Как повлияет на школьников дистанционная учеба
Правительство Украины рекомендовало общеобразовательным учебным заведениям уйти на осенние каникулы на неделю раньше, а после их завершения рассмотреть возможность смешанного и дистанционного формата обучения.
Украинские школы к этому не готовы на данный момент, но сама проблема имеет и более глубинные причины, кроющиеся в нынешней модели учебного процесса.
Чтобы подробнее разобраться в источнике возникших сложностей, мы побеседовали с экспертом образовательного направления аналитического центра Украинский институт будущего Николаем Скибой и выяснили, почему переход на дистанционный формат учебы - необходимость, а не вынужденная реакция на коронавирус, как нужно поменять образовательную систему для перехода на новый формат и насколько негативно отразится на знаниях и тестовых результатах школьников карантин.
Первоначальные госинвестиции в онлайн-обучение - 150 млн грн
Готовы ли украинские школы к работе в дистанционном формате?
Между школами существует большая разница в готовности перехода на адаптивный формат обучения - как готовности педагогических коллективов, так и в настрое родителей. Есть родители, которые "топят" за офлайн-формат и воспринимают школу как место, куда на день можно сдать ребенка. Есть школы и родительские сообщества, которые нейтрально относятся либо даже выступают за адаптивную форму - но сложности возникают и в таких случаях, потому что скорость овладения педагогами методики смешанного обучения очень медленная.
Что нужно, чтобы ускорить этот процесс?
Сегодня Министерство образования и науки (МОН) почти не дает педагогического сопровождения. Существует, как бы при поддержке министерства, проект Ed Era (предоставляет бесплатные курсы для педагогов по организации дистанционного обучения - прим. ред.) Но это отголоски сотрудничества проекта с прошлым руководством МОН.
Чтобы полученные навыки закрепились и стали нормой, необходимо менторское сопровождение педагогов. Нужна намного более плотная, проникновенная система. Это вопрос не переквалификации, а сопровождения тех педагогов, которые уже готовы переходить на новый формат. В дальнейшем необходимо внедрять и систему стимулов для тех, кто сомневается.
Какие проблемы существуют во внедрении дистанционной формы обучения?
Помимо психологической и квалификационной готовности для дистанционного обучения нужно техническое оборудование. Это не только доступ к интернету, цифровым платформам, бесплатным и платным сервисам - это только базовый уровень. Нужно также и оборудование для создания контента - микрофоны, камеры, компьютеры, на которых можно монтировать видео.
Если мы говорим о том, что это должно происходить в общенациональном масштабе, возникает вопрос госсубвенций из бюджета. Но сегодня я даже не вижу предложений, которые были бы оформлены достаточно четко, чтобы их можно было сделать основой для изменений в бюджет или соответствующих его статей.
Сколько нужно средств для перевода школ на смешанное и дистанционное обучение?
Понятно, что осуществить перевод всех 15 тысяч школ - неподъемно. В первую очередь нужно проанализировать нынешнее состояние оборудования в школах, их готовности переходить на новый формат, а затем - определить их приоритетность и очередность исходя из квалификационной и психологической готовности.
Возможно, такие школы смогут стать опорными и на определенных условиях делиться своим контентом с другими учебными заведениями, которые будут высказывать инициативу. Если взять 50 пилотных школ и исходить из того, что на каждую из них нужно выделить по 300 тыс. грн, то для старта проекта понадобится 150 млн грн. Это не такие фантастические деньги для пилотного внедрения
Однако помимо подготовки педагогов и закупки техники, необходимо изменить и сам нынешний дизайн учебного процесса - он также препятствует переходу на дистанционное обучение.
Даже если не было бы коронавируса, классно-очная система - неэффективна
Что имеется в виду под дизайном учебного процесса и почему нынешний - неэффективен?
Я намеренно употребляю данный термин, который у нас обычно не используется в образовательной сфере - вместо него употребляется термин "планирование". Дизайн же начинается с изучения поведения клиента. Это подход, который может сделать образовательные программы более гибкими.
Наша типичная образовательная программа, с одной стороны, облегчает жизнь педагогам и управленцам, потому что дает основу для календарно-тематических планов. Педагогам особенно нет нужды что-то придумывать и напрягаться, просто нужно адаптировать общую образовательную программу, - в которой уже есть темы, количество часов, под которую уже напечатаны учебники и методические материалы, - для конкретной школы. Остается просто брать и определять, какие темы и когда давать ученикам, когда проводить контрольные срезы.
С другой стороны, вся эта система заточена под пассивное восприятие. Поэтому, когда этот конвейерный процесс нарушается - к примеру, объявляют карантин в школе, - сразу очень сильно ухудшается качество образования, появляется это пресловутое отставание от программы. Каждого ученика нужно тянуть, что очень энергозатратно.
Именно поэтому столько драматизма в вопросах, отправлять ли детей на каникулы или нет - для этого нужно потрать еще больше энергии, которой уже не остается. Чтобы не зависеть от вспышек заболеваемости и не пытаться подвести под них график каникул, нужно перейти на альтернативный формат учебного процесса.
В чем его суть?
Основная его ценность и логика - возможность для школьников учиться самостоятельно. Ученики могут пользоваться разными источниками, а встреча класса в аудитории или видеоконференции происходит для того, чтобы разобраться с непонятными моментами, задать вопросы, получить какую-то новую порцию информации.
Если образовательная программа ориентирована на развязывание проблемных ситуаций, а не на пассивное восприятие, можно перейти от классно-очной системы обучения на проектную. Она предполагает создание проектных команд или групп учеников. В такой модели школьник понимает, что учится не сам, что у него есть одногруппники, которые его подталкивают, - тут появляется момент соревновательности.
Тогда выпадения из образовательного процесса не происходит - даже каникулы не будут этому способствовать, так как групповая динамика стимулирует учащихся общаться, обмениваться информацией и поддерживать таким образом друг друга.
В таком формате можно ввести гибкое планирование учебы, адаптированное под каждого ученика. Современные технологии, даже те, которые есть в личном распоряжении педагогов, позволяют это делать.
Какова роль учителя в такой системе?
Он превращается в навигатора, координатора. Из источника, на котором замыкается весь учебный процесс, становится тем, кто его направляет. Когда команда получила то задание, которое им реально интересно решать, при помощи педагога включаются задания, покрывающие разные предметные отрасли и компетентности.
Что нужно сделать для изменений?
Требуются небольшие законодательные изменения. Необходимо внести изменения в закон "О полном общем среднем образовании" касательно типичных программ. При этом норма про индивидуальные образовательные проекты уже заложена в двух законах об общем среднем образовании. Также есть методики смешанного обучения и доступна, хоть и используется не на полную мощность, номинальная академическая свобода.
Сколько времени понадобится для изменения дизайна учебного процесса?
Конечно, обеспечить изменения в этом году уже невозможно – разве что только использовать какие-то остатки бюджета и государственно-частное партнерство. Но на следующий год можно аккумулировать те средства, которые закладывались на борьбу с пандемией. Это могло бы воспрепятствовать проблеме на системном уровне, вместо того, чтобы заливать ее тоннами антисептиков и закрывать марлевыми повязками.
Изменение дизайна учебного процесса решает вопрос скопления людей, так как больше не будет нужды пребывать всем в одном классе. В любом случае, даже если представить, что никакого коронавируса вообще нет, классно-очная система – это неэффективный метод обучения. Сидение в классе, когда 30 человек фактически закрыты в школе с 8:30 до 14:30 с небольшими перерывами – это неэффективно и пагубно для здоровья: здесь и недостаток воздуха, двигательной активности, и хронический стресс и много других негативных факторов.
Образование спасут репетиторы
Ухудшаться ли результаты ВНО по итогам этого года?
Масштабно результаты ВНО могут оказаться даже неожиданными, ведь в этом году количество людей, набравших 200 баллов было ощутимо большим, чем в прошлом. Хотя карантин начался в марте.
У нас сформирован очень мощный институт репетиторства. Энергия педагогов во многом перетекает туда. Это было и до карантина, так как здесь есть конъюнктура ВНО, ГИА. Этот как бы теневой относительно формальной системы образования институт будет ее на самом деле вытягивать. Кроме того, у нас уже сформировался почти полноценный рынок платформ онлайн-обучения.
Однако результаты будут зависеть от финансового состояния родителей и их готовности помочь ребенку. Здесь еще сильнее выявит себя неравенство, которое и так каждый год мы можем наблюдать по итогам ВНО. Мы увидим разительные отличия в результатах.
С другой стороны, возможно, оно будет конструктивным: определяться школы-лидеры, которые способны самостоятельно решать возникшие проблемы. А они могут справляться даже с недостатком оборудования, потому что многие школы активно используют такие механизмы, как общественный бюджет, фонды развития и грантовые средства.
Можно ли сделать ВНО дистанционным?
Да. Сегодня существуют технологии, которые позволяют контролировать, что делает ученик даже удаленно: есть системы слежения за движением глаз, системы проверки глубины чтения, то есть видит ли человек этот текст впервые и отвечает наугад, либо же он дает ответы осмысленно.
При этом в Украине хватает разработчиков и достаточно интеллектуального потенциала, чтобы сделать даже по европейским меркам уникальную модель оценивания знаний.
Впрочем, встает вопрос о целесообразности нынешних тестовых заданий и необходимости их редизайна. Мы уже имеем новый госстандарт базовой школы, который внедряет принцип оценки компетенции ученика в той или иной сфере, под который постепенно должны готовиться новые модели оценивания.
В целом они делятся на накопительные и итоговые. Одним из видов последней модели является ВНО. Другой вариант, который я предлагаю уже регулярно – это совокупные результаты учебы, которые можно накапливать через такую форму как профайл ученика. Тогда меньше будет отставания по программе: школьник будет получать регулярную обратную связь, видеть перед собой эту финишную линию и понимать, что за один рывок он не наверстает упущенное.
UBRИсточник: ubr.ua
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.