Десятки миллионов убытков и обожженные конечности. Кто виноват в аварии на теплотрассе возле Ocean Plaza
В столице у ТРЦ Ocean Plaza 13 января порвало теплосеть. Асфальт буквально таял на глазах, унося за собой в горячие лужи транспорт. Нулевой и первый этажи торгового центра залило кипятком. Прошла эвакуация, спасатели на руках вынесли 6 человек. Некоторые посетители обварили конечности и выбивали стекла, чтобы спастись. Но на этом все не закончилось.
Уже на следующий день после аварии произошел порыв в районе Караваевых дач у ЖК Campus. Там последствия не столь ужасающие. Но тенденция обнажает проблему - плачевное состояние столичных теплосетей.
Кто виноват в произошедшем, компенсируют ли гражданам убытки и ждут ли нас новые аварии?
Почему трубы порвало
Трубопроводу на Лыбедской уже 33 года. Он обслуживает около 3 тысяч домов, и естественно, износился. Нельзя сказать, что местные власти об этом не знали. Всего в столице около 3 тысяч километров тепловых сетей, из них до 70% уже работают больше срока эксплуатации. Теплотрассы не изолированы и попросту греют воздух на улицах, а украинцы получают некачественные услуги.
Трубы методично порывает то в Голосеевском районе, то в Оболонском, то в Шевченковском. Традицией называют и осенние порывы на перекрестке улиц Шота Руставели и Саксаганского. Один из автомобилей там упал в яму, водитель и пассажиры едва успели спастись.
"Когда новая власть говорила, что будут порывы, я говорил, что если и будут, то в теплосетях, - иронизирует экономический эксперт Виктор Скаршевский. - К сожалению, оказался прав. Мы ничего не вкладываем в замену и обновление сетей".
Эксперты также связывают аварии в отопительный сезон с некачественной подготовкой труб к зимнему периоду. Летом нужно заниматься продувкой, прокачкой, опрессовкой, очисткой, что часто не делается.
В случае с Лыбедской, эксперт Геннадий Рябцев предполагает, что не были взяты в учет особенности территории при постройке.
"Если встать так, что по правую руку будет ТЦ, то по левую будет озеро. Это значит, что в районе есть подземные источники. Когда эту громадину (Ocean Plaza, - ред.) поставили, вряд ли кто-то думал о том, куда отводить эти воды. Просто бетоном все залили. Вот, скорее всего, оно и подмыло. Ускоренная коррозия привела к тому, что трубы вышли из строя быстрее, чем в Советском союзе планировали. А понятно, что гарантийный срок мог быть дольше", - говорит он NEWSONE.ua.
Почему же на следующий день произошла новая катастрофа? Вероятно, дело в том, что из-за отключения вследствии аварии отопления у более 100 домов по Киеву, их переподключили на другие сети. Одна из них не выдержала и тоже лопнула. Характерно, что это произошло с новым домом. Часто застройщики "врезаются" в старые сети и не проводят новые, поэтому трубы не выдерживают напряжения.
"Ситуация красноречиво показывает: сколько бы мы ни строили красивых торгово-развлекательных центров, больших "свечек" - жилых домов, сколько бы ни клали красивую плитку, - это не имеет смысла, если сети изношены, до них не дошли руки в начале строительства. И очень часто наши строители злоупотребляют этим, они не ведут новые сети к своим новым домам, как сейчас это происходит на Университетской. Там невозможно проехать, так как будто происходят ремонтные работы. А на самом деле огромный дом подключают к сети водоснабжения и водоотвода. Все наше "смарт-сити" потом проваливаются или кипятком заливаются. Это катастрофа техногенного характера, которая характерна для всех наших городов: и больших областных центров, и поменьше", - говорит NEWSONE политический и экономический эксперт Светлана Кушнир.
К слову, коллапс грозит не только теплосетям. Половина водопроводных сетей тоже требует замены. Цифра пугающая, но каждые сутки происходит 4–5 аварийных ситуаций. Также ремонта требует треть канализации - аварии происходят раз в три дня, ежедневно приходится прочищать около 30 засоров.
[see_also]
"Двуглавый дракон" и магистрат. Что изменит для киевлян альтернативный закон "О столице"
[/see_also]
Кто виноват в авариях
Из-за порыва теплосети 10 человек получили ожоги, семерых привезли в больницу. Пострадали магазины в ТРЦ, под асфальт ушло два автомобиля. Пострадали и животные. В Голосеевском парке имени Рыльского в ближайшему к ТЦ пруду всплыла мелкая рыба.
С неудобствами столкнулись жители Шевченковского и Соломенского районов. В соцсетях делились тем, что тепло в день аварии пропало около 22:00. При этом счета гражданам придут на полную сумму. Кто возместит все эти убытки и неудобства?
По закону нести ответственность за сети должен владелец или пользователь (балансодержатель, арендатор, концессионер). И здесь главный подвох. Вспомним случаи предыдущих годов. После порыва трубы осенью 2017 года в Голосеевском районе в пресс-службе Киевэнерго пострадавшим предложили обратиться за компенсацией. Но в итоге в компании отказались ее выплачивать владельцам машин, которые повредил фонтан грязи высотой с пятиэтажный дом. Тогда сослались на то, что труба находилась на территории ОСМД, то есть объединения жильцов. Значит, жильцы должны компенсировать стоимость ремонта машин.
В случае с ТЦ компенсацию пообещали столичные власти. Решение будет приниматься по каждому случаю отдельно, а состояние машин оценит специальная комиссия. Но Геннадий Рябцев считает, что заявления о компенсации - это только слова, и возмещений в ближайшее время ждать не стоит. Судебные процессы затянутся на годы и будут иметь весьма сомнительный результат.
"Руководитель Киевтеплокоммунэнерго будет говорить, мол, он, конечно, не виноват. Это советские инженеры виноваты, так как заложили сети не на 50 лет, а всего на 33 года. Мол, это все результат "комуністичнго минулого". Сейчас все будут перебрасывать ответственность, якобы это проектант ТЦ не учел, что рядом расположены трубы, неправильно проложил коммуникации. Скорее всего, найдут "стрелочника", планировщика. А мэр, конечно, не виноват", - говорит он.
В Киевтеплоэнерго уже заявили, что ТРЦ изначально строили с нарушением нормативов в охранной зоне теплосетей.
Светлана Кушнир считает, что виновны, в первую очередь, местные власти.
"Чиновники, приходя к власти, понимают масштаб превращений, которые надо сделать. Но они говорят: пока не случилось каких-то кричащих вещей, давайте вообще не трогать этот вопрос. А тем, кто приходит после них, потом легко говорить, что это предшественники ничего не делали", - говорит она.
Эксперт Валентин Землянский сходится с ней во мнении. Он считает, если Оcean Plaza действительно был построен не в соответствии с нормами, то понести наказание должны те, кто дал разрешение на это строительство.
Учитывая такое жонглирование виной, украинцам стоит подумать о том, как обезопасить себя на случай порыва в собственном доме. В случае создания ОСМД, платить придется из своего кармана, а вот при наличии договора с управляющей компанией можно отсудить деньги на ремонт. Так что важно этот договор подписать.
[see_also]
[/see_also]
Отказаться нельзя проинвестировать
Эксперты наперебой говорят, что случаев порывов могло быть еще больше, ведь зима в этом году теплая. Дальше - хуже.
О том, что сектор снабжения необходимо реформировать, говорили еще в 2004 году. Тогда были разработаны европейские рекомендации для постсоветских стран, согласно которым цену на газ советовали не увеличивать, пока система не будет модернизирована. Пока мы ограничиваемся оценкой повреждений сетей при помощи дронов и идеями об отказе от центрального теплоснабжения.
Люди все чаще отрезают батареи в попытках не переплачивать за подобные аварии, а власти задумываются о массовом переходе на индивидуальное отопление. Жильцам советуют "сброситься" на индивидуальный теплопункт. Некоторые эксперты говорят, что можно было бы сделать это частично, в "безнадежных" местах, а нормальные подготовленные сети с приборами учета оставить.
А вот Валентин Землянский говорит, что это не вариант. Установка систем влетает гражданам в копеечку и окупается годами. Также он утверждает, что в других странах, таких как Голландия, Дания и Норвегия, это не сработало.
Поэтому остается вариант только провести аудит проблем и заняться ремонтом. Денег на данный момент для этого не хватает. Олег Пендзин рассказывает NEWSONE.ua, что коммунальные предприятия "в долгах как в шелках". Так как инфраструктура прогнила, она неэффективна в тепловой экономии, а значит, приходится тратить больше энергоносителей, и коммунальные предприятия еще больше загоняют в убытки.
В Киевводоканале ежегодно вкладывают около 10 миллионов гривен в водопроводные сети, и почти 18 - в канализационные. Но за эти деньги можно поменять лишь до 1,5% необходимого. На масштабный ремонт нужны десятки, а то и сотни миллиардов гривен. Столичные власти же недавно скромно оценили суммы в 30 миллиардов.
Откуда их взять? Заместитель мэра Пантелеев говорит, что нужно закатать рукава, найти инвесторов, дать возможность опытным фирмам модернизировать сети. Правда, неизвестно, куда пошел миллиард евро, который уже выделяли Киеву в Европейском банке реконструкции и развития.
Геннадий Рябцев считает, что вариант ждать десятки миллиардов инвестиций смешон.
"У человека, который это говорит, нет экономических знаний. Это убыточная сфера, и на ней могут наживаться только отдельные лица. Кто-то совсем не понимает, в чем функции местного самоуправления. Есть целые отрасли, которые не являются привлекательными для инвесторов. Они связаны с быстрым получением прибыли. Это отрасли, связанные с обеспечением безопасности, экологической сохранности природы, с инфраструктурой, в первую очередь с критической. Это сферы деятельности государства и местных органов власти", - говорит он.
Рябцев подчеркивает, что отдельные элементы, которые могут быть привлекательны для инвестиций, все-таки есть. К примеру, объекты, которые производят оборудование для обновления сетей. Государство может предоставлять гарантии определенного объема закупок.
"Государство говорит, мол, у нас есть программа, в соответствии с которой будем менять энное количество труб ежегодно. Если товарищ Н вкладывает деньги, мы обещаем заказы на покупку этих труб на протяжении десяти ближайших лет. Так для него будет хоть какой-то смысл инвестировать что-то в сети", - приводит пример эксперт.
Кроме нереалистичности, в варианте с инвестициями есть еще один нюанс. Если инвестор тратит на восстановление здания более 30% его балансовой стоимости, он может претендовать на собственность. А это значит, что жильцы домов могут начать платить квартплату инвестору, размер которой тот установит самостоятельно.
[see_also]
Заплатят соседи. Как жильцам квартир отказаться от батарей, и выгодна ли альтернатива
[/see_also]
Заплатим из своего кармана?
Если же местные власти не могут найти деньги, то остается только вариант заложить плату за ремонт в тариф, чтобы коммунальные предприятия могли безубыточно существовать. Иначе людям будет попросту нечем платить зарплату.
Но такое решение бьет по пиару власти. Напомним, что недавно Гончарук призвал местные власти снизить тарифы на четверть из-за падения цены на газ на международных рынках. А ведь эту разницу можно было бы направить на модернизацию.
Рябцев считает, что городские администрации вполне способны найти деньги на эти нужды, если займутся эффективным планированием. Особенно учитывая миллионные премии.
"Кличко ведь рассказывал, какой большой бюджет у Киева. Может, не мостик надо было прозрачный строить, а трубы переложить. Но как же, мост ведь все видят. К нам ведь будет приезжать "Том Круз энд компани" и прыгать на нем", - говорит Рябцев.
Напомним, что не только киевские власти неэффективно распоряжаются финансами. В Харькове 70 миллионов гривен потратили на иллюминацию города к новогодним праздникам, хотя эти деньги можно было вложить в модернизацию.
Ждать ли трат от КГГА после случаев в столице - неизвестно, ведь киевский мэр пока молчит. Он срочно приехал из США и сразу направился в Александровскую больницу. Поэтому пока мы слушаем заместителей. Как бы то ни было, опускать руки не стоит.
"Гражданам стоит быть небезразличными, требовать от избранников действенности. Во всех городах есть понятие открытого бюджета. Благодаря ему мы можем мониторить, куда идут деньги, если они тратятся не по нуждам", - говорит Светлана Кушнир.
Пока же КГГА потратит деньги налогоплательщиков на "латание дыр". Будет перекрыт асфальт и изрыт грунт. Представить, сколько потеряет городской бюджет, трудно. Можно дать лишь приблизительную оценку. Стоимость километра дороги оценивают в 1,5 миллиона евро. Сейчас же будет отремонтировано минимум около 300 метров, так что это может обойтись примерно в 13 миллионов гривен. И это без учета ремонта прогнивших труб.
Также свои убытки сейчас подсчитывает Ocean Plaza. После аварии она закрылась минимум на один день, а это - около 25 миллионов гривен убытков. Если владельцы выиграют суды, КГГА заплатит и эти суммы.
К сожалению, о столь важных проблемах, как модернизация теплосетей, вспоминают только тогда, когда кипяток заливает улицы. Остается надеяться, что порочный круг из обвинений "попередников" наконец прервется, и виновные будут наказаны, дальнейшние аварии - предотвращены, а компенсации - выплачены всем, кто их заслуживает.
Анна Пешкова
Источник: newsone.ua
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.