Реформа СБУ: время для решений или разговоров?
За считанные недели мир и вместе с ним Украина перескочили на новый level угроз. Были террористы, гибридные войны, а теперь еще и коронавирус. Это, конечно, не причина для паники, но вызов для государств и, как ни странно, для их спецслужб. Он только подчеркивает - мир уже изменился. И сфера безопасности должна быстро адаптироваться к новым условиям.
Появление новых вызовов - не какое-то случайное совпадение, это наша реальность. Она, как капитан очевидность, фиксирует: нельзя терять время. И символично, что именно в таких условиях в украинский парламент внесли закон о реформе СБУ. Ведь у нее есть достаточно четкая цель - сделать спецслужбу современной и более готовой к новым вызовам и угрозам. В том числе и таких, как коронавирус.
Законопроект, который подал президент, позволяет Службе сконцентрироваться на главном - национальной безопасности и дает для этого необходимые механизмы. Это означает, что Служба прежде всего заниматься характерными для любой спецслужбы контрразведкой, борьбой с терроризмом, кибербезопасностью и защитой государственной тайны.
Но при необходимости - сможет адаптировать структуру и приоритеты в работе, изменить и усилить отдельные ее элементы. Речь идет о новом подходе к организации - не реактивный, а проактивный и риск-ориентированный. То есть, когда мы боремся не со следствиями проблемы, а с ее предпосылками, нейтрализуем угрозу в ее начале. Если же она все-таки появляется, Служба подстраивается под новые условия для быстрого реагирования -с учетом существующих рисков.
Однозначно, в специальной службы должна быть определенная гибкость. В конце концов, в этом и сила классической спецслужбы - анализировать и прогнозировать, учитывать особенности любой ситуации и свой уникальный опыт, разрабатывать эффективные меры и средства реагирования, и - действовать быстро и результативно.
Поэтому, кстати, несколько удивляет, когда в последнее время приходится слышать слова вроде "посмотрите, он как в Европе ...". Ведь на самом деле единых регламентов и директив, а тем более стандартам ЕС по спецслужб не существует. Мы с уважением относимся к опыту наших коллег, активно его изучаем. Однако каждая страна ищет свой вариант обустройства системы безопасности. И это правильно.
Поэтому законопроект, поданный Президентом - это попытка совместить лучший мировой опыт и украинские традиции в сфере безопасности. Конечно же с учетом существующей ситуации безопасности в стране. Реформа должна лишить Службу от несвойственных ей функций и четко разграничить компетенции СБУ, НПУ, НАБУ и ГБР.
Например, законопроектом предусматривается, что упомянутые структуры не смогут привлекать сотрудников Службы к своим следственных действий и уголовных производств, и мы выйдем из досудебного расследования коррупционных и экономических преступлений. И это - та тема, вокруг которой сегодня происходит много дискуссий.
Поэтому еще раз подчеркну - в СБУ не будет главных управлений "К" и "КЗЭ". Специально подчеркиваю этот нюанс для отдельных экспертов, которые строят экспертизу законопроекту на собственных предположениях.
К тому же, в их заявлениях есть определенная нелогичность - с одной стороны они требуют максимально ограничить полномочия Службы по противодействию экономической преступности, а с другой - более жестких действий от СБУ. В нынешних условиях, например - противодействия контрабанде медицинских товаров.
И мы, конечно, реагируем - только недавно обнаружили 80000 респираторов на 3,4 миллиона гривен и 40 000 медицинских халатов почти 1,3 миллиона. И партии поддельных тестов заблокировали. Но возникает вопрос: как эффективно противодействовать подобным случаям в будущем, если Службу лишат этих полномочий? Кому их передадут? Но иметь такие же результаты?
Вопросы риторические. Но мы открыты к диалогу и вокруг них. Радостно общаемся со специалистами - теми, кто разбирается в безопасности и специфике спецслужб, а не прибегает к дискуссий ради дискуссий. Ведь подход "я точно знаю, как сделать" без элементарного представления о природе и назначении специальной службы не сработает в этой сфере. Вряд ли уместны вопросы безопасности эксперименты в стране, где шестой год идет война.
Ведь на самом деле реформа СБУ - это не о расширении полномочий или их перераспределение. Это об эффективности. И понимание того, что государство и его граждане должны быть защищены даже в моменты, когда меняется мир.
Источник: 112.ua.
Источник: newsone.ua
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.