Распродажа земли от Зе: какие новые условия подготовили для граждан и иностранцев

Размещено: 16.10.2019
Распродажа земли от Зе: какие новые условия подготовили для граждан и иностранцев Рынок земли. Фото: gard.news

Владимир Зеленский во время пресс-марафона 10 октября заявил, что рынку земли - быть, но нужно временно запретить продавать украинские гектары иностранцам. В тот же день нардепы из партии монобольшинства зарегистрировали законопроект №2178, в котором учли замечания после встречи президента с представителями аграрной отрасли.

Интересно, что предшественник документа, законопроект №2194, который был зарегистрирован нардепами из "Слуги народа" буквально за неделю, был гораздо строже.

Что предлагается в новом законе, и помогут ли уступки Зеленского облегчить жизнь аграриям? 

Чего "Слуга народа" хочет добиться рынком земли  

Основной аргумент команды Зеленского в защиту рынка земли: если земля - это собственность, то украинцы могут распоряжаться ею, как посчитают нужным. 

"Мы не открываем рынок земли. Рынок на самом деле существует. Мы его выводим из тени и даем больше прав хозяевам. Сейчас парадоксальная ситуация, когда украинец не хочет владеть землей, но продать ее он не может. И еще более парадоксально - если он хочет ее купить, сделать этого он не может", - рассказывает NEWSONE Алексей Мушак, советник Премьер-министра Украины по экономическим вопросам и земельной реформы.

В команде Зеленского говорят, что при открытии рынка украинцы получат финансовую выгоду. Мушак считает, что украинцы смогут заработать на земле при ее продаже, но делать это стоит не прямо сейчас, а подождать пару лет. Тогда, по его мнению, выгода будет больше. 

"Семья может при открытии рынка земли получать не два мешка зерна, а 18 тысяч гривен в год. За эти деньги можно учить ребенка в университете в Киеве", - говорит NEWSONE нардеп из "Слуги народа" Александр Качура. 

Также, по его словам, те украинцы, которые принадлежат к среднему классу, получат хорошую возможность выгодно инвестировать в землю. Сейчас сложно планировать агробизнес на 10-20 лет, так как есть страх, что землю заберут, потому что закончился договор аренды. 

Еще один аргумент защитников рынка - собственник земли будет больше заботиться о ней, чем арендатор. Мораторий привел к тому, что большие компании безответственно обрабатывают земли, а хозяин земли будет выращивать безвредные культуры.  

Но эксперты говорят, что не все так гладко. Кроме того, в прежнем законе, который нардепы внесли 1 октября, было "зашито" много спорных норм. Во-первых, иностранцы должны получить право покупать земли несельскохозяйственного назначения. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что инвесторам приходится оговаривать с Кабмином вопрос продажи участков. Для того, чтобы обойти эти сложности, используются фирмы-прокладки, украинские юрлица. Так что и дискуссии с Кабмином, по мнению авторов, не нужны. Украинцы же выступают против распродажи земель нерезидентам.

Также, согласно закону, Госгеокадастр вообще не нужен, так как на его содержание идет слишком много денег из бюджета. В документе указали, что местные бюджеты получили почти в десять раз меньше от аренды, чем государство потратило на содержание этого реестра. Госгеокадастр действительно заполнен только на 70%, но его можно развивать дальше. Но нардепы решили, что создавать новую эффективную модель не нужно. 

"В 90-х годах в Польше, когда запускали рынок земли, кадастры у них вообще были бумажные, финансовой системы как таковой не было. Где теперь Польша в аграрной сфере, и где мы. Теперь земля у поляков в 65 раз дороже, чем тогда", - объясняет Мушак. 

Местные органы власти стали бы способны менять целевое назначение земель. Таким образом, сельскохозяйственные земли можно было бы вывести из аграрного оборота и разместить на них все, что угодно, даже то, что может угрожать экологии, например, мусорные полигоны в заповедниках.

Агрохимическую паспортизацию земель хотят упразднить, так как она якобы не защищает почвы, ведь часто паспорта подделывают. Почему бы тогда не отменить паспорта украинцев, ведь их тоже подделывают? Нардепы предлагают идти по пути отмены всех неработающих норм вместо их улучшения, но не заботятся о качестве земли, которая будет распродаваться.

Теперь к новому законопроекту. 

Что в альтернативном законе  

Согласно опросу Центра Разумкова, большинство украинцев (56,3% жителей городов и 59,2% сельских жителей) против отмены запрета на продажу земли. Более двух третей опрошенных хотят референдум по этому вопросу. Одна из причин - есть опасения, что иностранные инвесторы выкупят украинскую землю и снизят ее плодовитость. Правда, представители команды Зеленского говорят, что опрос группы "Рейтинг" некорректен. Они подчеркивают, что 58% поддержали максимально либеральную модель рынка, как в Канаде. 

"Может прийти иностранный инвестор и везде растить подсолнечники и рапс. Он использует эту землю и прейдет на другую - вопрос только финансов. Думаю, мы могли бы ограничить количество гектаров, которые он купит, выращивание тех или других культур. Но это была бы в любом случае потеря наших территорий", - говорит NEWSONE Советник вице-премьер-министра Украины Анна Свириденко. 

Согласно новому законопроекту слуг народаэтот вопрос откладывается в долгий ящик. Иностранцы не смогут покупать землю еще 5 лет. Также она будет недоступна для сельскохозяйственных производителей, которые работают менее 3 летКроме того, президент может ввести санкции против отдельных компаний и физлиц, и они не смогут покупать землю.

"По нашим подсчетам, за 5 лет все украинцы смогут купить нужное им количество земельных участков. Кроме того, мы открываем дешевое кредитование для фермеров", - говорит Качура. 
"И что потом? Вы думаете, Джон приедет в Пирятин и купит четыре гектара земли? В частной собственности она находится именно в таких маленьких размерах. А государственные земли продавать не будут", - добавляет Мушак. 

Сам же рынок будет запущен через год - с 1 октября. 

Вводятся и другие ограничения. Одно лицо может приобрести не более 35% сельскохозяйственных земель объединённой общины, 15% - области и 0,5% - всего земельного фонда. У арендатора земли - приоритетное право на покупку участка. Землю, которая находятся в постоянном пользовании, можно выкупить с рассрочкой платежа в 5 лет.

Облегчит ли законопроект жизнь украинцам 

Политолог Кирилл Молчанов говорит, что власти пришлось пойти на уступки аграриям в вопросах рынка земли, так как рейтинги Зеленского начали сильно проседать. С 73% они снизились до 66%. Подстегивает падение и согласование "формулы Штайнмайера". Он также считает, что даже если закон примут, уже следующем году на него могут ввести мораторий, если рейтинг Зе начет падать еще стремительнее. О том, что все дело в реакции народа, говорит и финансовый аналитик Алексей Кущ. 

"По большому счету, это попытка немного закамуфлировать прежний законопроект. Почему произошел такой небольшой откат? По последним опросам от 70 до 80% населения выступает против земельной реформы в том виде, в котором она предлагается. Зе озвучили эти цифры, и после 14-часового марафона на него снизошло озарение", - говорит Алексей Кущ. 

Эксперт поделился с NEWSONE.ua своим восприятием новых норм законопроекта. 

Кущ рассказывает, что возможны всего три модели любой земельной реформы. Согласно первой, землей владеют только физлица, согласно второй - физические и юридические лица, без права опосредованного владения со стороны нерезидентов. То есть конечными бенефициарами могут быть только граждане страны. И третья - землей владеют физические, юридические лица и, прямо или опосредованно, то есть через приобретение контроля над юрлицами, нерезиденты.

"В Украине нужно вести дискуссию, какую модель у нас применять. Все остальное - от Лукавого. Этот законопроект от Лукавого, потому что он дает возможность все равно опосредованно покупать землю нерезидентам через получение контроля над юрлицами. Понятно, что те, кто будет работать меньше 3 лет, не смогут передавать контроль, но это не помешает передавать схемы тем, кто работает дольше. В данном случае законопроект не устраняет главную проблему", - говорит Алексей Кущ.

Эксперт убежден, что землю можно продавать только физическим лицам, а юридические не должны иметь права ее скупать.  

Он также подчеркивает, что позитивный момент в документе - видоизменение норм концентрации. 

"То, что одно лицо может купить 0,5% от всей земли и 15% от области, раньше значило, что такая маленькая область как Черновецкая могла быть скуплена несколькими людьми. На одно село в среднем приходится 5 тысяч гектар, на одну территориальную общину - 20 тысяч. Раньше при норме в 0,5% от общего земельного банка один собственник мог купить 40 сел. Введение ограничения на уровне 35% от земельного банка ОТГ хоть чуть-чуть уменьшает возможность концентрации земли в одних руках, но оно искусственное", - говорит эксперт.

Алексей Кущ подчеркивает, что стоило бы установить нормы не в процентах от площади, а в количестве земли, которое может принадлежать одному собственнику. Например, не более 10 тысяч гектаров. Эксперт считает, что мы имеем дело с попытками новой власти протолкнуть ту модель земельной реформы, которую нынешняя власть пообещала своим выгодоприобретателям. 

Какие еще риски могут ждать при открытии рынка земли

Сельскохозяйственные земли нечасто продаются. Происходит это каждые 15-35 лет. Чем дольше земля находится в одной собственности, тем больше продуктивного использования. Экс-министр экономики Виктор Суслов же говорит, что действующая система весьма эффективна. 

"Рынок земли не даст сейчас экономический прыжок. Сельское хозяйство у нас сейчас развивается очень успешно. Сложились такие корпорации как "Нибулон". Самая большая угроза - развал сложившегося способа производства", - рассказывает он NEWSONE.

Соучредитель аналитического центра "Украинский институт будущего" Анатолий Амелин говорит, что противники рынка земли - это или те, у кого нет ее в собственности, или аграрные холдинги, которые просто боятся больше платить за землю. Если рынок будет запущен, агробизнес действительно будет вынужден потратить больше. Но это отразится и украинцах. Деньги пойдут не на производство, а значит, могут вырасти цены на продукцию. В погоне за рентабельностью компании могут выращивать опасную продукцию, технические культуры, говорят эксперты. 

Кроме того, крупные игроки будут заинтересованы в снижении стоимости земли, и возможно давление на продавца. Рейдеры могут блокировать продажу путем покупки небольших участков.

Казалось бы, новым законом от команды Зе арендодателям предоставляется преимущество при покупке земли, и это должно предоставить украинцам больше преимуществ. Но и эта норма ничего, в сущности, не меняет. Эксперты рассказывают NEWSONE, что люди попросту не смогут выкупить землю - они проиграют войну тем, у кого кошельки будут толще. 

"Средняя цена гектара - 1,5 тысячи долларов. Есть ли у фермера 15 тысяч долларов? Вряд ли. Так что преимущества недостаточно", - говорит Алексей Кущ.  
"Минимальная стоимость одного гектара - 35 тысяч гривен. Что это такое для гражданина, и что для агрохолдинга. Нужно сначала поддержать наших фермеров, а потом уже открыть рынок земли", - рассказывает Анна Свириденко, доктор философии в области права.  
"Рынок земли - это не способ реализации права собственности, а способ забрать землю в собственность латифундистам. Те, кто хочет заниматься землей, простые селяне, не смогут выдержать конкуренцию. Интересов гражданина я тут не вижу. В Конституции нужно записать - земля должна быть общенародной собственностью. Для этого нужен референдум", - говорит политический эксперт Владимир Чемерис. 

Поэтому партия "Оппозиционная платформа - За жизнь" и выступила против внедрения рынка земли. Она потребовала проведения общенационального референдума по этому вопросу.


Украина обязалась в меморандуме с МВФ ввести рынок земли еще несколько лет назад. Но похоже, что к оптимальной формуле, которая не навредила бы ни стране, ни простым гражданам в частности, пока так и не пришли.

Анна Пешкова


Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.
'; str += '
'; if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { str += '' } } str += '
' + '' + 'Результат' + '
' + '
'; $box.parent().find('.dem-loader').hide(); $box.html(str).data('vote', vote).find('#js-vote-fm' + vote.absnum).on('submit', function(event){ event.preventDefault(); var $form = $(this); var $box = $form.closest('.js-vote-box'); var option_absnum = $form.find('input[name="poll"]:checked').val() || 0; if (option_absnum > 0) { $box.parent().find('.dem-loader').show(); $form.prop('disabled', true); $.post(http_addr + lang + '/actions/vote', {vote:[{'absnum':$box.data('absnum') || 0, 'option_absnum': option_absnum}]}, function(data) { var data = typeof data == 'string' ? JSON.parse(data) : data; var done = false; if (data.vote.success) { var vote = data.vote.result; $box.data('vote', vote); set_options_done(vote.absnum, option_absnum); done = true; } else { if (data.vote.result.errno == 0) { done = true; } else { alert(data.vote.result.error); } $form.prop('disabled', false); } if (done) { var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); if ( done_votes.indexOf($box.data('vote').absnum) == -1) { done_votes.push($box.data('vote').absnum); $.cookie('done_votes', done_votes.join(','), {expires: 364, path: '/'}); } build_vote_results($box, $box.data('vote')); }else{ $box.parent().find('.dem-loader').hide(); } }); } else { alert('Выберите вариант ответа'); } }); } function set_options_done(vote, option){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); if ( typeof votes_options[vote] == 'undefined') { votes_options[vote] = option; $.cookie('votes_options', JSON.stringify(votes_options), {expires: 364, path: '/'}); } } function get_options_done(vote){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); return typeof votes_options[vote] != 'undefined' ? votes_options[vote] : 0; } function build_vote_results($box, vote) { // get date of creations tart var created = new Date(parseInt(vote.created) * 1000), created_day = created.getDate(), created_month = created.getMonth() + 1, created_year = created.getFullYear(), created_date; created_month < 10 ? '0' + created_month : created_month; created_day < 10 ? created_day = '0' + created_day : created_day; created_date = created_day + '.' + created_month + '.' + created_year; var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); var opt = get_options_done(vote.absnum); var str = '
' + vote.title + '
'; if (parseInt(vote.total_votes) == 0) { vote.total_votes = 1; } if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { var p = Math.ceil((parseInt(vote.options[i].votes)*100)/parseInt(vote.total_votes)); str += '
' + '
' + vote.options[i].title + '
' + '
' + '
' + ' ' + '
' + '
'; } } if (done_votes.indexOf(vote.absnum+'') != -1 || vote.is_ended) { }else{ str += ''; } str += '
'+created_date+'
'; $box.html(str); $box.parent().find('.dem-loader').hide(); // animation progressbar's $('.vote_fill').each(function () { var fillWidth = $(this).attr('data-width'); $(this).width(fillWidth); }); } if (!window.format) { window.format=function(b,a){if(!b||isNaN(+a))return a;var a=b.charAt(0)=="-"?-a:+a,j=a<0?a=-a:0,e=b.match(/[^\d\-\+#]/g),h=e&&e[e.length-1]||".",e=e&&e[1]&&e[0]||",",b=b.split(h),a=a.toFixed(b[1]&&b[1].length),a=+a+"",d=b[1]&&b[1].lastIndexOf("0"),c=a.split(".");if(!c[1]||c[1]&&c[1].length<=d)a=(+a).toFixed(d+1);d=b[0].split(e);b[0]=d.join("");var f=b[0]&&b[0].indexOf("0");if(f>-1)for(;c[0].length