Авторынок замер из-за "евроблях": когда вырастут продажи новых иномарок?

Размещено: 25.07.2018
Авторынок замер из-за "евроблях": когда вырастут продажи новых иномарок? Фото: biz.nv.ua

Рынок новых автомобилей сбавляет и без того скромные темпы. Количество первых регистраций в июне 2018 года сократилось на 5% как по сравнению с прошлым месяцем, так и с июнем 2017 года.

Всего за шесть месяцев было продано 39 492 автомобиля, что на 6,8% больше, чем за первое полугодие 2017 г.

Динамика продаж новых автомобилей в январе -июне 2018 г.

Месяц Количество По сравнению с предыдущим месяцем (%) По сравнению с тем же месяцем 2017 г. (%)
Январь 6 624 -27,9 +37,4
Февраль 5 867 -11,4 +20,8
Март 6 806 +16 -6,5
Апрель 6 844 +0,6 +4,9
Май 6 838 -0,1 +3,7
Июнь 6 513 -4,8 -5,4

Данные: Укравтопром

Но вопрос не в том, сколько именно автомобилей купили украинцы, а в динамике. В 2018 году уже четыре месяца показали отрицательные значения по сравнению с прошлогодними объемами и два минуса по сравнению с продажами предыдущего месяца. Для сравнения, в прошлом году в минусе по сравнению с тем же месяцем 2016 года (на незначительные 0,7%) был только март. Все остальное время объемы продаж новых автомобилей росли, опережая темпы 2016 г.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КУПИТЬ АВТО НА ЕВРОНОМЕРАХ: ПЯТЬ АРГУМЕНТОВ ЗА И ПЯТЬ - ПРОТИВ

Глядя на статистику, становится очевидным, что продажи замедляются. Хотя даже после подъема в 2016 и 2017 годах рынок и близко не восстановился и почти в три раза уступает объемам 2012 года.

Продажи новых автомобилей с 2012 по 2017 гг.

Год Количество автомобилей По сравнению с предыдущим годом (%)
2012 237 602 +14,5
2013 213 322 -10,2
2014 97 020 -54,5
2015 46 546 -52%
2016 65 562 +40,9
2017 82 330 +25,5

Данные: Укравтопром

Еще в начале года у экспертов была неплохие прогнозы по объемам продаж новых автомобилей, но ситуация их откорректировала. Гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко еще в феврале полагал, что удастся выйти на 100 тыс. продаж, а теперь констатирует: не получится.

"Если меняются вводные, меняется и ситуация, - говорит он. - Если бы все оставалось по-прежнему, было бы 100 тыс. Но появились две причины. Первая - бездеятельность по отношению к "евробляхам". На первичный рынок они напрямую не влияют, но влияют на вторичный. Любой человек, который хочет купить себе новый автомобиль, сначала хочет продать старый. Люди готовы продать машину более старую и купить менее старую. Но из-за "евроблях" произошло торможение, вызванное разговорами нардепов о том, что будут что-то решать, об амнистии. Понятно, что никакой амнистии не будет. Но человек, который хочет продать свой старый автомобиль, не может этого сделать, поскольку нет спроса. Потенциальные покупатели думают, что, может, лучше взять "бляху", а ее потом амнистируют. Это вызвало ступор вторичного рынка, который повлиял и на первичный. Вторая причина - анонсированные и принятые в первом чтении изменения в законодательстве об акцизах. Никто не знает, примут ли их окончательно. Но если вам говорят, что товар, который вы хотите купить, по слухам, с какого-то момента подешевеет, вы откладываете покупку. Все это не работает на развитие рынка".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: РАСПЛАТА ЗА ИМПОРТ: ПОЧЕМУ НА ЗАПРАВКАХ ПОДОРОЖАЛ АВТОГАЗ?

Тем не менее потребность в автомобилях есть, а раз их не покупают сейчас, значит отложенный спрос формируется и рынок просто становится на паузу. Как долго музыка будет молчать - вопрос, на который есть три варианта ответа.

"Нардепы могут принять решение о том, что потери для бюджета невозможны, поэтому налоги остаются прежними, - объясняет Олег Назаренко. - Второй вариант - вносят радикальные изменения. Насколько мне известно, он рассматривается. Евробляхо-бизнесмены, которые заинтересованы в том, чтобы продолжать временный ввоз и  чтобы посредники платили им, а не в бюджет, могут сорвать законопроект радикальными поправками и сделать ставки мизерными. Тогда законопроект ветируют. После этого люди поймут, что изменений нет и нечего ждать, и продажи снова пойдут. Еще один вариант - изменения принимают, налоги падают, все понимают, что дальше подарков ждать не стоит, радуются принятому и снова начинают покупать автомобили". 

 

От того, насколько быстро парламент примет решение, будет зависеть и как скоро продажи снова начнут расти. А вот темпы привязаны к самому решению: снизят налоги - будут выше, не снизят - скромнее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: НЕФТЬ СКАЧЕТ, А ДОЛЛАР ВЫЖИДАЕТ: ЧТО ПОДТОЛКНЕТ ЦЕНЫ НА АЗС

Что покупают?

По данным Укравтопрома, в течение первых шести месяцев 2018 года практически бессменным лидером продаж в сегменте новых автомобилей была Toyota. Единственное исключение - февраль 2018 года, когда первое место у японской компании отвоевал Volkswagen. Краткосрочное лидерство этой марке обеспечил "дизельгейт", и первые три месяца этого года автомобиль Volkswagen Golf был самым покупаемым в Украине.

Топ-10 автомобильных марок первого полугодия 2018 г.

Место Марка Кол-во проданных авто По сравнению с первым полугодием 2017 г.
1 Toyota 4 983 +20%
2 Renault 3 839 -5%
3 Volkswagen 3 692 +44%
4 Skoda 2 513 +5%
5 Nissan 2 403 +21%
6 Hyundai 2 392 +18%
7 Audi 2 009 +84%
8 KIA 1 812 -31%
9 Ford 1 579 -11%
10 Mazda 1 516 +37%

В марте Golf уступил пальму первенства Renault Duster. В мае на первое место вышло еще одно дитя "дизельгейта" - Audi A3. В июне симпатии украинцев были отданы корейцу KIA Sportage.

Топ-10 моделей первого полугодия 2018 г.

Место Модель Кол-во
1 Renault Duster 1 450
2 Toyota RAV-4 1 382
3 Audi A3 1 355
4 Volkswagen Golf 1 329
5 Toyota Camry 1 251
6 Hyundai Tucson 1 056
7 Renault Logan 1 018
8 Volkswagen Polo 964
9 Skoda Octavia 959
10 KIA Sportage 908

Топ-3 марки в июне 2018 года (б/у)

Марка Кол-во проданных автомобилей На сколько больше, по сравнению новыми той же марки (в июне 2018 г.)
Volkswagen 1 353 На 300%
Renault 1 280 На 90%
Skoda 855 На 67%

На каких условиях взять кредит?

Автокредитование постепенно вставало с колен в 2017 году и продолжило в 2018-м, однако до бума далеко. Если в середине 2000-х около 40% новых автомобилей покупали в кредит, то сейчас можно говорить приблизительно о 20%. Но мало того что количество кредитных покупок за десять лет стало в два раза меньше, масштабы рынка раньше были несколько иными, чем сейчас.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДИКТАТУРА КРЕДИТОРА: ПОД ЧЬИ ИНТЕРЕСЫ ПАРЛАМЕНТ ПЕРЕПИСАЛ БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

В НБУ констатируют, что в Украине растут доходы в основном за счет зарплаты, поэтому население становится более привлекательным заемщиком для банков. Но там также отмечают, что портфель валовых автокредитов в I квартале этого года увеличили только 15 банков.

Количество банков, которые увеличили кредитование физлицам

Данные: НБУ

По данным обзора кредитных программ liga.net, средняя ставка по автокредитам во II квартале этого года снижалась. Она опустилась на 0,5% и сейчас составляет 14%. По партнерским программам с дистрибьюторами ставки могут быть даже 0,01%.

Но если говорить о стандартных банковских программах, то, например, при покупке новой иномарки из топ-списка продаж стоимостью от 500 тыс. грн, стоит приготовиться внести аванс от 10% и рассчитывать максимум на семь лет. Логика расчетов проста: чем больше аванс и короче срок договора, тем ниже будет ставка - от 10% до 15%. Бюджетный "китаец" за 350 тыс. грн может обойтись дешевле - до 10%.

А как у них?

Мировой автомобильный рынок за первое полугодие 2018 г. вырос на 3,5%. Всего за это время в мире было продано больше 48 млн автомобилей.

В июне выросли продажи в Китае (на 4%), Америке (на 5,4%), Евросоюзе (на 5,8%). В частности, увеличили продажи французы (на 9,2%), испанцы (на 8%), немцы (на 4,2%). В Укравтопроме отмечают, что новые страны-члены ЕС в первом полугодии 2018 г. на 11,4% увеличили объемы рынка.

Анна Гончаренко


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.