Электромобиль или авто на бензине: на чем комфортней и дешевле ездить в Украине
Автомобилисты продолжают беспрерывно спорить, что же более выгодно использовать в украинских реалиях – электромобиль, гибрид или авто с обычным бензиновым двигателем.
В отличие от украинцев, в Европе давно уже определились в выборе авто. В феврале прошлого года было зарегистрировано более 22 тыс. сделок на покупку авто с электротягой. Эта цифра не перестает расти из года в год, и даже несмотря на то, что покупателям приходится месяцами ждать заказанную машину. Однако, украинские автолюбители не спешат ограничиваться в своем выборе.
Редакция NEWSONE.ua разбиралась на каком авто передвигаться по дорогам страны выгоднее и сколько можно сэкономить на электромобиле.
Что выбирают украинцы
По состоянию на 1 декабря 2018 года на украинских дорогах ездили 10 186 авто на электротяге, в то время, как гибридов было 8 781. Об этом свидетельствуют данные маркетингового агентства IRS Group. Это объясняется тем, что в отличие от электроавтомобилей, при ввозе в Украину гибридные авто облагаются НДС, ввозной пошлиной и акцизом.
По мнению главы Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, украинцы с осторожностью относятся к машинам на электротяге, предпочитая авто с двигателем внутреннего сгорания либо в дополнении с аккумулятором.
“Цены на электрокар нынче “кусаются”, поэтому большая разница в том, что хотят украинцы и что покупают. Конечно, авто на электротяге поможет сэкономить деньги потом, но инвестировать немалые деньги нужно сразу, – говорит Олег Назаренко. – Еще одна проблема, что украинцы хотят не быть, а казаться. Вместо небольшого авто, которое расходует мало топлива и удобное для парковки, многие покупают 3-литровую “бляху””.
В любом случае, гибридов и электромобилей в Украине пока считанные единицы. И даже в рамках автопарка всей Украины их количество не слишком заметно, всего 10 млн машин.
Однако, директор Центра проектных исследований “Уровень жизни” Игорь Ляшенко говорит, что уже в ближайшие 10-15 лет половина мирового автопарка будет электрической, что кардинально изменит ситуацию и в Украине в том числе.
“Даже наши чиновники упоминают 2030 год, как такой, когда электромобили займут очень существенную долю. Однако, неразвитая инфраструктура – сейчас самое тонкое место. Причем не инфраструктура на трассах или нынешних АЗС, а самая прикладная возможность для зарядки машины возле дома. Прорыв в приобретении электромобилей произойдет, когда обычный житель спального массива сможет заряжать свое авто на том месте, где он ставит машину и сейчас”, – отметил он.
В свою очередь, Олег Назаренко уверяет, чем больше будет электрокаров в Украине, тем больше появится зарядных станций, и наоборот.
“Это взаимосвязанные процессы. Я лично купил электромобиль и собственным примером показываю, что приобретая машину на электротяге, мы перестаем кормить страну-агрессора. Стоит помнить, что каждый раз заезжая на заправку, мы оплачиваем налоги в бюджет России”, – добавил Олег Назаренко.
Судя по всему, машины на электротяге действительно способны заменить авто с двигателем внутреннего сгорания. Но стоит ли автомобилистам в ближайшее время бежать в салон за новой машиной?
[see_also]
Гособлигации Украины: стоит ли покупать и сколько можно заработать в сравнении с депозитами
[/see_also]
Электромобили: плюсы и минусы
В ноябре 2018 года украинское правительство установило новые ставки акцизов для “зеленых” авто – 1 евро за 1кВт*ч емкости электродвигателя. К тому же, теперь собственники электрокаров не платят налоги, согласно закону до 2022 года, хотя стоимость самого автомобиля и без того многим украинцам не по карману.
“Сегодня в Украине зарегистрировано более 12 000 EV-авто, но большинство из них б/у. Поэтому, эти автомобили имеют серьезные проблемы с батареями. Главная из них – небольшой ресурс самих батарей, который с годами эксплуатации постоянно уменьшается”, – говорит основатель DRIVETRIBE: Украина Иван Галета.
Еще одна трудность в использовании “зеленых” авто заключается в том, что в зимнее время года украинцы привыкли начинать движение в прогретых салонах. Однако, зимой на это уходят драгоценные "электрокилометры", а время поездки – уменьшается. В любом случае, этот автомобиль привязан к розетке и преодолеть на нем большое расстояние вряд ли удастся.
“Что касается преимуществ электроктромобилей, то их почти не нужно обслуживать. И если обычное авто требует проверки на СТО каждые 10-15 тыс. км, то машина на электротяге – каждые 40 тыс. км. А само обслуживание обходится намного дешевле, например техосмотр для бюджетного Renault ZOE на фирменном СТО обойдется порядка 1 500 грн”, – объяснил нам основатель блога Autogeek Евгений Муджири.
Но самым большим плюсом электромобилей является недорогое электричество и возможность устанавливать дома двухзонные счетчики, чтобы заряжать свой автомобиль дешевле (но только ночью).
Отсутствие двигателя внутреннего сгорания выступает здесь одновременно и преимуществом, и недостатком. С одной стороны, авто на электротяге не требует дорогостоящего топлива, а с другой – не имеет достаточного автономного хода.
Электромобили лучше всего подойдут жителям больших городов с развитой электромобильной инфраструктурой. Иначе водителю нужно будет продумывать свой маршрут до мельчайших подробностей, чтобы подзарядить машину.
Машины с обычным типом двигателя – экономия и экология
В последние несколько лет человечество всерьез говорит об экологической катастрофе во всем мире. А в цивилизованных странах привычные нам машины признаны губительными для окружающей среды. Но несмотря на это, авто с двигателем внутреннего сгорания сегодня считается наиболее испробованной установкой на автомобилях. Именно поэтому с такими двигателями возникает меньше всего проблем при длительной эксплуатации.
“В последнее время автопроизводители продолжают погоню за наиболее экономными двигателями. Для этого они устанавливают на авто 1, 2 или 4 турбины. Например, таким количеством отличается флагман Х5 от BMW. Эти турбины работают с определенных оборотов мотора, для того чтобы легче раскрутить двигатель”, – рассказывает Иван Галета.
Однако, на сегодня ресурс таких моторов в разы меньше, чем еще 20 лет назад. Главная причина – турбина скорее использует ресурс самого двигателя. Поэтому отдельные производители, например Mazda и Infiniti, меняют степени сжатия устройства и таким образом достигают большей экономии горючего.
[see_also]
Телефон вместо паспорта: что такое Mobile ID и во сколько идентификатор обойдется украинцам
[/see_also]
Гибрид: плюсы и минусы
В отличие от “зеленых” автомобилей, депутаты утвердили для гибридов акцизную ставку в 100 евро за единицу, но на этом еще не все. При ввозе гибрида в страну, как и для авто с ДВС, также придется заплатить ввозную пошлину – 8-10% от стоимости автомобиля и НДС – 20%.
Гибрид – это сочетание обычного бензинового ДВС и электромотора-генератора, который работает до определенных оборотов. Это позволяет накапливать электроэнергию при остановке автомобиля и, в целом, дает ощутимую экономию горючего.
“В Украине довольно распространены гибридные автомобили от компании Toyota-Lexus. Сегодня многие украинцы обладают авто с гибридной установкой. За десять лет, они не столкнулись с проблемой ремонта или обычного обслуживания таких автомобилей. Недаром МВД, согласно Киотскому протоколу, за японские средства закупало Toyota Prius и Mitsubishi Outlander PHEV”, – объясняет Иван Галета.
Кстати, в гибридных авто отсутствует понятие холостого хода. Ведь во время движения работает или ДВС, или гибридная установка. А во время остановки, например на светофоре либо в тянучке, гибридный мотор постоянно подзаряжается.
“У нас сейчас самые популярные гибриды – это BMW i3 REX, где 7-литровый бак и батарея. Он может ездить только на электричестве, а когда нужно подзарядить батарею – включается ДВС. Этот гибрид входит в тройку самых популярных автомобилей в Украине сейчас”, – добавил Евгений Муджири.
Главный недостаток гибридов – это обслуживание и уход за машиной. Как и в авто с ДВС, есть необходимость в постоянной замене масла в моторе, а сам по себе двигатель внутреннего сгорания считается достаточно требовательным.
На чем ездить выгоднее – подсчет
Безусловно, электромобиль способен сэкономить деньги своего собственника в период эксплуатации. Сегодня стоимость кВт электроэнергии составляет 1,68 грн. При среднем расходе Nissan Leaf 10,5 кВт на 100 км, а это составляет чуть более 17 гривен. Однако у EV-авто, а тем более поддержанного, часто встречаются проблемы с батареей. И все ничего, если бы замена не обходилась собственникам, как половина стоимости самой машины.
По мнению Евгения Муджири, экономия заметна, даже если подсчитать разницу между расходами на подзарядку электрокара и топлива для обычного типа двигателя. Допустим, водитель проезжает 30 тыс. км в год. Для более удобного подсчета предположим, что на 100 км необходимо 10 л бензина. Получается, что за год водитель тратит только 90 тыс. грн на бензин – 3 тыс. литров по 30 грн/л. А гибрид может показать расход вдвое меньше – 45 тыс. гривен – 5 литров на 100 км.
“Гибрид – это сочетание электромотора и обычного бензинового двигателя, что позволяет не искать подзарядку для машины. Но сама экономия, конечно меньше, чем в полноценных электромобилях”, – подтверждает подсчеты Иван Галета.
Тем не менее зарядка электромобиля даже при самом быстром режиме по 8 грн/кВт обойдется в 38 400 гривен за год. То есть, электрокар с батареей в 24 кВт может проехать 150 км, приблизительно 16 кВт хватает на 100 км. Соответственно, в год получается 4 800 кВт. А если использовать домашнюю розетку, пусть даже по 2 грн за кВт, то стоимость будет – 9 600 грн.
Как видите, разница существенна. Но автопроизводители постоянно улучшают свои бензиновые агрегаты и поэтому сегодня существуют по-настоящему экономичные автомобили с ДВС со средним расходом в 3-4 литра на 100 км. Конечно, такой расход горючего все равно большой, а тем более в сравнении с электродвигателем.
В любом случае, каждому автомобилисту придется взять в руки калькулятор и подсчитать свою выгоду. Однако, несмотря на все преимущества авто на электротяге, в Украине пока отсутствует разветвленная сеть зарядных станций.
“Иностранные инвесторы готовы вкладывать средства в строительство электрозаправок в Украине, если мы будем ими пользоваться. Спрос и строительство заправок для электрокаров – взаимозависимы”, – констатирует факт глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко.
Напоследок отметим, что за последние несколько лет действия правительства способствовали улучшению ситуации, а законодательство и налогообложение теперь на стороне граждан, желающих владеть авто на электротяге. Однако, ограничиваться недавними нововведениями не стоит. Политика государства должна содействовать появлению не только частных электромобилей, но и первого общественного транспорта на электротяге.
Анастасия Пасичная
Источник: newsone.ua
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.