Прямой эфир

"Купуй українське": как депутаты предлагают победить импорт

Размещено: 11.12.2017
"Купуй українське": как депутаты предлагают победить импорт

Законопроект "Купуй українське, плати українцям" прошел первое чтение в Верховной Раде. 241 депутат поддержал инициативу, которую забраковали ряд отечественных экспертов и чиновников. До Нового года осталась одна пленарная неделя, во время которой законопроект могут рассмотреть во втором чтении. Инициаторы законопроекта, наиболее активные из которых - нардепы от Радикальной партии, в самом названии указали, что он предоставит поддержку малым и средним предпринимателям и будет способствовать развитию. В Минэкономразвития парируют - он противоречит Соглашению об Ассоциации с ЕС и нормам Всемирной торговой организации.

Об особом положении

В документе предлагают внести изменения в закон "О публичных закупках", которые улучшат положение поставщиков украинской продукции. Предусмотрено, что после того как его примут, Кабмин составит список товаров и услуг, при тендерах на которые единственным критерием будет их приведенная цена. Этот показатель должны будут рассчитывать по специальной формуле, также приведенной в законопроекте. Кроме, собственно, стоимости товара или услуги, одна из ее переменных - местная составляющая, удельный вес которой предлагают оценивать не ниже 20%.


Это выглядит приблизительно так: если поставщик сможет доказать, что в предмете закупки есть местная составляющая, он получает преференции относительно других участников. Его цена будет признана выгодной, и он станет победителем тендера, несмотря на то что цена тендерной позиции будет выше, чем у конкурентов.


Еще одно предложение законопроекта - более жесткие санкции для того участника тендера, который подал недостоверную информацию о позиции. Сейчас заказчик просто отклоняет тендерную позицию такого участника. В законопроекте предлагают запретить такому участнику подавать тендерные предложения в течение 90 дней.

Есть ли риски?

К законопроекту возник ряд претензий. Участнику тендера нужно доказать, что в его предложении есть местная составляющая - это значит, что нужно собрать справки. Замминистра экономического развития Максим Нефедов заявил о том, что их минимум 23, а любая бюрократическая волокита - почва для коррупции. Если справки можно купить, значит преференции получит поставщик более состоятельный, а не более местный.

Если теоретизировать дальше, то более выгодные условия для малых и средних предпринимателей тоже неоднозначны. У них намного меньше возможностей добыть все справки о происхождении сырья, материалов, статусе сотрудников, предприятия, аренде, амортизации и т.д. В этом смысле поставщики с крупными юридическим и бухгалтерским отделами находятся в выигрышном положении. Кроме того, требования о детальной информации подразумевают, что ею владеет производитель, а не дистрибьютор. Значит, участие последнего в тендере станет сложнее.

"Получается как: проводят аукцион, на котором приоритетные права получают некие украинские товары. Почему некие? Чтобы подтвердить, что товар украинский, нужно принести бумажку. С этой бумажкой можно продавать подделку, - говорит директор Украинского аналитического центра Александр Охрименко. - Это чистейшая коррупция, что бы там кто ни рассказывал. Сейчас взятки выросли. Раньше было 25%, а сейчас 75%. Поэтому периодически вскрывают факты грандиозной коррупции. Поскольку откаты громадные, лица, которые в этом задействованы, объясняют, что как-то нужно их отбивать. Если сделка стоит 100 тыс., а мне остается 250 тыс., как я могу на это что-то купить или выполнить? Законопроект примут железно. Все, что связано с коррупцией и махинациями у нас принимают аж бегом".

В Минэкономразвития уже заявили, что сейчас только 1% участников тендеров - иностранные компании, а импортная продукция, которую предлагают в тендерах, - это не больше 27% всего объема закупок. Также в министерстве посчитали, что для победы в конкурсе поставщику, который докажет украинскость товара, можно выставлять цену на 43% выше, чем у конкурентов, и он все равно выиграет. В этом случае ежегодные потери для бюджета оценили на уровне 45 млрд долл. Также в МЭРТ говорят, что Украина нарушает свои обязательства перед Евросоюзом и Всемирной торговой организацией.

Член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран считает, что оценку коррупционным рискам должны давать эксперты, а не экономисты. Законопроект прошел шесть комитетов, в том числе, Комитеты ВР по вопросам предотвращения и противодействия коррупции и по вопросам европейской интеграции. Вывод к документу делали в Комитете ВР по вопросам экономической политики. Высказываний о коррупции и санкциях со стороны ЕС и ВТО в выводе нет.

"Я считаю, что Министерство экономики сгущает краски, - говорит эксперт. - Этот законопроект может сломать ряд существующих схем. Что касается ЕС и ВТО, то давайте дождемся их реакции. Есть первое чтение, если есть возражения, их могут изложить на бумаге и отправить авторам или в Министерство экономики. Я пока такого документа не видел, а видел устные запугивания, что все плохо. Кроме того, почему мы должны смотреть на заявления Евросоюза? У нас есть своя экономическая политика, направленная на стимулирование, развитие экономики внутри страны и ограничение импорта. В принципе, то, что говорит МЭРТ - на 50% правда. Если мы будем выживать с рынка иностранцев, они будут возмущаться. Но у меня есть другая тревожная статистика: за 9 месяцев 2017 г. экспорт по товарам составил 31,3 млрд долл., а импорт - 35,2 млрд. Импорт растет быстрыми темпами. Если министерству не нравится этот законопроект, они обязаны предложить что-то, чтобы остановить ускорение темпов роста импорта над экспортом".

Анна Гончаренко

Источник: newsone.ua

Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.

Загрузка...