Как реально выполняется перемирие и сколько оно продержится без политических шагов
С 27 июля вступило в силу новое соглашение о перемирии на Донбассе. Впервые за всю историю подобных соглашений оно было обставлено беспрецедентными запретами и мерами контроля.
Процедура мирного процесса была подробно расписана в Минских соглашениях. Они были подписаны более пяти лет назад и одобрены президентами четырех стран и Советом безопасности ООН.
Первая неделя перемирия. Что стало понятно
В первый день остановки огня наблюдатели ОБСЕ насчитали 111 нарушений - более 90 очередей и двадцати взрывов.
Правда, Украина и сепаратисты сделали вид, что ничего не произошло - Киев заявил о трех нарушениях, а "ДНР-ЛНР" не заметили их вовсе.
Последний отчет ОБСЕ увидел свет 1 августа - он охватывает период до 31 июля включительно. Там говорится, что всего нарушений с момента объявления перемирия насчитали 225.
То есть динамика такая: 45 нарушений в сутки - за пять дней с 27 по 31 июля. Но это в среднем. Примерно половина из них была в первый день перемирия. Остальные - в другие четыре дня. Другими словами, интенсивность обстрелов с понедельника по пятницу снизилась.
Как видно из опубликованной ОБСЕ графики, средний показатель обстрелов за последние 30 дней - более четырехсот в сутки. То есть за пять дней перемирия он снизился более чем в 8 раз.
В Украине же рисуют более радужную картину. В штабе ООС вчера заявили, что за минувшую неделю было всего 14 неприцельных выстрелов со стороны "вооруженных формирований Российской Федерации" - мол, чтобы спровоцировать Украину на ответные обстрелы и обвинить ее в срыве перемирия.
"Украинские воины, в течение недели, на провокации не реагировали. В течение последних семи дней на участках ответственности подавляющего большинства подразделений нарушений режима прекращения огня не было", - говорится в заявлении штаба ООС.
В "ДНР" 31 июля заявили только об одном инциденте нарушения перемирия - обстреле позиций сепаратистов в районе поселка Яковлевка. В другие дни огня не зафиксировали.
"ЛНР" заявили, что в последний день июля на их позиции сбросили несколько гранат с украинского квадрокоптера, двое солдат получили ранения. Также за 29-30 июля сепаратисты заявили о трех обстрелах в районе Новотошковского-Голубовского.
То есть опять видна тенденция на сокрытие фактов нарушений: если ОБСЕ фиксирует десятки обстрелов и взрывов каждый день, то ВСУ и сепаратисты говорят о единичных случаях. Значит, есть политическая воля поддерживать если не само перемирие, то его иллюзию. И хотя обстрелов стало действительно меньше - они все равно есть.
Чем отличается новое перемирие
Согласно договоренностям о нынешнем перемирии, теперь полностью запрещено вести разведку, осуществлять диверсии, запускать дроны, удерживать позиции в "серой" зоне, вести снайперский огонь.
Для контроля режима прекращения огня на передовую прибыли специальные офицеры с опытом миротворческих миссий. Все запреты были зафиксированы приказами командующих - ООС и "народной милиции "ДНР/ЛНР".
Это должно было произойти 5 лет назад
Отметим, что полное прекращение огня уже было предусмотрено раньше, в обоих минских соглашениях. В первом соглашении ("Минск-1"), которое было подписано 15 сентября 2014 года, в первом и третьем пунктах постулировались общий запрет на применение всех видов оружия и запрет на ведение наступательных операций:
Во втором минском соглашении, подписанном через пять месяцев, была конкретизирована дата прекращения огня – ею было названо 15 февраля 2015 года:
Получается, что сторонам конфликта потребовалось более пяти лет, чтобы, наконец, выполнить лишь первые пункты своих договоренностей.
О чем был "Минск-1"
Напомним, что масштабные военные действия на Донбассе были остановлены двумя документами, подписанными в Минске. Первое соглашение о прекращении огня на Донбассе было подписано 19 сентября 2014 года. Документ официально опубликовала Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), чей представитель Хайди Тальявини поставил первую подпись в соглашении.
Документ назывался "Меморандум" и содержал девять пунктов.
Основные из них следующие:
1. Прекращение применения оружия считается общим.
2. Остановка подразделений и воинских формирований сторон на линии их соприкосновения по состоянию на 19 сентября.
3. Запрет на применение всех видов оружия и ведение наступательных действий.
4. В течение суток с момента принятия данного меморандума отвод средств поражения калибром свыше 100 миллиметров от линии соприкосновения на расстояния не менее 15 километров с каждой стороны:
Меморандум тогда подписали Посол ОБСЕ Хайди Тальявини, представитель Украины Леонид Кучма, посол России в Украине Михаил Зурабов и представители "ДНР" и "ЛНР" Александр Захарченко и Игорь Плотницкий.
Подписание меморандума дало Украине передышку после поражения в иловайском котле. Со временем бои возобновились с новой силой. Особенно ожесточенными они были под Дебальцево и под аэропортом Донецка. То есть, фактически, выполнение соглашения "Минск-1" было полностью сорвано.
"Минск-2" тоже не выполнили
В феврале 2015 года украинские войска попали под Дебальцево в новый котел и были вынуждены выходить из него с огромными потерями. И стороны конфликта возобновили минские переговоры.
12 февраля 2015 года в столице Беларуси был подписан новый документ, который назывался "Комплекс мер по выполнению минских соглашений". Часто его сокращенно также называют "Комплекс мер".
В документе были уточнен и расширен список мероприятий, предусмотренных "Минском-1". Также в "Комплекс мер" была добавлена политическая часть. Она предусматривала особый статус отдельных районов Донбасса, проведение там выборов по украинским законам, амнистию участникам конфликта и т.д.
Текст второго минского соглашения публиковала "Страна". Документ был также был опубликован ОБСЕ. С полным текстом "Комплекса мер" можно ознакомиться ниже:
"Минск-2" одобрили, кроме непосредственных подписантов, также президенты стран "нормандской четверки". Для этого они подписали специальную декларацию к соглашению.
На тот момент в число лидеров нормандской четверки входили президент России Владимир Путин, президент Украины Петр Порошенко, канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд.
Минские договорённости впоследствии были одобрены специальной резолюцией Совета Безопасности ООН от 17 февраля 2015 года. В резолюции Совет Безопасности призвал "все стороны обеспечить полное выполнение Комплекса мер, включая предусмотренное в нем всеобъемлющее прекращение огня".
Следующий шаг – разведение войск?
Если следовать логике, заложенной в минских соглашениях, стороны конфликта на Донбассе находятся лишь в самом начале долгого пути. Хрупкое равновесие может быть нарушено в любой момент, ведь армии продолжают стоять на своих позициях и смотреть в прицелы друг на друга.
В любой момент у кого-то могут не выдержать нервы. Также всегда могут найтись желающие устроить провокации.
Остановка огня – это, в любом случае, лишь маленький шажок к достижению мира. Поэтому без дальнейших шагов, которые уже пять лет как прописаны в официальных минских документах, нынешнее перемирие обречено на провал, как и десятки предыдущих.
Очевидный следующий шаг в мирном урегулировании – разведения войск по всей линии фронта. Это предлагалось Украине еще в декабре прошлого года на саммите нормандской четверки в Париже, но с украинской стороны ответили, что такое развитие событий Украине "невыгодно".
О разведении войск говорилось в пункте 4 соглашения "Минск-1" и пункте 2 "Минска-2". Правда, речь там шла только об отводе тяжелой артиллерии и систем залпового огня:
Поначалу этот пункт стороны пытались выполнить. Однако обстрелы с использованием "запрещенной" тяжелой артиллерии периодически происходили на разных участках фронта в течение всех пяти лет.
В начале правления Зеленского были предприняты попытки развода войск на некоторых участках на расстояние несколько километров друг от друга. Но эти попытки провалились. Войска возвратились на исходные позиции, что произошло, например, в районе Золотого.
Когда приступят к политической части
До сегодняшнего дня все пункты, описанные в "Комплексе мер", являются единственным закрепленным юридически путем для установления мира на Донбассе. С документом согласились и подписали все стороны конфликта и международные посредники и одобрил Совет безопасности ООН.
В соглашении "Минск-2" было 13 позиций, среди которых только первые три были посвящены военным вопросам – прекращению огня, отводу тяжелых вооружений и контролю за этим со стороны ОБСЕ. Остальные пункты соглашения – гуманитарные и политические вопросы.
И очевидно, что реальным решением конфликта на Донбассе может стать лишь запуск процесса политического урегулирования. Это прямо предусмотрено во втором минском соглашении. Впрочем, пока это еще более отдаленная и сложная перспектива, чем разведение войск.
У политического решения конфликта есть масса противников в Украине. Они не согласны с очередностью действий, предусмотренной в "Комплексе мер".
Ключевая проблема в том, что согласно пункту 9 соглашения, восстановление полного контроля над государственной границей Украины должно начаться в первый день после местных выборов. А завершиться передача контроля над границей должна после всеобъемлющего политического урегулирования, которое включает в себя внесение особого статуса Донбасса в Конституцию:
Сторонники "партии войны" с этим не согласны и требуют, чтобы контроль над границей Украина получила до выборов на неконтролируемых территориях. Они называют это "красной линией", которые переступать нельзя. С чем украинская власть и согласилась.
В тоже время, такое требование прямо противоречит Минским соглашениям. Также эти требования блокируют все последующие действия, поскольку на местные выборы в ОРДЛО "завязан" сам старт процесса последующие меры по политическому урегулированию.
К саботажу "Минска-2" недавно подключилась Верховная Рада, где большинство голосов имеет партия Зеленского. "Слуги" назначили местные выборы в Украине на 25 октября везде, кроме неподконтрольных территорий ОРДЛО и Крыма.
В постановлении парламента прозвучало объяснение: выборов на неконтролируемых территориях Донбасса не будет, пока Россия не выполнит условия Украины. В частности - не вернет контроль над границей.
В итоге, политическое урегулирование конфликта на Донбассе тормозят украинские власти. А без политического урегулирования конфликт в любой момент может вспыхнуть с новой силой, несмотря на любые перемирия.
Отметим, что недавно президент Зеленский дал повод говорить о возможных подвижках в этом вопросе. Накануне перемирия на Донбассе, Владимир Зеленский позвонил своему российскому коллеге. В ходе разговора с Владимиром Путиным украинский президент поднял тему изменений в Конституцию в части децентрализации. Подробно мы анализировали этот разговор в материале "Зеленский обсудил с Путиным изменения в Конституцию.
Правда, пока непонятно о чем именно говорил президент Украины. Вполне может быть, что по поводу предложенных им еще в прошлом году изменений в Конституцию по децентрализации, где ни о каком особом статусе Донбасса не упоминается, что уже было раскритиковано Россией и представителями "ДНР/ЛНР".
В любом случае без старта политической части Минских соглашений стабильный мир на Донбассе не наступит.
"Страна.ua"Источник: СТРАНА
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.