Ракетный скандал в Гособоронзаказе-2020: почему КБ "Луч" отказалось от госгарантий
Ракетный скандал в Гособоронзаказе-2020 - почему КБ "Луч" отказалось от госгарантий и как устранить угрозу "Вільхе" и "Нептуну"?
На СНБО во вторник, 18 февраля, утвердили Гособоронзаказ, сегодня, 20 февраля, будет пресс-конференция министра обороны по ракетному скандалу, а сам ГОЗ рассмотрит комитет по обороне Верховной Рады.
Во вторник я написал статью об угрозе срыва ракетной программы Украины - производства ракет "Вільха" и "Нептун".
Министерство обороны в тот же вечер выступило с полным опровержением данной информации. (Спойлер: министерство не проконсультировалось с производителем и не владеет информацией в полном объеме, поэтому вмешательство парламентского комитета необходимо).
В общем, за информацией я решил обратиться к источникам, близким к самому производителю - КБ "Луч" и концерну "Укроборонпром", в состав которого входит предприятие.
Для начала справка. КБ "Луч" - это единственное предприятие оборонно-промышленного комплекса Украины, которое серийно выпускает новое оружие на экспорт. Единственное, которое осуществляет замкнутый цикл производства.
Луч осуществляет производство противотанковых ракетных комплексов "Стугна" и "Корсар", 300 мм корректируемых реактивных снарядов "Вільха" и противокорабельного ракетного комплекса "Нептун". "Вільха" и "Нептун" выводят Украину в десятку ведущих государств-производителей ракетного оружия.
Первая партия "Вільхи", по данным Цензор.Нет, уже поставлена в войска - это страшное оружие, которое на дальности в 70 км доставляет мощную осколочно-фугасную боевую часть в 250 кг с точностью плюс-минус 20 метров. В одном залпе одной установки "Смерч" - 12 таких ракет. Российские войска можно было бы выжигать в случае вторжения с безопасных расстояний. "Нептун" же вообще уникален - ведь у нас нет никаких эффективных средств поражения маневрирующих морских целей. В этом году "Нептун" должен пройти государственные испытания, и российские корабли можно будет топить с дистанции в 100 км.
Итак, почему возникло столкновение Минобороны, Луча и Укроборонпрома по ракетной программе Украины?
1. На разработку, подготовку производства и выпуск первой партии серийных ракет "Вільха" с 2015-го по 2020-й Украина потратила около 3 миллиардов гривен. На разработку и подготовку производства ракет "Нептун" потратили около 1,5 миллиарда гривен. Теперь Украина должна выделить средства на завершение цикла разработки "Нептуна" и закупку первого дивизиона и закупку большой серии "Вільхи", чтобы загрузить госудрственные заводы и чтобы они работали.
2. Министерство обороны выделило средства на закупку "Нептуна" и "Вільхи" - но изменило порядок финансирования. Если раньше все ракетные проекты финансировались прямой строкой бюджета, то теперь министерство выделил Лучу под ракеты кредиты под государственные гарантии. Но КБ "Луч" отказалось принимать государственные гарантии как форму оплаты. Как сообщил источник Цензор.Нет на предприятии: "Самый простой способ финансировать госзакупки - прямо из бюджета. Гарантии - это очень сложная для Украины схема. За гарантии кто-то постоянно или сидит или срывает контракты, число контролеров увеличивается, все риски ложатся на предприятие. Ракетная программа всегда была приоритетом, ее нельзя переводить на госгарантии. Это огромный риск загнать предприятие в долги, разорить как разорили ХКБМ, и потом приватизировать или просто развалить. Нам и в прошлые годы хотели навязать госгарантии, но СНБО и комитет Рады всегда становились на нашу сторону. Бюджет всегда решают без нас, с нами никогда не советуются, и прямое финансирование пытаются выбить для тех, кто лучше умеет лоббировать. Луч не умеет лоббировать, мы умеем строить уникальные в мире ракеты, которые должны надежно защитить Украину. Трудно понять, почему ракетную программу уже не считают приоритетной. Мы еще в ноябре 2019-го направили письмо в департамент разработок и вооружения Минобороны, где изложили всю проблематику. Поймите, от нас зависят еще более 10 предприятий-смежников Укроборонпрома и Минэкономики, мы не можем все рисковать. КБ "Луч" не будет брать госгарантии по существующей схеме, нам необходимо прямое финансирование, это не прихоть, это единственно возможная схема работы. Пусть само Минобороны подписывает все подряды и несет ответственность перед банком. Мы в такие игры не играем. Государство потратило миллиарды, мы все должны быть заинтересованы вооружить нашу страну, без всяких сбоев, системно. Мы должны обеспечить загрузку Павлоградского химического завода. Рассчитываем на поддержку комитета по обороне.
3. Оказывается, распорядителем бюджета закупок является Министерство обороны Украины. Министерство экономики составляет Гособоронзаказ, СНБО утверждает. Но при этом главный производитель военной техники - концерн "Укроборонпром" и его предприятия, до сих пор не ознакомлены с планом закупок! То есть конец февраля, а оборонной промышленности даже не сообщили, что и как она будет выпускать. Спланировать и увязать финансовые планы и производственные как обычно невозможно. Нормальной координации при планировании не обеспечили.
4. Вместо принятия трехлетнего плана развития оборонной промышленности, снова принимается куцый одногодичный, а фактически - полугодичный план, в котором есть чьи-то "хотелки". Это значит, что нормальное планирование производства будет невозможно. Никаких качественных изменений не произошло. Гособоронзаказ вступит в силу в начале марта, деньги придут еще позже, осваивать их гораздо сложней, и долгосрочные программы понесут большие потери, ведь под производство ракет нужно стабильное финансирование.
5. Ожидается, что сегодня Минобороны озвучит примерные цифры, насколько увеличены расходы на "Нептуны" и "Вільху". И это хорошо. Но надеюсь, что народные депутаты пригласят на заседание и генерального конструктора Луча Олега Коростелева. Если Минобороны не пойдет навстречу Лучу в вопросе госгарантий - ракетная программа будет сорвана. Минобороны сейчас, по данным источников, рассматривает вариант выделения прямого госфинансирования в сочетании с госгарантиями. Но если компромисс не будет достигнут по вопросу финансирования - Луч не возьмет этот заказ. Надеюсь, комитет Рады профессионально разберется в проблеме. Есть кого на госгарантии переводить - "бронеавтобусы-козаки", польские "Онциллы" - двойники наших "Дозоров", например. У них явно никаких проблем не будет.
6. Скандал вокруг ракетной программы еще раз показал, что государству остро необходимо специальное Агентство по вопросам оборонной политики и ОПК, которое должно готовить Гособоронзаказ. Центров управления много - а комплексные решения принимать некому. Минобороны с Укроборонпромом совместно не занимаются планированием, это заказчик. Также самостоятельным центром влияния выступает Давид Арахамия - куратор Минобороны. Минэкономики равнодушно смотрит на проблемы подчиненного ему Павлоградского химического завода и боится влезать в военные вопросы вообще, выполняет в ГОЗе протокольные функции. СНБО и Офис президента очень активно переживают за дело, влияют всеми силами, но не имеет полномочий и аппарата. Укроборонпром - лишняя надстройка и субъект хозяйственной деятельности, который министерства не воспринимают и не считаются с ним. Президент положился на то, что все эти органы как-то самоорганизуются, и не интересуется серьезно этими вопросами вообще. Премьер-министр просто штампует что ему приносят по теме. А независимого уполномоченного органа, который бы осуществлял профессиональное планирование развития оборонной промышленности, который бы программировал ее развитие, - у нас нет. И Гособоронзаказ-2020, который так поздно принимается и с такими проблемами, служит ярким примером отсутствия координации среди указанных ведомств. Так увлеклись дележкой денег, что позабыли ключевых людей - тех, кто производит самые главные виды вооружения. Надеюсь, выводы будут сделаны.
Игорь Копытин, Сергей Рахманин, Юрий Мисягин
Источник: Facebook
Источник: newsone.ua
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.