Нефть в “минусе”. Когда снизятся цены на заправках, и что даст обвал рынка Украине
Понедельник обернулся для нефтяников непредсказуемо. С начала торгов начался резкий обвал котировок. Американская нефть подешевела до двух долларов, затем ушла в ноль, а после и вовсе упала до -37,6 долларов за баррель. Аналитики называют этот случай историческим.
Пользователи соцсетей активно тиражировали эту новость, сопровождая ее прогнозами падения экономик стран, заточенных на добычу нефти. А исполнительный директор НАК “Нафтогаза” Юрий Витренко стал подсчитывать вероятную прибыль от закупки “черного золота”. Он заявил, что нашей нефтетранспортной системы будет достаточно для хранения не только того топлива, которое закупит Украина, но и для ресурсов других стран. Топ-менеджер “Нафтогаза” предполагает, что Украина сможет монетизировать такую идею.
Когда мы увидим низкие цены на заправках, и может ли Украина выиграть от последних трендов на мировых энергорынках?
Почему за покупку нефти хотят доплачивать
На фоне эпидемии коронавируса экономики многих стран приостановились. Соответственно, снизилась потребность в нефти. Но “черное золото” продолжали активно добывать саудиты. Они демпинговали рынок Европы, выдавливая из него Россию.
В рамках соглашения ОПЕК+ страны договорились сократить дневную добычу на 9,7 миллиона баррелей, но данное соглашение вступает в силу только с 1 мая. У сокращения добычи нефти есть тормозной путь в виду определенных технологических особенностей. Просто привести добычу к изменившейся конъектуре спроса сложно. Так что на данный момент предложение на рынке существенно превышает спрос (в некоторых сегментах он упал на 50-70%).
Нефть марки WTI сырая. Если ее приобретать, то необходимо либо переработать, либо хранить до лучших времен. Объемы переработки уже несколько недель как снижаются из-за низкого спроса, а значит, остается второй вариант. В американских хранилищах уже через пару недель будет негде яблоку упасть. В танкерах - рекордные 160 миллионов баррелей сырой нефти, и их просто негде разгружать.
Финансовый аналитик Алексей Кущ сравнивает ситуацию с переполнением водохранилища до критического уровня. Не остается никаких вариантов, кроме как сбрасывать лишнюю воду. Можно, конечно, утилизировать нефть, но это слишком дорого. Так что приходится пользоваться механизмом отрицательных цен, аварийной балансировкой между спросом и предложением.
Было очевидно, что трейдеры захотят избавиться WTI. Еще несколько недель назад некоторые компании доплачивали потребителям по 12 центов за баррель, чтобы те просто забирали нефть, потому что ее негде хранить. А 20 апреля как раз закончилась торговля майскими фьючерсами, которая и показала отрицательные цены.
Марунич подчеркивает: “бесплатной” нефти всего около 15%. Это контракты беспоставочные. Речь о сделке, на которой оплачивается разница между тем, когда фьючерс покупался и закрывался. По сути, мы имеем дело с финансовой спекуляцией. Паниковать рано, так как нефть на бумаге отрицательна лишь один день. Но если такая цена продержится, к примеру, месяц, это неминуемо отразится на реальной стоимости топлива.
Выиграют от этой ситуации не простые граждане, а биржевые банкиры. Уже сейчас можно спрогнозировать ряд банкротств нефтяников и остановку поставок. В марте сланцевики шли на банкротство примерно на 120 миллиардов долларов. Аналитики предполагают, что нефтяники начнут поглощать переработчиков и углублять монополизацию рынка. Кроме того, отрицательная цена нефти может превратиться в массовый невозврат кредитов. По пессимистичному сценарию, банки и биржи будут падать.
Теоретически, страны-поставщики могут выкарабкиваться из ситуации, наращивая продажи по низким ценам и делая прибыль за счет объемов. Сухими их воды выйдут также те, кто использует последние технологии и добывает нефть из неглубоких залежей, так что могут быстро приостановить добычу. Это США, страны арабского мира. В России же, к примеру, нефть добывают из больших глубин. Многие месторождения находятся на завершающей стадии разработки, так что прекратить добычу можно только уже “с концами”, что совершенно не целесообразно. Поэтому РФ придется работать в убыток.
“Для любо нефтедобывающей страны это удар. Но в РФ говорят, что ожидали падения нефти во втором квартале, а потом восстановления цен до 35 долларов за баррель. Да, это неприятно, так как у них в бюджете заложено 42 доллара. Но нужно, в первую очередь, смотреть на собственную экономику, ведь “пока толстый усохнет, худой два раза сдохнет”, - говорит эксперт в сфере энергетики Валентин Землянский.
Что будет с ценами на заправках
Украина - крупный импортер нефти. Ммы закрываем свой спрос лишь на 15%. Если нефть будет дешеветь, теоретически, потребители будут меньше платить. Но ждать, что заправки обрушат цены, не стоит. Пока не будут проданы нефтепродукты, закупленные по цене “черного золота” в 60 долларов за баррель, меняться ценники не станут. Важно также понимать, что цена нефти составляет лишь долю затрат при продаже нефтепродуктов. Большая часть стоимости - ее доставка, акциз, НДС, затраты АЗС.
Сырья еще много, так что очень нескоро спрос на него начнет увеличиваться, так что цена расти точно не будет. В целом же, Землянский считает, что мы будем идти в тренде уменьшения цен. Заправкам придется конкурировать за покупателя, что будет играть на снижение. Серый рынок нефтепродуктов тоже чувствует себя свободнее из-за отсутствия проверок во время карантина. Немного подтолкнуть цену вверх может стоимость доллара (при новом секвестре бюджета в правительстве запланировали курс в 29,5 гривны за доллар).
“Украина не воспользуется ситуацией. Временной лаг на рынке - 60 дней. Сейчас АЗС продают бензин, который был переработан 2 месяца назад. Все понимают, что майский дисбаланс нужно будет пережить, а с июня нефть будет стоить больше 20 долларов баррель. Энерготрейдеры не ориентируются на краткосрочные пики, так как за счет них нельзя выстроить долгосрочную ценовую стратегию. Так что текущие цены будут очень косвенно отражаться на автозаправках. То падение цен, которое мы уже наблюдаем в Украине - это не мировые колебания, а падение внутреннего спроса на топливо", - рассказывает эксперт Growford Institute Алексей Кущ.
Дональд Трамп уже заявил, что через месяц цена нефти WTI превысит 25 долларов за баррель. Конечно, в дальнейшем все будет зависеть от действий ОПЕК + и, безусловно, от длительности пандемии. Как только карантин закончится, возобновится активное транспортное сообщение и вырастет спрос на нефть. Марунич же прогнозирует, что в среднесрочной перспективе нефть вернется к цене в 40 долларов за баррель. Главный вопрос - насколько скоро это произойдет.
Если в том, что карман украинца все-таки ждут “профиты”, есть сомнения, то в негативных последствиях для страны никаких сомнений нет. Цены на сырье неминуемо влияют на основные статьи нашего экспорта: металлы, зерно. Основные рынки сбыта украинского проката и полуфабрикатов - нефтедобывающие страны, которые вошли в кризис. Дешевая цена на нефть в данном случае забивает еще один гвоздь в крышу гроба украинской экономики. Это при том, что и до пандемии негативным тенденциям добавилось падение спроса на металлургическую продукцию.
“Если будет дешевая нефть, уменьшится добыча угля, которая в Украине и так сокращается. Украина стала экспортером номер 1 кукурузы, так как кукуруза, подсолнечник, рапс используются для производства биотоплива, но и оно не будет нужно, так как легче будет заправляться обычным бензином. Будет также нанесен резкий удар по производству электромобилей. Зато по индексу радости из-за падения нефти в соцсетях Украина уже, наверное, занимает первое место в мире”, - говорит Алексей Кущ.
В условиях дефицита бюджета в 300 миллиардов гривен, который мы планируем покрывать внешними заимствованиями, ситуация для страны не самая приятная.
Может ли Украина закупить дешевую нефть
Исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко, который ранее требовал немедленной выплаты ему многомиллионной премии, считает, что самое время нашей стране закупиться бесплатной нефтью. Подобные идеи выражает и экономист Михаил Кухар. Он предлагает оплачивать услуги по хранению топлива США. По словам эксперта, такая сделка все равно будет выгодна Украине, так как со временем пандемия COVID-19 исчерпает себя, а спрос на нефть подскочит. Большая часть цены на заправке пойдет в казну, и лишь около 5% в ее структуре займет транспортировка.
Конечно, такая идея приходит в голову не только украинским экономистам. На фоне повышенного спроса стоимость суточного фрахта крупных нефтяных танкеров класса VLCC из расчета аренды на полгода выросла в 4 раза, на год - в 2,5 раза. Даже при оплате около 100 тысяч долларов в сутки, трейдеры смогут делать неплохие деньги.
Идея действительно хорошая. Сформировать такие запасы мы действительно обязались еще в различных меморандумах перед международными организациями. В частности, таким было условие присоединения к Энергетическому сообществу ЕС. Информацию же о том, сколько у нас сейчас топлива, профильное министерство не публикует. Но к воплощению идеи есть вопросы.
“Прекрасно, когда такие титаны мысли, как Витренко, подключаются к решению проблем экономики, могут подставить плечо и неплохо заработать. Такие заявления Витренко напоминают рассуждения рыбака, который сидит возле разбитого корыта на берегу моря. Ранее у него была золотая рыбка в виде “Нафтогаза”, которая выполнила все просьбы. Но он понимает, что теперь от “Нафтогаза”, с учетом серьезного снижения цен на газ и в связи с денидустриализацией экономики, этого ждать не приходится”, - делится мнением финансовый аналитик.
Кущ убежден: если бы наши чиновники думали бы не пост-фактум, а планировали подобные операции Украина действительно могла бы извлечь позитивные моменты из кризиса. Эксперт напоминает, что отрицательные цены на нефть сюрпризом не стали: японские аналитики предупреждали о них еще месяц назад.
В теории, место для нефти в Украине действительно есть. У нас есть хранилища государственной компании “Укртранснефть” и нефтеперерабатывающих предприятий, есть Шебелинский газоперерабатывающий завод. Интересно, что буквально недавно “ПриватБанк" продал на аукционе десять нефтебаз в Кировоградской, Харьковской, Житомирской, Сумской и Хмельницкой областях. Ушли с молотка они по крайне низкой стоимости - с уценкой 1% до 87%. База, которая ранее стоила 55 миллионов гривен, продавалась по 18, а та, что стоила 14 миллионов - по 4.
“В месседже Витренко ключевое словосочетание “вроде бы было”. У Минобороны “должны быть” резервуары. В стране даже до сих пор нет инвентаризации мощностей. Чиновники живут воспоминаниями постсоветского прошлого, но в каком они техническом состоянии хранилища, о которых они вспоминают, и не приведет ли их загрузка к экологической катастрофе, - они даже не задумываются. Ведь речь не о том, чтобы просто ведрами закачать нефть в хранилища. Это сложный технологический процесс с повышенной опасностью”, - рассказывает Кущ.
Но дело не только в хранилищах. Нужно было заранее готовить логистические маршруты, а не только резервуары, проводить переговоры. Эксперты в один голос говорят о том, что реализовать программу можно лишь в случае, если у страны есть собственные мощности по нефтепеработке. Но кроме Шебелинского завода, который имеет слабые мощности, остался только Кременчуцкий нефтеперабатывающий завод.
Алексей Кущ рассказывает: можно было бы в начале года запустить программу по использованию резервуаров и расконсервацию по существующим заводам. Да, заводы выведены из эксплуатации, по некоторым идут суды, но можно было бы принять соответствующее законодательство. Тогда весной мы бы загрузили хранилища бесплатной нефтью, а в конце лета можно было бы запустить нефтепереработку. Но вместо того, чтобы подумать, как заработать на дешевой нефти, олигархи делили Минэнерго.
Нефть дешевая, если покупать ее прямо сейчас. Та же нефть, которая приобретается на июль-август, уже намного дороже. Так что на этой теме могут заработать только сильные игроки рынка, но не простые инвесторы. Сегодня реально купить, завести, переработать и продать, может, например, Китай. Даже большинство самых крупных украинских операторов по торговле энергоносителями не успеют собрать деньги, чтобы воспользоваться ситуацией.
Отсюда еще один вопрос. Где же стране взять деньги на такую сделку? Кухар предполагает, что для этого можно получить кредит на рынке евробондов под 10-15% годовых. А вот Кущ называет в текущих условиях это крайне сомнительной идеей. По его мнению, в таком случае через год на многочисленных ток-шоу Украине придется разбираться, сколько же на самом деле было закачано нефти и сколько нужно вернуть кредиторам.
“Если закупки будут происходить на государственных рынках, а потом нефть будет перерабатываться на частных, я не вижу выгоды для страны. Кроме того, если появляется новый игрок, нужно еще, чтобы сети стали с ним работать. Государство ведь уже сейчас зарабатывает на импорте. Львиная доля от цены - налоги”, - говорит Землянский.
Есть и опасения, что такая закупка могла бы ударить по нашей собственной отрасли, и тогда пришлось бы вводить нулевые налоги или даже дотации. Поддержка нефтяников во время кризиса звучит парадоксально, но эта сфера также предполагает тысячи рабочих мест, которые столь необходимы стране в виду растущей безработицы.
А энергетический эксперт Дмитрий Марунич объясняет, что есть еще и законодательные нюансы.
“У “Нефтегаза”, теоретически, деньги есть, а “Укртранснафта” закупила минимум два судна по 80 тысяч тонн. Другое дело, что неизвестно, кто дал “Укрнранснафте” этим заниматься, ведь это - акционерное общество, его финплан должен быть утвержден Кабмином. Получается, в “Нефтегазе” купят нефть, закачают, и сами же себе будут платить некие суммы”, - говорит он.
Кроме того, в Украине нет нормативной базы для создания таких запасов. Законопроект, позволяющий их накапливать, так и не приняли. Он предполагал, что до 2022 года у нас будет запас в размере не менее 2 миллионов тонн сырой нефти.
Но разве это первый случай, когда от позитивных идей приходится отказываться из-за непрофессионализма чиновников? Так что, вопреки оптимизму украинцев, не похоже, что падение цен на нефть может обернуться для нашей страны позитивно. По крайней мере, простой гражданин этого влияния не ощутит.
Анна Пешкова
Источник: newsone.ua
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.