго трейд".

Отдельное место в схемах заработка на махинациях с улично-дорожной сетью занимает "Паркинг +", которой только в прошлом году перечислили 240 млн грн. Значительную часть средств обналичили через "прокладки". Для понимания размаха схемы: на содержание и текущий ремонт улично-дорожной сети у Кернеса уже потратили почти 1,2 млрд грн.

"Паркинг +" до перехода на должность директора Департамента строительства и дорожного хозяйства Харьковского горсовета возглавлял Владимир Чумаков, известный как человек ближайшего окружения Геннадия Кернеса. Департамент он возглавляет уже 10 лет. В июле Чумаков попал в громкий скандал, так как не внес в декларацию испанскую фирму по сдаче в аренду недвижимости, которая принадлежит его жене и дочери. В июне 2019 года в Испании семья Чумаковых купила дом за 16,39 млн грн. Им также принадлежат 27 соток земли.

Основным источником дохода Чумаковы указывают дивиденды и зарплату в чешской фирме Prof Materials. За прошлый год они заработали менее 5 млн грн. Согласитесь, довольно скромные доходы на фоне их трат. Кроме того, в 2016 году Ольга Чумакова за 2,52 млн грн приобрела Porsche Cayenne 2016 года выпуска. Год спустя Владимир Чумаков обзавелся Mercedes-Benz GLS 350 D4 Matic также 2016 года выпуска.

Чешские фирмы, совладельцами которых являются жена и дочь Чумакова, поставляют в Украину в частности трубы. Причем покупают их фирмы, получающие подряды на выполнение работ от департамента, возглавляемого Чумаковым. Сами фирмы не являются производителями – только "прокладками", с помощью которых "накручивается" цена на товары.

Игорь Смолов

Источник: 112.ua

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.