Полная информация об авто и оплата штрафа онлайн: как работает “Электронный кабинет водителя”

Размещено: 26.12.2018
Полная информация об авто и оплата штрафа онлайн: как работает “Электронный кабинет водителя” Фото: SunDayNews

Чаще всего украинцы обращаются в сервисные центры МВД за регистрацией авто, выдачей водительских удостоверений и справок о несудимости. Украина движется к тому, чтобы все подобные административные услуги переводить в "онлайн".

Очередным шагом стало введение в эксплуатацию "электронного кабинета водителя", созданного по инициативе главного Сервисного центра МВД. Благодаря ему не нужно сидеть в очередях в банках и заполнять множество документов.

Одно из главных нововведений заключается в том, что водители смогут оперативно получать уведомления о нарушениях и оплачивать штрафы без задержек.

Что еще предлагает сервис, как в нем зарегистрироваться и как водители оценивают опыт эксплуатации сайта?

Заплатить штраф и проверить автомобиль

Сервис позволяет оплатить штрафы за нарушение правил дорожного движения и записаться в электронную очередь в сервисный центр МВД. Также сервис предлагает ввести свой номер телефона или адрес почтового ящика, чтобы можно было оперативно получать уведомления о штрафах.

При помощи сервиса можно также узнать более полную информацию об авто, которые вам не принадлежит, и о водительском удостоверении. Все это обойдется в 46 гривен административного сбора. Например, можно узнать, сколько у автомобиля хозяев, когда он зарегистрирован, были ли с ним дорожно-транспортные происшествия. Можно даже узнать показания одометра (счетчика оборотов колеса), страховку, и проверить любые ограничения на автомобиль, например, запрет на продажу и другие отягощения. Достаточно только ввести VIN-код автомобиля.

Такой код используют еще с 1977 года. Стандарту ISO 3779 подчиняются почти все производители автомобилей. Его можно найти под капотом, в специальном окошке на лобовом стекле, под обшивкой пола около водительского сидения, на стойке водительской двери.

Код очень сложно подделать, но аферисты часто пытаются это сделать. Иногда это удается, и тогда украинцам продают автомобили-двойники. О том, как уберечься от таких схем, NEWSONE уже рассказывал.

Благодаря новому сервису у водителей не будет крайней необходимости ехать на авторынок и проверять машину на станции диагностики: достаточно будет истории транспортного средства.

"Еще во время существования ГАИ была практика, когда у тебя есть кум, которому ты звонишь и узнаешь информацию об автомобиле. Сегодня мы отошли от этого. Теперь важно вести просветительскую работу с водителями, потому что многие до сих пор не знают, что за такие данные платить не нужно", - говорит руководитель направления развития электронных услуг TAPAS Даниил Молчанов, который непосредственно занимался разработкой сервиса.

Госагентства по вопросам электронного правительства Алексей Вискуб рассказывает о еще более амбициозных планах. Скоро планируют добавить возможность загрузки документов и оплаты любой услуги. А также будет доступна услуга первичной регистрации автомобиля онлайн.

Как зарегистрироваться

Зайти на сайт можно по ссылке: e-driver.hsc.gov.ua. Затем необходимо нажать кнопку "Войти через id.gov.ua". Откроется окно с предложенными вариантами регистрации  электронного кабинета. Это идентификация по подписи, по BankID и по MobileID.

Если у вас уже есть цифровая подпись, сложностей с регистрацией не будет. Несколько движений на клавиатуре - и вот вы уже в своем электронном кабинете. О том, как пользоваться Bank ID, NEWSONE писал ранее. Пока эта услуга доступна только пользователям "Ощадбанка" и "Радабанка. "Приват" обещают добавить позже.

Разработчики говорят, что третий способ регистрации - MobileID - это обязательное условие доступа практически ко всем публичным услугам, которые государство предоставляет онлайн. Но не торопитесь сразу кликать на своего оператора. Дело в том, что мобильная идентификация предусматривает интеграцию цифровой подписи в SIM-карту телефона. При ее отсутствии дальше вас может просто "не пропустить".

Чтобы воспользоваться MobileID, нужно подать заявку через вашего оператора и получить специальную mID-SIM-карту.

"В ногу" с другими изменениями

Сервис запустили как раз под введение в эксплуатацию автоматических камер TruCam, которые фиксируют нарушения на дорогах и выписывают штрафы. Их установили на трассах и на оживленных перекрестках в Киеве и крупных городах страны.

Изначально по стране должны были установить примерно 2 тысячи камер, но пока их только несколько десятков. Уже за первую неделю эксплуатации новых камер выписали более 230 протоколов за превышение скорости. Правда, эти штрафы можно оспорить в судебном порядке, ведь за рулем могли быть не вы, а кто-то другой. Но проще и дешевле заплатить штрафы, чем ходить по судебным заседаниям.

Протоколы могут выдавать лично или присылать на почту. Конечно, "письма счастья" - это неудобно для украинцев, ведь о них можно подолгу не знать, если вы живете не по месту прописки. Новый сервис как раз должен упростить процедуру штрафования.

Правда, пока зарегистрированные в системе водители, с которыми поговорил NEWSONE, увидели на сайте только "ручные" штрафы. На сайт должны еще приходить штрафы в соответствии с новым законом о неправильной парковке.

Это не первый электронный кабинет для водителей. В конце лета заработал государственный сервис для частных перевозчиков: e-services.dsbt.gov.ua. Пассажиры маршруток получили возможность проверять наличие лицензии по номерам автобуса. Например, выяснилось, что автобус с номером AH8945ET зарегистрирован сразу у двух перевозчиков.


 
Такая инициатива Камина была призвана сделать перевозки более безопасными, но о подобном сервисе до сих пор знают далеко не все украинцы. Частники же активно получают, расширяют и аннулируют лицензии онлайн.

Удар по коррупции

Эксперты говорят о позитивном влиянии нового сервиса на транспортную систему Украины. 

"На мой взгляд, самым полезным нововведением, может стать возможность проверить любое транспортное средство по VIN-коду. Кроме того, что это очень удобно при купле-продаже авто - это позитивно повлияет на Украинский рынок пассажирских перевозок автотранспортом", - говорит руководитель Комитета цифровой инфраструктуры и связи Экспертного совета при Мининфраструктуры Украины Станислав Гвоздиков.  

По его словам, новый сервис станет антикоррупционным проектом прямого действия, который призван содействовать прозрачному распределению маршрутов среди перевозчиков и защите прав пассажиров и сознательных перевозчиков. 

"Каждый автобус будет привязан к конкретному маршруту, а по всем перевозчикам будет вестись история штрафов и нарушений. Сейчас проблемы на рынке огромные: его объем - 50 миллиардов гривен в год. При этом почти весь транспортный сектор находится в теневой части экономики. Маршрутки убиты, едут не по маршруту и не по расписанию. Хорошие автобусы выставляются на много конкурсов одновременно. Страховок пассажиров и предрейсового наркоконтроля водителей нет", - объясняет он. 

Глава Главного сервисного центра МВД Украины Владислав Криклий называет это нововведение революцией и делит Украину на период до существования электронного кабинета водителя и после. Его энтузиазм не разделяет Владимир Наумов, глава Всеукраинского центра реформ транспортной инфраструктуры. 

"Более чем уверен, что кабинет не решит те проблемы, которые сейчас есть в сфере, но надеяться буду на лучшее", - говорит он. 

Безопасен ли новый сервис 

Разработчик сервиса Даниил Молчанов заявил, что система работает с достоверными данными из реестров, не собирает личные данные и нигде их не хранит. Но у пользователей сервиса появились сомнения в гарантии сохранности их личных данных, которые они вводят на сайте. IT-специалист Владимир Фльонц поделился своим мнением о сервисе в Facebook.

"Сегодня все его тестируют. Кто-то уже ошибки в установке SSL-сертификата нашел. Кто-то свою "не битую не крашенную" в авариях обнаружил. В общем - полезный сервис. Переходим по ссылке, видим е-сервис, который собирает и обрабатывает мои личные данные, похоже, даже государственный. Но точно ли это?"

Фльонц подчеркнул, что на сайте не указан его владелец. Также нет SSL-сертификата с подтверждением организации. SSL-сертификат не дает мошенникам украсть личные данные пользователей: например, номера их карточек, адреса электронной почты. Если на сайте установлен такой сертификат, возле адреса страницы в браузере будет отображаться значок замка.

По его словам, на платформе не используют TOS, тип сервиса с наименьшей задержкой пакетов, что важно для государственных сайтов. Он подчеркнул, что это ошибка не только данного сервиса: то же самое и с сервисами Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции.

"Условия и правила использования сервисом? Правила хранения и обработки персональных данных? Обойдетесь. Статус предоставляемой информации? Ха-ха. Сервис работает в режиме "дослідної експлуатації" - да вроде, нет, выходит, что в "промисловій"? А все почему? Чтобы ничего не нарушить, лучше ничего не писать? Частный магазинчик за отсутствие стенда "куточок споживача" ощутит всю мощь нашей реформированной ДФС и ДПСС, а тут, выходит, можно. Простите, но такое отношение нельзя назвать сервисом государственного уровня", - утверждает специалист.
"Такой сервис - это все равно, что ББС (бабка на базаре сказала). Как к нему может быть доверие, если элементарные правила не выполняются? Мне очень нравится, что вы делаете де-факто, но не забывайте и о де-юре стороне тоже", - добавил он.
"Верстка съезжает, юридической информации ноль, интерфейс вообще непонятный. Такое ощущение, что за ночь склепали", - пишет другой эксперт.

Разработчики же подчеркнули, что украинцам не стоит переживать за безопасность своих данных, и напомнили, что действует только тестовая версия системы. Интересно, что сервис делали не госпрограммисты. Грант выделил USAID, а затем проект передали частной винницкой компании.

Реакция водителей

Водители рассказали, что рады нововведению, ведь при покупке машины теперь можно посмотреть ее историю, и не верить на слово продавцу.

"Появился государственный электронный кабинет водителя. За последние пару лет начали раскатывать всё, что связано с реестрами, открытыми данными, ЭЦП и услугами государства для бизнеса и населения. Вот, наконец, дошли и до штрафов для водителей.  Недавно поймал первый штраф, оплатил, но хотел удостовериться, что оплата прошла. Теперь это можно проверить онлайн, а заодно и подписаться на e-mail/sms -уведомления о штрафах", - рассказал Роман Рыбальченко.

Украинцы позитивно оценивают борьбу с перекупщиками, которые наживаются на автодвойниках.  
 
Но не все пользователи смогли без проблем воспользоваться сервисом. Возникли проблемы со входом. 

"Все глючит. Зарегистрировал ЕЦП, ввел данные к сертификату, ввел пароль, пустило далее на соглашение - и все при соглашении выкидывает на первый экран", - написал Алекс Быков.

Не все водители также обнаружили на сайте свои автомобили.


То же было и с штрафами.

 

"Куда баг-репорты кидать? у меня точно был один штраф в прошлом году", - написал Сергей Кирилик.   
"По качеству данных, к сожалению, не все так радужно, информация тянется из разных источников, которые собирали разные органы на протяжении длительного времени. Да может не быть некоторых штрафов, по машинам тоже до 2013 года могут быть пробелы. Фото для прав тоже могут не тянуться до 2014 года. Даже если какой-то инфы сейчас нет, то она может со временем появиться, - прояснил ситуацию Данил Молчанов, эксперт программы USAID.

Как еще можно заплатить за штраф

Пока сервис работает в тестовом режиме, заплатить за ошибку на дороге можно не только в отделении банка. Кстати, плюс в том, что кассиры чаще всего сами вносят данные. Иногда же приходится их диктовать или же заполнять вручную, и тут важно не ошибиться, чтобы деньги не "ушли" впустую.

За штраф можно заплатить сразу через терминал полицейского, если у вас при себе есть карта банка, и на ней хватает средств. Но такие терминалы есть не у всех правоохранителей. На каждом шагу в больших и малых городах стоят терминалы самообслуживания. Некоторые из них принимают платежи на оплату штрафов. Комиссия за услуги чаще всего такая же, как при оплате через кассу – 1% суммы. Есть и недостаток: нужно точно рассчитать нужную сумму, потому что автоматы сдачи не выдают.

Заплатить за штраф можно и из дома. Например, на сайте банка, или при помощи виртуальных кошельков WebMoney, Smart pay и EasyPay. За виртуальные услуги берут до 2% суммы платежа (с учетом комиссии за пополнение кошелька). Сервисы предлагают создать квитанцию, которую можно потом распечатать.

Пользователи продукции Apple могут это сделать через iPay. Также оплатить штраф можно через сайт Gospay. Правда, этот вариант время- и энергозатратный, потому что необходимо ввести много личной информации и данных о штрафе.

На сайте также можно заплатить за проверку свидетельства о регистрации автомобиля, за перерегистрацию, выдачу прав и номерных знаков и их сохранение, за экспертное исследование транспорта. За проведение операции просят 3% комиссии, и обещают, что деньги поступят в банк в течение 1 дня.

Недостаток почти всех этих способов – необходимость самостоятельно вводить реквизиты среди которых: ФИО, серия постановления, № постановления, назначение платежа и сумма, номер счета Госказначейства,

Важно, что в интернете есть непроверенные сервисы по уплате штрафов. Введя туда личные данные, вы можете отправить деньги совсем не по назначению, и даже не догадываться, что штраф все еще "висит" на вас. Просроченные неоплаченные штрафы обходятся дорого. По ним нужно платить не позже 15 дней с момента вручения, иначе сумма удваивается.


Новый государственный сервис для автомобилиста - это шаг в цифровую эпоху и удар по мошенникам, которые перепродают угнанные машины. Сервис необходимо доработать, и тогда больше украинцев ощутят удобства от его использования.

Анна Пешкова


Подписывайся на NEWSONE в Telegram. Узнавай первым самые важные новости.
'; str += '
'; if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { str += '' } } str += '
' + '' + 'Результат' + '
' + '
'; $box.parent().find('.dem-loader').hide(); $box.html(str).data('vote', vote).find('#js-vote-fm' + vote.absnum).on('submit', function(event){ event.preventDefault(); var $form = $(this); var $box = $form.closest('.js-vote-box'); var option_absnum = $form.find('input[name="poll"]:checked').val() || 0; if (option_absnum > 0) { $box.parent().find('.dem-loader').show(); $form.prop('disabled', true); $.post(http_addr + lang + '/actions/vote', {vote:[{'absnum':$box.data('absnum') || 0, 'option_absnum': option_absnum}]}, function(data) { var data = typeof data == 'string' ? JSON.parse(data) : data; var done = false; if (data.vote.success) { var vote = data.vote.result; $box.data('vote', vote); set_options_done(vote.absnum, option_absnum); done = true; } else { if (data.vote.result.errno == 0) { done = true; } else { alert(data.vote.result.error); } $form.prop('disabled', false); } if (done) { var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); if ( done_votes.indexOf($box.data('vote').absnum) == -1) { done_votes.push($box.data('vote').absnum); $.cookie('done_votes', done_votes.join(','), {expires: 364, path: '/'}); } build_vote_results($box, $box.data('vote')); }else{ $box.parent().find('.dem-loader').hide(); } }); } else { alert('Выберите вариант ответа'); } }); } function set_options_done(vote, option){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); if ( typeof votes_options[vote] == 'undefined') { votes_options[vote] = option; $.cookie('votes_options', JSON.stringify(votes_options), {expires: 364, path: '/'}); } } function get_options_done(vote){ var votes_options = $.cookie('votes_options') || '{}'; votes_options = JSON.parse(votes_options); return typeof votes_options[vote] != 'undefined' ? votes_options[vote] : 0; } function build_vote_results($box, vote) { // get date of creations tart var created = new Date(parseInt(vote.created) * 1000), created_day = created.getDate(), created_month = created.getMonth() + 1, created_year = created.getFullYear(), created_date; created_month < 10 ? '0' + created_month : created_month; created_day < 10 ? created_day = '0' + created_day : created_day; created_date = created_day + '.' + created_month + '.' + created_year; var done_votes = $.cookie('done_votes') || ''; done_votes = done_votes.split(','); var opt = get_options_done(vote.absnum); var str = '
' + vote.title + '
'; if (parseInt(vote.total_votes) == 0) { vote.total_votes = 1; } if (vote.options.length > 0) { for (var i in vote.options) { var p = Math.ceil((parseInt(vote.options[i].votes)*100)/parseInt(vote.total_votes)); str += '
' + '
' + vote.options[i].title + '
' + '
' + '
' + ' ' + '
' + '
'; } } if (done_votes.indexOf(vote.absnum+'') != -1 || vote.is_ended) { }else{ str += ''; } str += '
'+created_date+'
'; $box.html(str); $box.parent().find('.dem-loader').hide(); // animation progressbar's $('.vote_fill').each(function () { var fillWidth = $(this).attr('data-width'); $(this).width(fillWidth); }); } if (!window.format) { window.format=function(b,a){if(!b||isNaN(+a))return a;var a=b.charAt(0)=="-"?-a:+a,j=a<0?a=-a:0,e=b.match(/[^\d\-\+#]/g),h=e&&e[e.length-1]||".",e=e&&e[1]&&e[0]||",",b=b.split(h),a=a.toFixed(b[1]&&b[1].length),a=+a+"",d=b[1]&&b[1].lastIndexOf("0"),c=a.split(".");if(!c[1]||c[1]&&c[1].length<=d)a=(+a).toFixed(d+1);d=b[0].split(e);b[0]=d.join("");var f=b[0]&&b[0].indexOf("0");if(f>-1)for(;c[0].length