Авторынок замер из-за "евроблях": когда вырастут продажи новых иномарок?
Рынок новых автомобилей сбавляет и без того скромные темпы. Количество первых регистраций в июне 2018 года сократилось на 5% как по сравнению с прошлым месяцем, так и с июнем 2017 года.
Всего за шесть месяцев было продано 39 492 автомобиля, что на 6,8% больше, чем за первое полугодие 2017 г.
Динамика продаж новых автомобилей в январе -июне 2018 г.
Месяц | Количество | По сравнению с предыдущим месяцем (%) | По сравнению с тем же месяцем 2017 г. (%) |
Январь | 6 624 | -27,9 | +37,4 |
Февраль | 5 867 | -11,4 | +20,8 |
Март | 6 806 | +16 | -6,5 |
Апрель | 6 844 | +0,6 | +4,9 |
Май | 6 838 | -0,1 | +3,7 |
Июнь | 6 513 | -4,8 | -5,4 |
Данные: Укравтопром
Но вопрос не в том, сколько именно автомобилей купили украинцы, а в динамике. В 2018 году уже четыре месяца показали отрицательные значения по сравнению с прошлогодними объемами и два минуса по сравнению с продажами предыдущего месяца. Для сравнения, в прошлом году в минусе по сравнению с тем же месяцем 2016 года (на незначительные 0,7%) был только март. Все остальное время объемы продаж новых автомобилей росли, опережая темпы 2016 г.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: КУПИТЬ АВТО НА ЕВРОНОМЕРАХ: ПЯТЬ АРГУМЕНТОВ ЗА И ПЯТЬ - ПРОТИВ
Глядя на статистику, становится очевидным, что продажи замедляются. Хотя даже после подъема в 2016 и 2017 годах рынок и близко не восстановился и почти в три раза уступает объемам 2012 года.
Продажи новых автомобилей с 2012 по 2017 гг.
Год | Количество автомобилей | По сравнению с предыдущим годом (%) |
2012 | 237 602 | +14,5 |
2013 | 213 322 | -10,2 |
2014 | 97 020 | -54,5 |
2015 | 46 546 | -52% |
2016 | 65 562 | +40,9 |
2017 | 82 330 | +25,5 |
Данные: Укравтопром
Еще в начале года у экспертов была неплохие прогнозы по объемам продаж новых автомобилей, но ситуация их откорректировала. Гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко еще в феврале полагал, что удастся выйти на 100 тыс. продаж, а теперь констатирует: не получится.
"Если меняются вводные, меняется и ситуация, - говорит он. - Если бы все оставалось по-прежнему, было бы 100 тыс. Но появились две причины. Первая - бездеятельность по отношению к "евробляхам". На первичный рынок они напрямую не влияют, но влияют на вторичный. Любой человек, который хочет купить себе новый автомобиль, сначала хочет продать старый. Люди готовы продать машину более старую и купить менее старую. Но из-за "евроблях" произошло торможение, вызванное разговорами нардепов о том, что будут что-то решать, об амнистии. Понятно, что никакой амнистии не будет. Но человек, который хочет продать свой старый автомобиль, не может этого сделать, поскольку нет спроса. Потенциальные покупатели думают, что, может, лучше взять "бляху", а ее потом амнистируют. Это вызвало ступор вторичного рынка, который повлиял и на первичный. Вторая причина - анонсированные и принятые в первом чтении изменения в законодательстве об акцизах. Никто не знает, примут ли их окончательно. Но если вам говорят, что товар, который вы хотите купить, по слухам, с какого-то момента подешевеет, вы откладываете покупку. Все это не работает на развитие рынка".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: РАСПЛАТА ЗА ИМПОРТ: ПОЧЕМУ НА ЗАПРАВКАХ ПОДОРОЖАЛ АВТОГАЗ?
Тем не менее потребность в автомобилях есть, а раз их не покупают сейчас, значит отложенный спрос формируется и рынок просто становится на паузу. Как долго музыка будет молчать - вопрос, на который есть три варианта ответа.
"Нардепы могут принять решение о том, что потери для бюджета невозможны, поэтому налоги остаются прежними, - объясняет Олег Назаренко. - Второй вариант - вносят радикальные изменения. Насколько мне известно, он рассматривается. Евробляхо-бизнесмены, которые заинтересованы в том, чтобы продолжать временный ввоз и чтобы посредники платили им, а не в бюджет, могут сорвать законопроект радикальными поправками и сделать ставки мизерными. Тогда законопроект ветируют. После этого люди поймут, что изменений нет и нечего ждать, и продажи снова пойдут. Еще один вариант - изменения принимают, налоги падают, все понимают, что дальше подарков ждать не стоит, радуются принятому и снова начинают покупать автомобили".
От того, насколько быстро парламент примет решение, будет зависеть и как скоро продажи снова начнут расти. А вот темпы привязаны к самому решению: снизят налоги - будут выше, не снизят - скромнее.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: НЕФТЬ СКАЧЕТ, А ДОЛЛАР ВЫЖИДАЕТ: ЧТО ПОДТОЛКНЕТ ЦЕНЫ НА АЗС
Что покупают?
По данным Укравтопрома, в течение первых шести месяцев 2018 года практически бессменным лидером продаж в сегменте новых автомобилей была Toyota. Единственное исключение - февраль 2018 года, когда первое место у японской компании отвоевал Volkswagen. Краткосрочное лидерство этой марке обеспечил "дизельгейт", и первые три месяца этого года автомобиль Volkswagen Golf был самым покупаемым в Украине.
Топ-10 автомобильных марок первого полугодия 2018 г.
Место | Марка | Кол-во проданных авто | По сравнению с первым полугодием 2017 г. |
1 | Toyota | 4 983 | +20% |
2 | Renault | 3 839 | -5% |
3 | Volkswagen | 3 692 | +44% |
4 | Skoda | 2 513 | +5% |
5 | Nissan | 2 403 | +21% |
6 | Hyundai | 2 392 | +18% |
7 | Audi | 2 009 | +84% |
8 | KIA | 1 812 | -31% |
9 | Ford | 1 579 | -11% |
10 | Mazda | 1 516 | +37% |
В марте Golf уступил пальму первенства Renault Duster. В мае на первое место вышло еще одно дитя "дизельгейта" - Audi A3. В июне симпатии украинцев были отданы корейцу KIA Sportage.
Топ-10 моделей первого полугодия 2018 г.
Место | Модель | Кол-во |
1 | Renault Duster | 1 450 |
2 | Toyota RAV-4 | 1 382 |
3 | Audi A3 | 1 355 |
4 | Volkswagen Golf | 1 329 |
5 | Toyota Camry | 1 251 |
6 | Hyundai Tucson | 1 056 |
7 | Renault Logan | 1 018 |
8 | Volkswagen Polo | 964 |
9 | Skoda Octavia | 959 |
10 | KIA Sportage | 908 |
Топ-3 марки в июне 2018 года (б/у)
Марка | Кол-во проданных автомобилей | На сколько больше, по сравнению новыми той же марки (в июне 2018 г.) |
Volkswagen | 1 353 | На 300% |
Renault | 1 280 | На 90% |
Skoda | 855 | На 67% |
На каких условиях взять кредит?
Автокредитование постепенно вставало с колен в 2017 году и продолжило в 2018-м, однако до бума далеко. Если в середине 2000-х около 40% новых автомобилей покупали в кредит, то сейчас можно говорить приблизительно о 20%. Но мало того что количество кредитных покупок за десять лет стало в два раза меньше, масштабы рынка раньше были несколько иными, чем сейчас.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ДИКТАТУРА КРЕДИТОРА: ПОД ЧЬИ ИНТЕРЕСЫ ПАРЛАМЕНТ ПЕРЕПИСАЛ БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
В НБУ констатируют, что в Украине растут доходы в основном за счет зарплаты, поэтому население становится более привлекательным заемщиком для банков. Но там также отмечают, что портфель валовых автокредитов в I квартале этого года увеличили только 15 банков.
Количество банков, которые увеличили кредитование физлицам
Данные: НБУ
По данным обзора кредитных программ liga.net, средняя ставка по автокредитам во II квартале этого года снижалась. Она опустилась на 0,5% и сейчас составляет 14%. По партнерским программам с дистрибьюторами ставки могут быть даже 0,01%.
Но если говорить о стандартных банковских программах, то, например, при покупке новой иномарки из топ-списка продаж стоимостью от 500 тыс. грн, стоит приготовиться внести аванс от 10% и рассчитывать максимум на семь лет. Логика расчетов проста: чем больше аванс и короче срок договора, тем ниже будет ставка - от 10% до 15%. Бюджетный "китаец" за 350 тыс. грн может обойтись дешевле - до 10%.
А как у них?
Мировой автомобильный рынок за первое полугодие 2018 г. вырос на 3,5%. Всего за это время в мире было продано больше 48 млн автомобилей.
В июне выросли продажи в Китае (на 4%), Америке (на 5,4%), Евросоюзе (на 5,8%). В частности, увеличили продажи французы (на 9,2%), испанцы (на 8%), немцы (на 4,2%). В Укравтопроме отмечают, что новые страны-члены ЕС в первом полугодии 2018 г. на 11,4% увеличили объемы рынка.
Анна Гончаренко