Химическая кастрация и открытая база для педофилов. Сдержат ли лекарства и гласность насильников
Резонансные убийства и изнасилования систематически заполняют новостные ленты. Два года назад мужчина лишил жизни шестилетнюю Алину Васютину. В прошлом же году в Одесском областном детском приюте 16-летний подросток год насиловал и бил детей младшей группы. Из-за него восьмилетний ребенок три месяца спал под кроватью и боялся вставать ночью.
Недавно, после смерти 11-летней Дарьи Лукьяненко, на повестку дня вернулись два резонансных законопроекта о химической кастрации педофилов. В итоге один из них, за авторством Олега Ляшко, приняли.
Что прописали в этом законе, действительно ли он защитит жертв педофилии, и какими видят его дальнейшие перспективы психологи и юристы - в материале NEWSONE.ua.
Химическая кастрация для насильников
"Это стихийная проблема. Она за это лето правда усилилась. Возможно, это связано с повышенной тревожностью общества. И каждый раз она приобретает разные изощренны формы. В прошлом году из машины выпускали белого котенка, и ребенка просили поймать животное. На детях очень активно играют на уровне эмоций. Про конфеты и мороженное уже мамы и папы ребенку давно рассказали, но это работает", - говорит психотерапевт Елена Рыхальская NEWSONE.ua.
На обсуждение идеи закона 6449 и голосование депутатам понадобилось всего 7 минут. Документ рассматривали по сокращенной процедуре. В нем описываются действия, связанные с вагинальным, анальным или оральным проникновением в тело ребенка, не достигшего 14-летнего возраста. Здесь сразу возникает неясность. Получается, если насильник - женщина, она не проникала в его тело, это педофилией не считается.
Срок тюремного заключения увеличивается с максимальных 12 до 15 лет. А за теми, кто вышел из тюрьмы, вводится пожизненный административный надзор.
Совершеннолетним преступникам до 65 лет будут вводить специальные препараты, которые должны будут подавлять их сексуальные позывы и привести к полному прекращению эректильной дисфункции. Действуют они ограниченное время, поэтому их надо вводить систематически.
Обычно в таких целях используется целый "коктейль" лекарств, среди которых "Ципротерон" - синтетическое производное прогестерона, так называемого "гормона беременности". В норме в организме мужчины этот гормон тоже вырабатывается, но гораздо меньше. В "коктейле" также антипсихотические препараты, которые снижают передачу нервных импульсов мозга.
Изначально химическая кастрация рассматривалась как гуманная замена кастрации хирургической. К ней активно прибегали в 50-60-е года в США, Великобритании и Германии. Небезызвестен пример британского гения Алана Тьюринга, который взломал код "Энигмы", шифровальной машинки рейхстага, и внес этим грандиозный вклад в победу во Второй мировой войне. Тьюрингу пришлось обречь себя на химическую кастрацию добровольно, так как он был гомосексуалистом. Из-за побочного действия препаратов гений впал в депрессию и покончил с собой.
Побочные эффекты от препаратов самые разные: начиная от депрессии и сахарного диабета, проблем с почками, заканчивая инфарктом и инсультом. "Коктейль" препаратов метаболизируется в печени, и при длительном применении может привести к опухоли.
Кстати, "Ципротероном" лечат рак простаты. Но обычно принимают препарат максимум полгода, и медицина до конца не знает, что будет, если его употреблять пожизненно.
В мире на химическую кастрацию осужденные соглашаются в качестве альтернативы ограничению их свободы. К кастрации прибегают в некоторых штатах США, в Южной Корее, Германии, Франции, Бельгии, Дании и других европейских странах. В Германии рецидив сокращается в 4 раза, у американцев - в 8 .
Работает она и в России и Эстонии с 2012 года. Правда, в Эстонии на нее за все время согласились лишь шестеро осужденных (при среднестатистических 750 случаях педофилии в год). В Казахстане химическую кастрацию узаконили полтора года назад.
Педофилия сегодня плохо поддается лечению. Иногда получается добиться результатов благодаря медикаментозному подходу, но только в совмещении с поведенческой терапией и психоанализом. Да и сам медикаментозный метод направлен не на то, чтобы у насильника совсем отпало влечение, а на то, чтобы он поменял свои предпочтения. Будут ли педофилов в Украине качественно лечить психотерапевты, или все ограничится только некой формой "наказания" - неизвестно.
Оспорят ли такие нормы в суде
Психотерапевт Елена Рыхальская согласна, что кастрация необходима.
"По опыту всех стран, не бывает педофилов бывших и будущих - это не лечится. Я работаю в этой сфере уже больше 20 лет и не видела ни одного педофила, который бы исправился, разве что он испытывал бы страх. Он может устроиться в детские садики, школы определенного типа на малооплачиваемую должность - это ужасная тенденция. Поэтому данную болезнь нужно лечить, и мы как прогрессивное общество, должны вводить химическую кастрацию. И параллельно нужно обязательно вести психотерапию. Но для результативной работы педофил должен быть мотивирован к ней. Необходимо ему донести, что он вредит сам себе", - говорит она.
А вот адвокат Юлия Дузь, которая защищает клиентов в гражданских процессах, выступает против закона о химической кастрации в том виде, в котором его приняли.
"Они не делают разграничений о том, в отношении кого можно применять кастрацию. Мы должны не забывать, что нередко преступления происходят не по злому умыслу. Особенно учитывая то, как у нас часто выглядят несовершеннолетние", - говорит Дузь NEWSONE.ua.
Педофилия - это болезнь. Но далеко не все, от кого страдают дети, больны. Преступления бывают и среди тех, кто был пьян, или кто хотел наживиться на жертве. Точно так же и не все, у кого есть подобное отклонения, доходят до дела: многие заглушают желания.
Получается, что химически кастрировать необходимо тех, у кого нет психических отклонений, и тех, чьи желания только диагностированы психотерапевтом.
"Исследования показывают, что только половина этих преступлений совершена педофилами. И если закон вступит в силу, Украина получит иски в Европейский суд по правам человека. Следовательно, деньги налогоплательщиков будут тратиться на компенсации насильникам. Уже сейчас понятно, что это будет признано нарушением прав человека", - говорит и. о. министра здравоохранения Ульяна Супрун.
Химическая кастрация - это в мире альтернатива тюремному заключению, и она не пожизненна. В Украине же накачивать лекарствами будут тех, кто сидит в тюрьме, хотя они и изолированы от общества и опасности не представляют. И Конституция Украины, и Конвенция запрещают подвергать человека унижающему его достоинство наказанию. А принудительная кастрация - явно унижения достоинства. Поэтому закон о химической кастрации оспорили несколько лет назад в Молдове.
Получается, мы будем лишний раз подвергать угрозе жизни людей и тратить государственные деньги. Если говорить о сумме компенсаций, то юристы оценивают их в тысячи евро. Есть еще риск того, что с нашей правоохранительной системой пострадать могут невиновные.
Юристы уже обратились к Зеленскому с просьбой ветировать закон. Но, даже если закон не ветируют, вряд ли он заработает на практике, считают эксперты.
[see_also]
Кто такие педофилы и как понять, что с вашим ребенком происходит что-то неладное?
[/see_also]
Реестр педофилов
Кастрация - это еще не все причины, почему документ может быть оспорен. Вводится публичный реестр лиц, которых осудили за половые преступления в отношении несовершеннолетних.
В Польше полтора года назад запустили такой же: обнародовали ФИО и адреса 768 педофилов. Вот слова министра юстиции Польши Збигнева Зебро: "Право на охрану наших детей мы ставим выше анонимности преступников. Закон должен защищать ребенка, а не педофила". Политик также говорил, что "преступник должен быть под постоянным контролем, чтобы все знали, кто их соседи".
В поле правоведов возможность внедрения открытого реестра снискала критику. По их словам, осужденный может обратиться в Европейский суд европейский суд и сказать, что это вмешательство в его частную жизнь, так как он не может начать все заново: устроиться на работу, создать семью. Кроме того, обработка персональных данных должна предусматривать ее изъятие при определенных условиях, что в законе не прописано.
Криминолог Анна Маляр считает запуск открытого реестра ошибкой, так как в основном подобные преступления происходят внутри семей. Жены насильников и так боятся, что об их мужчинах все станет известно, опасаются расправы и все реже уведомляют полицию о насилии. Что уж говорить о подобных сообщениях при внедрении открытого реестра. Кроме того, практика реестра может привести к самосуду.
Ранее мы указывали, что в Раде лежал и второй законопроект - 6607, который даже приняли в первом чтении. Он предполагал закрытый реестр, к которому имели бы доступ только правоохранители. Если бы второе чтение прошел именно он, то такой базой пользовались бы сотрудники и руководители школ, садиков, чтобы не принимать на работу тех, кто совершал подобные преступления. Кроме того, в этом законе реестр был описан подробно, в отличие от второго, в котором база педофилов упоминается в переходных положениях.
"Нет разграничений относительно того, кому быть в реестре. Я считаю, что это нарушение, которое будет противоречить правам человека. Есть практика США, где внедрены открытые реестры лиц, которые совершали сексуальное насилие. Она свидетельствует о том, что наоборот, базы нанесли больше вреда, так как стало меньше сообщений о насилии. Это и без того интимные преступления, и чаще всего они происходят в близком кругу. Открытый реестр перекроет путь к тому, чтобы жертва официально обращались за помощью.
А вот у правоохранительных органов реестр лиц, совершивших сексуальные преступления, должен быть для противодействия и предупреждения. Если следователь, опер, участковый, патрульный подозревает человека в подобном, то он обратится в реестр и будет внимательней к бывшему педофилу", - говорит NEWSONE.ua адвокат Юлия Дузь.
Юрист говорит, что закрытый реестр должен помочь предостерегать, а в открытом виде это возможность вендетты и распространения сплетен.
Эффективность в реальности
Предположим, что закон все-таки подписан. Могут ли педофилы избежать кастрации?
Существуют противопоказания к такому лечению. Это тяжелые нарушения в работе печени или непереносимость лекарств. Их нельзя назначать, если имеются некоторые заболевания крови, а также тяжелое течение сахарного диабета. По всей видимости, наши врачи будут брать у насильников анализы крови и изучать состояние органов. А это значит, что коррупционный фактор может сыграть свою роль, и некоторые преступники могут избежать наказания.
Кроме того, больные с органическими нарушениями головного мозга и психическими болезнями вообще чаще всего устойчивы к таким лекарствам.
Также существуют варианты заблокировать действие препарата. Просто ввести противоположный, в котором будет тестостерон, не получится. Но можно будет принять ингибитор этого изофермента. Еще один простой вариант - алкоголь. Подавлять действие лекарства могут также противогрибковые мази и антибиотик для лечения туберкулеза.
Если отменить препарат, он выведется через трое суток. Так что человек, который перестанет его принимать, совсем скоро может стать вновь потенциально опасным. Особенно учитывая, что препараты провоцируют психические расстройства, нервозность, депрессию, и что человек из-за открытого реестра отдален от общества. Если преступник и не может совершить изнасилование, он может просто убивать.
Юлия Дузь же предполагает, что кастрация вообще не будет внедрена.
"Я как юрист уверена, что закон не будет осуществлен на практике, поскольку он не разъясняет, как именно и к кому именно его применить. Нигде в мире это не наказание - это исключительно способ лечения лиц, которым поставлен диагноз. Педофилия же фигурирует в законодательстве как то, за что нужно именно наказывать. Не уверена, что хоть кто-то из судей осмелится принять такое решение. А если это и произойдет, то человека успеют кастрировать, пока он подаст в ЕСПЧ. Так давайте внесем изменения в лечение - к чему тут Уголовный кодекс. Давайте увеличим наказание, например, до пожизненного ", - говорит Дузь.
"Несмотря на изменения в законодательстве по насилию в семье в 2017-2018 году, которые нам анонсировали, эффекта мы так и не получили. Законы прописаны на бумаге как лозунги. Но нет программы для насильников, центров по работе с жертвами. Не работает шкала, по которой мы оцениваем риск домашнего насилия в семье. Эти два года идут только дискуссии, семинары, лекции. Если вы прочитаете выводы научной комиссии к последним законопроектам за два года, то почти в каждом из них ученые говорят о невозможности их применения. Надеюсь, что и этот останется только на бумаге", - добавляет юрист.
Вряд ли закон можно назвать конституционным в том виде, в котором он принят, поэтому велика вероятность, что решения о принудительной химической кастрации не будут вынесены. Если же подобное и произойдет, это может быть избирательное наказание отдельных лиц, на примере которых будут пугать других. Сможет ли закон повлиять на уменьшение количества преступлений - скоро узнаем.
Анна Пешкова
Источник: newsone.ua
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.