Минималка 4200 грн: повышать пора, но платить нечем
Минимальную зарплату снова обещают повысить до 4200 грн уже в этом году. Вице-премьер Павел Розенко сказал, что это обязательство правительства перед обществом и амбиция Кабмина. Еще недавно премьер Владимир Гройсман говорил, что нужно отталкиваться от цифр, учитывать, что вопрос чувствительный, и повышение будет, как только это позволит экономика, потому что украинцев и так "передержали на минимальной зарплате".
По закону о бюджете на 2018 г. Кабмин еще по итогам первого квартала должен был рассмотреть вопрос о повышении минималки до 4200 грн. Хотя рост ВВП на 3,1% за первые три месяца Кабмином подавался как "стабильный рост экономики" и "лишь начало позитивных изменений", показатели не стали поводом для пересмотра минималки. Хотя второй квартал ВВП завершил с результатом 3,2%, теперь цифры, видимо, дают основания повысить показатель. Видимо, в расчет берут и прогнозный уровень инфляции - почти 9% по оценкам НБУ.
Но вопрос решить в ближайшие недели не получится - для повышения зарплаты нужно одобрение Верховной Рады и внесение изменений в закон о бюджете. Даже если нардепы примут решение в сентябре, оно вступит в силу самое ранее с 1 октября, а значит первые выплаты украинцы получат в середине осени. Возможно, ложку меда и правда приготовят, чтобы подсластить ею горечь от подорожания газа.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДОЛЛАР БУДЕТ ДОРОЖАТЬ: КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНА ДЕВАЛЬВАЦИЯ ГРИВНЫ?
NewsOne.ua выяснил у экспертов, есть ли экономические основания для роста минималки и как это скажется на выполнении бюджетных показателей.
Александр Охрименко, директор Украинского аналитического центра:
- Рост минимальной зарплаты и пенсии на инфляцию не влияет. Ну, выросла пенсия на 500 грн - что это сейчас значит? Перестаньте уже называть это деньгами. На инфляцию не влияет, на курс тем более, а то начинаются разговоры, что пенсионеры побежали скупать доллары.
На инфляцию у нас влияет другое: НДС и курс. Вот сейчас курс поднялся и подорожает топливо, а за ним продукты. НБУ говоришь: "Держите курс зубами". А им это как об стенку горохом.
И минималку и пенсию будут поднимать - выборы. Более того, я абсолютно уверен, что ближе к выборам в следующем году минималка будет 5 тыс. грн. Об этом лично объявит Петр Порошенко. Даже если все будут говорить, что не получается. Понятно, что происходить это будет за счет эмиссии. Но у нас деньги уже настолько обесценили, что это повышение ничего не изменит.
А вот с бюджетом у нас проблема. В нем большая дыра, но из-за таможенных платежей. В идеальном варианте рост зарплат увеличит поступления от НДС и налога на доходы физлиц - с этим я не спорю. Но с этим у нас и так все более или менее. А на то, чтобы на таможне меньше стали воровать, рост минимальной зарплаты не влияет.
Сейчас сложилась какая картина - у каждого своя жизнь: у правительства, у президента, у бюджета. Зарплаты за ценами не поспевают, и когда говорят, что в росте цен виновата зарплата, - это не так. Сначала растут цены, хочется под них немного поднять зарплату, но это уже не спасает.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ПОРТРЕТ УКРАИНСКИХ ЗАРОБИТЧАН: КТО УЕЗЖАЕТ, СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ И КОГДА ВЕРНУТСЯ
Ярослав Жалило, директор по аналитической работе Института общественно-экономических исследований:
- Сейчас очень трудно прогнозировать последствия повышения для бюджета. Видимо, поэтому сейчас повышение минималки из разряда разговоров не переходит в разряд действий.
Подразумевалось, что минималка будет постепенно повышаться синхронно с уровнем инфляции. Если мы говорим о сумме в 4200 грн и повышение будет с начала следующего года, то это будет в рамках инфляционного обесценивания. Если это произойдет раньше, то, конечно, это уже значит повышение минималки в реальном измерении, и вопрос будет более сложным.
Если мы возьмем повышение с начала прошлого года (в два раза до 3200 грн с 2017 г., - ред.), то получилось, что для бюджета это оказалось даже выгодным мероприятием. Учитывая все нюансы, бюджет получил больше, чем было потрачено на повышение минималки бюджетникам, а основная тяжесть легла на частный бизнес.
Повторится ли ситуация после заявленного повышения, я сказать не готов. У нас сейчас наблюдаются проблемы с наполнением Пенсионного фонда, которые могут быть связаны с тем, что потенциал детенизации зарплат уже исчерпан. Раньше повышалась минималка, за ней номинальная зарплата, увеличивались поступления в ПФ, сокращалось дотирование ПФ и бюджет оставался в выигрыше. Сейчас ситуация с занятостью не очень хорошая, многие люди не являются плательщиками ЕСВ. Раз так, подобная экономия прекращает работать.
Я не исключаю, что если минималку повысят, то это не приведет к синхронному увеличению поступлений. Это значит, что бюджет не сэкономит на финансировании дефицита, и, возможно, придется рассчитывать на увеличение расходной части.
Резюме. Я думаю, что разговоры о повышении минималки велись и будут вестись. На этом будут пиариться разнообразные политсилы. 4 200 грн - вообще цифра мало достижимая. Говорили о 3 900 грн. Думаю, что к этому показателю и будут стремиться сугубо из бухгалтерских соображений.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ТАРИФЫ НА ГАЗ, МИГРАЦИЯ И ФИНАНСОВЫЙ СПАД: ЧТО ГРОЗИТ УКРАИНСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера:
- Понятно, что народ не шикует. Тот, кто живет на минималку, находится в худшем состоянии, чем тот, кто получает среднюю. В Европе нет ВВП ниже нашего. Средняя и минимальная зарплаты самые низкие в Европе, а цены на относительно высоком уровне, особенно на продукты питания, которые более чем на 70% формируют корзину тех, кто живет на минималку, и на 50% - остальных. Повышение до 4 200 грн при курсе 30 грн за долл. (заложенный в бюджет на конец года, - ред.) будет меньше, чем допустимая норма ООН при определении абсолютной бедности. Бедные люди, по классификации ООН, - те, которые живут меньше чем на 5 долл. в день. С этих позиций повышение до 4200 грн - несправедливо. О бедных нужно заботиться больше.
С другой стороны, увеличение минималки приблизительно на 13% можно объяснить уровнем инфляции и реальным ростом экономики. Эти показатели соответствуют. Значит, увеличение справедливо, исходя из реалий: если инфляция по результатам года будет около 10% (это оптимистичный вариант, но может быть), а реальный рост экономики составит 3%.
Ситуация складывает такая: с одной стороны, народ все равно будет бедным, и мы мало делаем для того, чтобы его поддержать, а в то же время это максимум, на который можно увеличить. Но есть еще и третий нюанс.
Несмотря на ура-речи о том, что совокупный бюджет находится в профиците, картинка будет резко меняться ближе к четвертому кварталу этого года и серьезно изменится в четвертом квартале. Тогда мы получим дефицит по государственному и совокупному бюджету. Минимальный дефицит будет около 3 млрд долл. Если говорить о повышении минималки для бюджетников, то нужно быть готовыми к тому, чтобы этот дефицит расширить. Денег на это нет. А раз экономика растет слабо, а расходы сильно, придется увеличивать долговую нагрузку, которая и так высока.
Так что, есть теоретически благое желание поддержать бедных, но нет средств, и есть необходимость поддержать отношения с МВФ, который идею повышения минималки не поддерживает. Нужно еще не забывать о частном секторе. При неувеличении производительности труда, требование правительства увеличить минималку может означать рост "тени". Можно также предполагать, что вырастет безработица, но я думаю, что повышение минималки все же скажется на "тени".
Вся экономика еще и накладывается на нашу политическую ситуацию. Раз мы входим в выборы, значит политики будут задействовать элементы популизма. Все будут использовать аргумент о повышение зарплаты. Он и должен использоваться. Только проблема в том, что в экономике нет люфта для маневра. Есть серьезные нерешенные вопросы во взаимоотношениях с кредиторами и серьезные проблемы с возможной тенизацией и лишением бюджета дохода.
Анна Гончаренко
Источник: newsone.ua
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.