Погромы, выход из ЕС и "желтые жилеты": почему возник французский "Майдан" и как с ним связан Путин
“Добро пожаловать беженцам”, “прочь Макрона и его жену”, “верните гильотину”, “банки - грабители”. Эти и другие лозунги против правительства написаны на заколоченных витринах французских магазинов.
Новая волна протестов началась с неудовлетворения тем, что с 1 января 2019 года дизельное топливо должно подорожать на 6,5% из-за повышения экологического налога. При этом за последнее время топливо и без того подорожало на четверть. На улицы вышли около 300 тысяч человек в желтых жилетах, которые протестуют против повышения стоимости топлива.
Протестующим удалось добиться своего. Глава французского правительства Эдуард Филипп пообещал на полгода заморозить повышение цен на топливо. Но на этом все не закончилось - протестующих на улицах Парижа стало только больше.
Что общего у ситуации во Франции с украинским Евромайданом, чего теперь хотят протестующие и как все это отыграется на президентстве Эммануэля Макрона?
Как и почему все началось
Великая французская революция была не единственным масштабным проявлением неудовлетворения французского народа. Франция - одна из самых активных по протестам страна. Акции там происходят почти каждый год. Например, два последних года французы выходят на митинги против пенсионной реформы.
Феномен "желтых жилетов" появился в мае и какое-то время "жил" в соцсетях. Такую экипировку имеют при себе все водители уже около десяти лет. Стоят жилеты немного и при этом доступны каждому французу.
Движущей силой протестов стал средний класс и ниже среднего. Людей беспокоит, что, вместе с подорожанием топлива, перевозок, автоматически вырастут цены на продукты. “Желтые жилеты” называют Макрона президентом богатых и требуют его отставки, пока сам он безуспешно оправдывает подорожание топлива защитой окружающей среды.
24 ноября 8 тысяч человек причинили городу масштабный ущерб, который власти оценили в полтора миллиона евро. Они перекрывали дороги, блокировали движение по всей стране и пришли на Елисейские поля - один из важнейших транспортных узлов центра Парижа. От Триумфальной арки лучами расходятся улицы, это транспортная артерия города. Ее блокировка чревата прекращением движения во всем Париже, так что митинги тут обычно не проводят.
Уже 1 декабря протестующие сожгли сотню полицейских автомобилей. А национальное достояние, Триумфальную арку, покрыли граффити, как и музей внутри нее. Были бои на баррикадах, полиция задерживала сотни людей.
Самые распространенные ранения, которые получали протестующие - от осколков гранат со слезоточивым газом, которыми их забрасывала полиция. Получали также много ранений от своих, когда люди закидывали полицейских камнями. Все это не прошло даром - власти сдались на требования граждан.
Уступки не помогли
Недовольство граждан только росло. Уже 8 декабря на улицы вышли 136 тысяч человек - примерно столько же было и 1 декабря. Почти 90 тысяч правоохранителей безуспешно пытались сдерживать протестующих.
В Париже звучали не только крики “желтых жилетов”, но и стук копыт - подключили конную полицию. Проверяли все автомобили, которые ехали в сторону столицы, чтобы в город не ввозили оружие. Почти сразу обнаружились сотни противогазов, кислота молотки.
Недовольных можно разделить на две группы. Были те, кто приезжали с семьями, люди в возрасте, фермеры, малые предприниматели. Они протестовали мирно и сразу отстранились от стычек. Вторая группа - радикально настроенные люди, в основном - молодые. Протестовать вышли уже даже ученики старших классов и недовольные студенты.
Вторая группа жгла машины у домов богачей и рождественские елки. Массово громили магазины и выносили товар. Чтобы витрины не били, некоторые магазины стали вывешивать желтые жилеты и таким образом показывать солидарность с народом. Но крупные компании не смогли этого себе позволить, так что им досталось больше всего. Прикрученные к витринам доски протестующие отдирали, а потом использовали как щиты в стычках с полицией.
Те граждане, которые не вышли на протесты, в основном осуждают вандализм. Но они считают, что все это уладить должна полиция, и пеняют больше на нее, а не на самих протестующих.
Французские протесты поддержали и в Бельгии. Там хотят снижения налогов и цен, повышения зарплат, улучшения условий труда. Среди "желтых жилетов" засветилась и актриса Ума Турман. Ее фото появилось в Instagram.
Макрон пригрозил привлечь к ответственности виновников хаоса. Он считает, что погромы не связаны с протестами и только отвлекают внимание от реальных требований. Лидер политической партии “Национальный фронт” Марин Ле Пен же поддержала протест и предложила распустить парламент.
Американский президент Дональд Трамп упомянул в своем Twitter протесты и Парижское соглашения о климате, к которому не присоединились США. Дело в том, что на митингах звучали призывы "хотим Трампа". При этом требования протестующих противоречат политике Трампа, который, наоборот, в первую очередь отстаивает интересы бизнеса. Скорее всего, самому американскому лидеру протесты не то, чтобы выгодны, а скорее тешат его самолюбие, учитывая количество его противоречий с ЕС.
[see_also]
[/see_also]
Почему протесты продолжаются
Теперь французы не говорят о ценах на бензин. Они требуют запретить все налоги, которые превышают четверть доходов французов. Все социальные выплаты требуют поднять на 40%. Хотят также новых рабочих мест и 5 тысяч новых дешевых квартир.
Протестующие требуют выйти из ЕС, из Лиссабонского договора, чтобы сэкономить финансы страны, которые якобы тратятся впустую. Хотят выйти из НАТО, запретить использование французских войск во внешней агрессии, прекратить военное и политическое вмешательство в Африку. Также настаивают на блокировке нескончаемого потока иммигрантов.
Разбить банковские монополии, вернуть 80 миллиардов евро, которые 40 крупнейших компаний задолжали государству, прекратить приватизацию и вернуть уже приватизированное имущество. Но и это еще не все требования французов.
Аннулировать внутренний долг. Переписать Конституцию под полновластие народа. Запретить лоббирования. Немедленно убрать с дорог “бесполезные” радары и стоп-камеры. Пересмотреть методики обучения, сделать правосудие бесплатным, разбить медийные монополии, прекратить субсидирование СМИ. Требования протестующих коснулись даже запрета на производство пластиковой тары, ГМО, пестицидов.
С начала протестов рейтинг Макрона снизился с 25% до 18%. Это самый низкий показатель за время его президентства. Политолог Вячеслав Потапенко считает, что причины всех этих требований просты. Все дело в обманутых обещаниях граждан.
“Выбрать в президенты молодого и неопытного парня было рискованной идеей. На Макрона навалили множество ответственности. Ему в программу вписали все лозунги, которые звучали на протестах французов. Люди дали ему кредит доверия, но затем увидели, что данные им обещания не исполнили. Во Франции привыкли к привилеям. Власть постоянно идет на уступки населению. Например, за лекарства там платят всего 8% от их стоимости.
Предыдущий президент был социалист, а Макрон отстаивает интересы бизнеса. У людей лопнуло терпение, а то, что их будут использовать заинтересованные лица, их не беспокоит, У Макрона него не было опыта государственного управления. Как он себя поведет дальше, какая у него стрессоустойчивость - непонятно”.
Российский след
Некоторые протестующие выкрикивали на камеры по-русски "Слава Сирии! Слава России!". Также французские СМИ писали о том, что протестующих заметили в одежде с изображениями Путина. Перед журналистами гордо "светили" флагом "ДНР" на фоне Триумфальной арки в Париже. На фотографии с флагом запечатлели Фабриса Сорлина и Ксавье Моро.
Сорлин – лидер ультраправой организации "Судный день", бывший руководитель организации "Ассоциация Франция - Европа - Россия". Он руководит аналитической компанией Katehon. В составе ее совета известный своей пророссийский позицией Александр Дугин. Французские журналисты предполагают связи этой компании с ГРУ. Моро же был наблюдателем на "выборах" на оккупированной территории Донбасса. Он написал книгу "Украина. Почему Франция себя обманывает".
Министр внутренних дел Франции Кристоф Кастанер подлил масла в огонь, заявив, что за радикалами стоят организованные группы Сорлина.
Затем Альянс обеспечения демократии сообщил об активности 600 российских ботов в социальных сетях. Их обвинили в пропаганде взглядов Кремля. Все они распространяли тег #giletsjaunes, поддерживая протесты “Желтых жилетов”. По этому тегу можно было найти информацию о том, что среди самой полиции якобы есть те, кому по душе действия протестующих. Во Франции эту информацию называют фейком.
В украинских медиа говорят о том, что Россия была заинтересована в дестабилизации Франции. А посещение гражданами Франции “ДНР” уже давно должно было стать серьезным тревожным звоночкам. Также указывают на то, что российские агенты разведки “Петров” и “Баширов” ездили в Париж год назад именно в момент первых протестов против Макрона.
Французская полиция уже начала расследование о влиянии РФ на протесты, а у Путина назвали эти обвинения клеветой.
“Россия усиливает этот вопрос для своих интересов, - утверждает в эфире NEWSONE политолог Юрий Лесничий. -Украинцы теперь задумываются о том, не преувеличен ли в их сознаниях евроромантизм, к которому мы так стремимся. Если в Европе докажут методическую помощь, то у россиян будут серьезные проблемы. Неумение провести некоторые операции без раскрытия бьет по россиянам”.
“Нужно сперва определиться. То, что РФ стала инициатором митингов во Франции - это смешная идея, - считает политолог Юрий Романенко, - Выходит, российских лидер всемогущий, он способен смотивировать на протесты тысячи французов. Выходит, большинство французов поддерживают Путина. Парадоксально: патриотическая общественность уверена, что Россия вот-вот развалится. Но эта же страна, по их словам, контролирует абсолютно все”.
[see_also]
[/see_also]
Параллели с Украиной
Аналитики, сравнивая протесты во Франции, в один голос указывают на главную отличительную черту. В Украине почти все магазины в районе Майдана остались целы, и лишь единицы сгорели в боях.
“В чем разница? В Киеве за три месяца Майдана протестующими не был разграблен ни один магазин”, - говорит политолог Виталий Андриевский.
Аналитик Олег Голубенко считает, что Макрону не нужно ничего опасаться, как Виктору Януковичу.
“Я пока не вижу существенных угроз, чтобы Макрону нужно было срочно выходить на переговоры и как-то реагировать. Здесь протесты происходят только в Париже, а в Украине люди выходили на улицы по всех регионах. У них другая политическая культура: нет проблемы уйти в отставку политику. Не то, что у нас, когда президент держится за власть до последнего”.
Эксперт Максим Кухар, в свою очередь, утверждает, что нам стоило бы вмешаться в конфликт.
“Думаю, все это затянется на несколько месяцев. Но почему мы все еще не предложили Франции помощь? Это ведь выгодно для нас: отношение к Украине и России могут пересмотреть. Пошлем во Францию делегацию, предложим содействие. Или это только Франция должна нам помогать?”
Эксперты считают, что в Украине ситуация намного сложнее.
“Как и в Украине, здесь организация произошла через соцсети, - говорит Вячеслав Потапенко. - Но у нас была идеалистичная мотивация. Мы хотели в ЕС, а тут еще избиение студентов. У французов же стартовой точкой были деньги. У них большой опыт протестов, вопрос можно закрыть деньгами, обещаниями. В Украине же денег нет и рейтинги наших кандидатов в президенты намного меньше, чем у Макрона в его худшее время. Нам нужно думать, как нам решать свои проблемы”.
“В соцсетях Макрона рисуют с подписью “Астанавитесь”, которая отсылает нас к Януковичу. Но эти ситуации сравнивать нельзя. Митингующие не выражают претензии к власти, не обвиняют ее в коррупции. Власть легитимна, чего не было у нас. У нас также не было мародерства”, - говорит Юрий Лесничий.
Пока во Франции неспокойно, украинские туристы продолжают скупать туры в Париж, как и раньше.
[see_also]
[/see_also]
Ждать ли новую волну протестов
В Facebook уже есть группы, призывающие в следующую субботу продолжить протесты. В это втягивается все больше людей.
Протестующие считают, что сейчас ход за Макроном. Пока что Макрон только выразил благодарность полицейским за их профессионализм. А вечером 10 декабря он планирует выступить с официальным обращением к протестующим.
Аналитики больше склоняются к тому, что успеха протестующим не достигнуть. Все усложняет отсутствие единого центра, который бы координировал протесты. Кроме того, у “желтых жилетов” нет общей стратегии.
“Сейчас будет выдержана некоторая пауза, - уверен Олег Голубенко. - Ситуация может пойти на спад, ведь задержали самых агрессивных протестующих, которые проведут некоторое время в участках и успокоятся. Кроме того, люди выйдут на работу и темп немного погасится. Весной будут выборы в странах ЕС. Если протесты продолжатся, общество радикализируется и к власти придут новые партии, которые поддерживают эти протесты”.
Максим Кухар считает, что проблему можно решить только на уровне Брюсселя. Но ему не хочется ее решать, таким образом признавая свои ошибки в экономике. Аналитик подчеркивает: если навстречу протестующим пойдут, это автоматически приведет к волне аналогичных протестов в других странах.
Протесты во Франции не похожи на Евромайдан, который пережила Украина - у нас были идеологические причины. Но граждан обеих стран объединяет то, что они пытаются отстаивать свои прав и хотят жить лучше. Пока неизвестно, получится ли французам достичь результатов по всем 25 пунктам требований от власти. Но абсолютно точно ясно, что изменения в геополитике неотвратимы.
Анна Пешкова
Источник: newsone.ua
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.